Проект "В мире профессий"
проект (старшая группа)

"Педагогическое кафе" Герасимовой Марины Сергеевны

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya-_proekt.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

«В мире профессий»

Авторы проекта: Мошева Л.Е., Герасимова М.С.

Продолжительность проекта: 1 год.

Вид проекта: информационный, познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность

    Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя впрофессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

 Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.        

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «В мире профессий».

Цель: расширение и обобщение представлений детей о многообразии профессий, о роли труда в жизни людей.

Задачи:

Для детей

- обогатить  представления детей о многообразии мира профессий в обществе;

- формировать представления о необходимости трудовой деятельности в

жизни людей;

- развивать познавательную активность, интерес к профессиям своих родителей;

- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;

- побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.

Для педагогов

- создать условия для активной, самостоятельной творческой, игровой деятельности детей через сюжетно-ролевые игры;

- обогатить предметно-развивающую  среду по теме проекта;

- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

- развивать  интерес у детей и родителей к проектной деятельности.

Для родителей

- стимулировать творческую и познавательную активность детей;

- включиться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;

- рассказать о своей профессии;

- провести мастер-класс для детей (хобби родителей).

Принципы реализации проекта:

•        Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

•        Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

•        "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

•        Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

•        Развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

•        Наглядность.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,

- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,

- разовьется чувство уважения к   людям разных профессий.

Для родителей:

– оптимизация детско-родительских отношений;
– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
– повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Для педагогов:

–самореализация, повышение творческого потенциала;
– повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Продукт проектной деятельности: 

  • Фотовыставка «Профессии наших родителей».
  • Выставка творческих работ на  тему «Кем хочу я стать».
  • Туризм по миру профессий: в продуктовый магазин, на почту, в библиотеку, пожарную часть, парикмахерскую, школу, столовую.
  • Создание банка виртуальных экскурсий «Профессии России»
  • Сборник подвижных и дидактических игр.
  • Сборник НОД и бесед по теме проекта.
  • Мастер – класс для педагогов «Все работы хороши».
  • Стенды, ширмы по профессиям.
  • Встречи с интересными людьми «Азбука профессий».
  • Творческая гостиная «Все профессии нужны, все профессии важны».

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

- определение целей и задач проекта;

- подбор методического сопровождения;

- организация развивающей, познавательной, предметной среды;

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций;

- определение направлений практической деятельности детей и родителей.

2 этап -  реализация проекта.

Алгоритм ознакомления с профессией.

•        Название профессии

•        Место работы

•        Материал для труда

•        Форменная одежда

•        Орудия труда

•        Трудовые действия

•        Личностные качества

•        Результат труда

•        Польза труда для общества.

Образовательная область

Непосредственно образовательная деятельность

1.

Социально-коммуникативное развитие

Игры-имитации: «Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи», «Мы снимаем фильм»

Игровая ситуация: «Кем я стану?»

Составление рассказов о профессии родителей.

Изготовление словаря профессий.

Игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем»

Встречи с людьми разных профессий.

Организация различных видов труда

Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? »,  «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет», «Кому что нужно для работы», «Инструменты для людей разных профессий», «Что пригодится при пожаре», «Исправь ошибку»,  «Что мы делали не скажем, а что делали, покажем».

Сюжетно ролевые игры: «Строители», «Столовая (Кафе)», «Школа», «Военная база», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Семья», «Театр», «Салон красоты», «Телевидение»

Туризм по миру профессий.

2.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Мама на работе», «Папа на работе», «Кем я хочу стать», «Моя семья»

Работа с раскрасками: «Профессии людей».

Инсценировка по стихотворению С. Михалкова «Овощи», «Варим кашу»

Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»

Песня о мастерах (Ю.Ким, А.Рыбников)

Беседа о творческих профессиях, связанных с искусством (пианист, дирижёр, композитор, певец, балерина, художник)

Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»

3.

Речевое развитие

Пословицы и поговорки о труде.

Стихи и загадки о профессиях.

Игры в рифму -«Разные профессии» В. Волина

Чтение художественной литературы:

 «Город добрых дел» Р. Скарри,

 «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях),

«А что у вас?» С. Михалков,

«Кем быть?» В. Маяковский,

«Строители» Б. Заходер,

«Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков,

 «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари,

«Доктор Айболит» К.Чуковский,

 «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

М. Познанская «Пойдем на работу»,

С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные»,

В Лифшиц «И мы трудиться будем».

Б. Житков «Железная дорога»,

М.Ильин «Машины на нашей улице»

Н. Найденова «Ольга Павловна».

С. Баруздин «Кто построил новый дом»,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим».

Разучивание стихов о различных профессиях.

4.

Познавательное развитие

Беседы: «Что такое профессии»,

«Какие профессии ты знаешь»,

«Профессии моих родителей»,

«Кем ты станешь, когда вырастешь?»

«Почему важно быть хорошим специалистом»,

«Без ученья не бывает профессионалов».

Серия бесед: «Кто работает в детском саду»,  «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий»

Презентации «Все работы хороши»,  «Дело мастера боится», «Профессии»

Квест-игра «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Виртуальные экскурсии в продуктовый магазин, на почту, в библиотеку, пожарную часть, парикмахерскую, школу, столовую

5.

Физическое развитие

Игры соревнования «Посади и собери картошку», «Кто быстрее и красивее накроет на стол», «Помоги маме принести продукты из магазина», «Кто быстро и правильно отберет продукты для супа и компота»

3 Этап - Заключительный

Творческая гостиная «Все профессии нужны, все профессии важны»

Презентация «Мир профессий»

Результат реализации проекта

Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили   уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Рекомендуемая литература

1. Артёмова О.Я б в профессию пошел, пусть меня научат! / О. Артемова // Здоровье детей: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 6.

