Возможности квиллинга для развития графо-моторного навыка у детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Тотоева Марина Леонидовна

"Возможности квиллинга для развития графо-моторного навыка у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_kvillinga.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности квиллинга для развития графо-моторного навыка у детей старшего дошкольного возраста

В развитии  графических навыков и умений у детей  старшего дошкольного возраста большое значение имеет развитие общей и мелкой моторики [2].

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента, что имеет важное значение при овладении графическим навыком [5].

Как доказано учеными, механическое развитие руки находится в  тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей  интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

 Наряду с традиционными средствами развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, рисование,  лепка, аппликация, шитье, вязание, плетение, штриховка разной сложности и т.д.) существует  новое, необычное, интересное направление техники обработки бумаги, как бумажная филигрань.

Термин «филигрань» имеет латинское происхождение и означает вид ювелирной техники – ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки. Русским эквивалентом филиграни является скань (от древнерусского «скать» - «свивать»). Первоначально бумажная филигрань была имитацией и альтернативой традиционной скани.

Украшения,  выполненные в технике бумагокручения начали появляться в монастырях Средиземноморья примерно в XV в. Бедные религиозные общины заменяли золотые украшения полосами золотистой бумаги, которую навивали на перья, создавая ажурные узоры. К XVII в. она все чаще применяется для отделки стен, как замена более дорогих картин и панно [3].

 Повсеместное распространение бумаги в конце XVIII в. привело к росту декоративных ремесел, особенно в Англии, где искусство бумагокручения получило название «квиллинг» (от слова  quill -  «птичье перо») [4] .

 Эта техника удивительна, ведь с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку».

Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью специального инструмента или обычной зубочистки, бумажных полосок шириной в несколько миллиметров.

Занятия квиллингом – это не только развитие воображения, внимания, мышления, эстетики,  творческих способностей, но и развитие мелкой моторики – основы развития графо-моторных навыков. Кроме этого, результатами своего труда дети радуют людей, создавая для них подарки, украшают своими изделиями дом, оформляют выставки. В этой деятельности, помимо всего, развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.

По мнению М. М. Безруких, компонентами графических навыков являются:

-тонко-координированные движения руки – движения пальцев, кисти, руки, туловища, которыми ребенок может управлять и которые может контролировать;

-зрительно–пространственное восприятие;

-зрительно–моторная координация [1].

Все эти составляющие можно развивать с помощью описанной выше техники квиллинга.

Таким образом, используя в работе с детьми искусство бумагокручения  -  квиллинг, можно решить ряд важных задач в развитии ребенка: формирование конструкторского мышления, художественно-эстетического вкуса, образного и пространственного мышления, развитие мелкой моторики, которая является основой формирования графического навыка. Помимо этого, создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Библиографический список

  1. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма. – М.: Просвещение, 2003. – 96с.
  2. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников // Логопед. – 2005. - №3.
  3. Джанет Уилсон. Цветы из бумажных лент. Пер. с англ. У. Сапциной. – М.: Изд. группа «Контэнт», 2009. – 48с.
  4. Обидина В.Г. Бумажная филигрань как составляющая трудового рукотворчества для девочек // Начальная школа До и После. – 2011. -№3. С.63-64.
  5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 576с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке;  обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывч...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение является важным средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка....

Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Статья освещаает значимость использования распевок на музыкальных занятиях  в ДОУ, рекомендует педагогические методы и приёмы формирования и развития певческих навыков у детей старшего дошко...