2. Астахова Т. Н. "И каждой профессии - слава и честь!" / Т. Н. Астахова // Читаем, учимся, играем.- 2008.- № 6.

3. Емельянова, Л. Угадай профессию / Л. Емельянова // Читаем, учимся, играем.- 2006.- № 1.

4. Жаренкова Н., Муртазина О. Знакомимся с профессиями. Долгосрочный проект для старших дошкольников. - М., 2014

5. Завельнюк Л О профессиях.-М.,2006г.

6. Игнатьева, Ю. Мой папа - шахтёр: [опыт работы по ознакомлению дошкольников с трудом шахтёра и смежными с ним профессиями в подготовительной к школе логопедической группе] /Ю. Игнатьева, Г. Предводителева, Т. Гекк // Дошкольное воспитание.- 2008.- №8.- С. 113-116.

7. Пенкина, Е. М. Есть такая профессия - Отчизну защищать!: развлечение / Е. М. Пенкина, Н. В. Селева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2009.- № 12.

8. Попова Т.В Беседа с дошкольниками о профессиях.- М., 2005г.

9. Селезнева, Т. В. Я бы в моряки пошёл, пусть меня научат! / Т. В. Селезнева // Читаем, учимся, играем.- 2010.- № 11.

10. Усов, Н. В. Когда работа в радость / Н. В. Усов // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 9

11. Усова, Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость! : классный час / Н. В. Усова // Воспитание школьников.- 2011.- № 3

12. Шапаева Г. Большая книга профессий для самых маленьких.- М.,, 2005

13. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? - М., 2007г.

14. Шорыгина, Т. А. Экономика: доступно о науке / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. -2010.-№ 3,6,8, 9.

15. Шорыгина, Т. А. Все работы хороши! цикл бесед для детей 4-6 лет / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2005.-№ 3-6.

16. Юшко, А.Судьба моя - археология: 5-11 классы / А. Юшко // История: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 19

Литература для детей

1. Алдонина, Р. Удивительные люди / Р. Алдонина // Миша.- 2010.- № 11.(стихи о профессиях)

2. Артюх, Е. Держись, геолог! / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 7 (О профессии геолог)

3. Артюх, Е. Дядя Стёпа XXI века / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 8.

4. Артюх, Е. Есть такая профессия - Родину защищать / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.-№ 3.

5. Артюх, Е. Крепче за баранку держись, шофер? / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 9.(Об изобретении автомобиля и о профессии шофер)

6. Артюх, Е. От каменной иглы до миникомпьютера / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.-№ 11 (О профессии портного и швеи)

7. Артюх, Е. Профессия для настоящих мужчин / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 6

8. Артюх, Е. Самая вкусная профессия / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 10.

9. Артюх, Е. Я бы в лётчики пошёл... / Е. Артюх; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 12 (О профессии лётчик.)

10. Архитектор // Весёлые уроки.- 2009.- № 1.(О профессии архитектор)

11. Бурачевская, Д. Зубной / Д. Бурачевская // Колокольчик.- 2009.- № 5. (Стихотворение о профессии стоматолога).

12. Жукова, Л. Загадки о профессиях / Л. Жукова; худож. Е. Артюх // Миша.- 2010.- № 7.

13. Зачем оркестру дирижёр // Отчего и почему.- 2010.- № 8. (История возникновения профессии дирижёра.)

14. Инженер - значит творец! // Клепа.- 2011.- № 2.- С. 12-13: ил. (О профессии инженер).

15. Кем ты хочешь стать в будущем? // Клепа.- 2006.- № 6.

16. Лугарев, А. Спорный вопрос: будешь учителем? / А. Лугарев; худож. Е. Резниченко // Клепа.- 2007.-№ 9.

17. Лугарев, А. Я в ученые пойду, пусть меня научат"/ А. Лугарев; худож. В. Уборевич-Боровский // Миша .- 2010.- № 8.

18. Меркулова, Е. Кто чем занимается при создании компьютерной игры/ Е. Меркулова // Клепа.- 2007.- № 9.

19. Павлова, Е. С Днем парикмахера!/ Е. Павлова // А почему?.- 2010.- № 9, 10. Игротека посвящена профессии парикмахера.

20. Пекарь // Весёлые уроки.- 2009. - №2.(О профессии пекаря)

21. Профессии XXI века // Клёпа.- 2009.- № 10.(Новые технологии и профессии 21 века)

22. Профессия – робот // Клёпа.- 2010.- № 9.

23. Савельева, Е. Папины профессии / Е. Савельева // Колокольчик. -2009.-№ 2.

24. Собакин, Т. Напрасные мечты / Тим Собакин // Простоквашино.- 2009.- № 6. (Как заманчиво стать астрономом...")

25. Усачёв, А. Миша о профессиях / А. Усачёв; худож. О. Демидова // Миша.- 2010.- №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...

Проект "Ребенок в мире профессий. Знакомство с профессиями родителей"

Проект представляет работу по ранней профориентации в детском саду. Особенности работы в условиях сельского детского сада....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)

Цель: Вызвать у детей  интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить  знания детей о профессиях ...

Конспект НОД по развитию речи лексическая тема недели «Профессии». Занятие в старшей группе (5 – 6 лет) «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Формирование представлений у детей о разных профессиях (врач, повар, продавец, парикмахер) об орудиях труда.Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Форми...

"В мире профессий. Профессии города и деревни"

Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей....

Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»

Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников....