Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Я - эмоция"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Ильина Екатерина Михайловна

СОДЕРЖАНИЕ

Цель: развитие дружелюбного, внимательного отношения к другому, развитие умения дифференцировать у себя и у других людей базовые эмоции, снятие мышечного напряжения, расслабление организма, формирование положительного образа Я.

Задачи:

- развить интерес к самому себе;

- расширить представления детей об эмоциональных состояниях;

- развить и обогатить формы взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Материалы: клубок ниток, изображения эмоций (облака-эмоции, схемы эмоций для фигурок людей), стол с песком, конструктор «Веселый городок», пластилин, ноутбук, колонки (для музыки), влажные салфетки.

Участники: дети старшей группы в количестве 5 человек.

Ход занятия

- Приветствие

Все стоят в кругу.

Психолог: ребята, мы с вами встретились в этом светлом и уютном зале. А что делают люди, когда видят друг друга при встрече?

Дети: здороваются!

Психолог: правильно, ребята, здороваются! Давайте же и мы с вами поздороваемся. Только сделаем мы это необычным способом – боками!

Все здороваются друг с другом боками.

Психолог: а теперь – коленками!

Все здороваются коленками.

Психолог: а теперь – пальчиками!

Все здороваются пальчиками.

Психолог: вот мы и поприветствовали друг друга.

Ребята, предлагаю нам с вами сегодня отправиться в Город эмоций. Вы хотите?

Дети: да.

Психолог: хорошо. Там мы познакомимся с Радостью, Грустью, Злостью, Спокойствием, Страхом. А что это такое?

Дети: это эмоции.

Психолог: да, ребята, это – эмоции! Сегодня мы поиграем с ними, расскажем о себе, а они расскажут нам о себе. Как вы думаете, как мы можем попасть в Город эмоций? На чем нам добраться?

Дети: на машине, на автобусе, на самолете, на маршрутке, на поезде.

Психолог: да, действительно, можно поехать туда на поезде, на машине, полететь на самолете или даже пойти пешком! А я предлагаю вам попасть в этот Город через волшебный портал!

- Ритуал входа

Психолог и дети подходят к «волшебному порталу» - тоннелю.

Психолог: поглядите, ребята, нас встречает Белый Кролик (психолог показывает на сидящую рядом игрушку). Сегодня он будет нашим проводником в Город эмоций. Он проведет нас через волшебный портал. А чтобы портал отправил нас именно в Город эмоций, а не в какой-то другой, необходимо сказать волшебные слова:

- Чудо чудное явись,

Нам на глазки покажись,

Дверь волшебную открой,

Волшебство зовет с собой!

И вот портал открылся и готов нас отправить в путешествие!

Психолог проходит через волшебный портал, затем идут дети с Белым Кроликом.

Психолог: вот мы и оказались в Городе эмоций. Что вы слышите? (звучит легкая музыка).

Дети: звучит музыка!

Психолог: и правда – звучит музыка. Это нас зовет поиграть волшебный клубочек. Ему интересно узнать, с каким настроением мы пришли в Город. И, если нам грустно –  он постарается сделать так, чтобы нам в городе стало веселее. А если страшно – он постарается защитить, успокоить. Предлагаю рассказать ему о своем настроении. Вы согласны?

Дети: да!

Проводится упражнение  «Волшебный клубочек»: дети сидят на стульях по кругу. Психолог оставляет начало клубка у себя, а сам клубок передает ребенку и говорит о своем настроении (оно радостное, грустное, тревожное и т.д.). Ребенок держит нитку в руках, а клубок передает дальше, при этом называя свое настроение. Упражнение продолжается, пока клубок не вернется к психологу.

Психолог: теперь клубочек знает о нашем настроении и постарается сделать так, чтобы по возвращении обратно в детский сад мы все были радостными.

Дети и психолог оставляют клубок размотанным на полу. Они вернутся к нему в конце занятия.

- Пантомимический этюд

Звучит мелодия природы (гроза, небольшой дождик).

Психолог: ой, кажется, погода стала меняться. Только что было солнечно, а сейчас, кажется, дождик собирается!

Посмотрите, к нам приплыли по небу облака (психолог показывает детям карточки с изображением облаков-эмоций). И что-то мне подсказывает – они необычные, ведь мы с вами в необычном городе – Городе эмоций.

Хотите посмотреть на них?

Дети: да.

Психолог: видите, у каждого облачка тоже есть эмоция? Я предлагаю вам поиграть в игру. Я закрою глаза, выберу одно облачко и покажу его эмоцию вам, но сама смотреть не буду. А вы постараетесь изобразить эту эмоцию так, чтобы я догадалась. Попробуем?

Дети: да.

Психолог вытягивает облако и показывает его детям. Дети изображают эмоцию, а психолог старается ее отгадать. Так происходит, пока все не изобразят эмоции.

Психолог: легко или трудно вам было изображать эмоции? А угадывать? Что вам больше понравилось: показывать эмоции или угадывать их?

Дети: трудно было изображать. Больше понравилось угадывать эмоции.

- Игра с песком

Звучит звук ветра. Психолог переключает внимание детей на песочный стол, где беспорядочно лежат фигурки домов, деревьев, дорожек, людей с разными эмоциями из конструктора «Веселый городок». Все подходят к нему и садятся на стулья.

Психолог: ой, ребята, это ветер! Какой же он сильный! (на столе уже разбросаны детали из конструктора). Он смог разрушить Город эмоций. Где же теперь жить его обитателям - Эмоциям? Я вижу Грусть (психолог берет в руки фигурку человека с наклеенной эмоцией грустью). Что же она делает?

Дети: плачет, что его дом разрушился.

Психолог: кто хочет помочь Грусти заново построить свой домик?

Дети отвечают. Психолог отдает фигурку одному ребенку.

Психолог: а тут виднеются Страх и Злость. Они недовольны, что их дом разрушился, и все животные разбежались. Теперь они боятся, что им не за кем будет ухаживать, не с кем гулять. Кто хочет помочь им восстановить хозяйство?

Дети отвечают. Психолог отдает фигурки злости и страха двум детям.

Психолог: ой, кажется, я вижу Радость и Спокойствие. Они, похоже, совсем не расстроились, а решили, что смогут построить дом еще лучше, еще выше. И смогут у них жить еще больше животных, и расти больше деревьев. Кто хочет помочь им в этом?

Дети отвечают. Психолог отдает фигурки радости и спокойствия.

Психолог: ребята, чтобы нам с вами начать восстанавливать город, нужно сначала проверить почву – можно ли на ней что-то строить? Не разрушатся ли дома снова? Для этого предлагаю прикоснуться к песку пальчиками, а теперь двумя, всей ладошкой. Погрузите ручки в песок: какой он?

Дети: сухой, холодный, мелкий.

Психолог: да, песок сухой, холодный, мелкий, а еще липкий, поэтому, чтобы стряхнуть его с рук, похлопайте ладошками друг о друга над столом.

А теперь, чтобы город был крепким, надежным, нам самим важно подготовиться. Повторяйте за мной.

Проводится дыхательное упражнение: дети набирают песок в руки (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, они удерживают песок в руках (задержка дыхания). Далее они постепенно высыпают песок, раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивают песок с рук, расслабляя кисти и пальцы, и бессильно роняют руки вдоль тела. Такие манипуляции с песком с участием дыхания повторяются 2-3 раза.

Психолог: ну, вот, теперь мы можем начать строительство.

Дети совместно с психологом пробуют восстановить Город эмоций с помощью фигур из конструктора «Веселый городок» и фигур разных животных.

Психолог: посмотрите, ребята, мы восстановили город?

Дети: да.

Психолог: теперь у каждой эмоции есть свой домик: и у Грусти, и у Страха, и у Радости… И все они на своих местах.

Как вам новый город?

Дети: красивый город. У всех есть свой дом.

- Подведение итогов занятия

Психолог: вот и настало время возвращаться обратно в детский сад. Предлагаю нам переместиться на ковер и поделиться друг с другом впечатлениями.

Все возвращаются к месту, где оставили клубок.

Психолог: ребята, расскажите, пожалуйста, что и кого мы с вами сегодня видели? А что делали?

Дети: мы сегодня видели Белого Кролика, волшебный клубок, разные эмоции. Мы показывали друг другу эмоции и угадывали их, а потом строили город для эмоций.

Психолог: помните, ребята, мы с вами рассказывали клубочку о своем настроении? Оно у кого-нибудь изменилось? Давайте поделимся с клубочком.

Психолог заматывает конец клубка и проговаривает свое актуальное эмоциональное состояние. Клубок переходит другому ребенку, он тоже заматывает его и проговаривает свое настроение и так далее, пока клубок не замотается до конца.

Психолог: похоже, теперь у всех радостное настроение! Давайте сохраним его до конца сегодняшнего дня! А для этого я подарю вам маленькие мешочки, в которые вы можете сложить свое настроение. И у меня такой будет!

Психолог раздает детям символические подарки - мешочки.

- Ритуал прощания

Психолог: кажется, Белый Кролик уже заждался нас! Пойдемте к волшебному порталу.

Дети и психолог идут к порталу, проговаривают «волшебные слова»:

- Чудо чудное явись,

Нам на глазки покажись,

Дверь волшебную открой,

Волшебство зовет с собой!

И проходят через портал, попадая обратно в детский сад.

Психолог: нам пора прощаться. Мне было очень интересно и весело с вами путешествовать по Городу эмоций. А как вам?

Дети: было интересно.

Психолог: предлагаю попрощаться в кругу:

- Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять.

После этих слов все дружно обнимаются, так же стоя в кругу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektnod_ya_emotsiya.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №132 «Золотая рыбка» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Я - Эмоция»

Составитель:

Педагог-психолог

Борисова Екатерина Михайловна

Чебоксары, 2020


СОДЕРЖАНИЕ

Цель: развитие дружелюбного, внимательного отношения к другому, развитие умения дифференцировать у себя и у других людей базовые эмоции, снятие мышечного напряжения, расслабление организма, формирование положительного образа Я.

Задачи:

- развить интерес к самому себе;

- расширить представления детей об эмоциональных состояниях;

- развить и обогатить формы взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Материалы: клубок ниток, изображения эмоций (облака-эмоции, схемы эмоций для фигурок людей), стол с песком, конструктор «Веселый городок», пластилин, ноутбук, колонки (для музыки), влажные салфетки.

Участники: дети старшей группы в количестве 5 человек.

Ход занятия

- Приветствие

Все стоят в кругу.

Психолог: ребята, мы с вами встретились в этом светлом и уютном зале. А что делают люди, когда видят друг друга при встрече?

Дети: здороваются!

Психолог: правильно, ребята, здороваются! Давайте же и мы с вами поздороваемся. Только сделаем мы это необычным способом – боками!

Все здороваются друг с другом боками.

Психолог: а теперь – коленками!

Все здороваются коленками.

Психолог: а теперь – пальчиками!

Все здороваются пальчиками.

Психолог: вот мы и поприветствовали друг друга.

Ребята, предлагаю нам с вами сегодня отправиться в Город эмоций. Вы хотите?

Дети: да.

Психолог: хорошо. Там мы познакомимся с Радостью, Грустью, Злостью, Спокойствием, Страхом. А что это такое?

Дети: это эмоции.

Психолог: да, ребята, это – эмоции! Сегодня мы поиграем с ними, расскажем о себе, а они расскажут нам о себе. Как вы думаете, как мы можем попасть в Город эмоций? На чем нам добраться?

Дети: на машине, на автобусе, на самолете, на маршрутке, на поезде.

Психолог: да, действительно, можно поехать туда на поезде, на машине, полететь на самолете или даже пойти пешком! А я предлагаю вам попасть в этот Город через волшебный портал!

- Ритуал входа

Психолог и дети подходят к «волшебному порталу» - тоннелю.

Психолог: поглядите, ребята, нас встречает Белый Кролик (психолог показывает на сидящую рядом игрушку). Сегодня он будет нашим проводником в Город эмоций. Он проведет нас через волшебный портал. А чтобы портал отправил нас именно в Город эмоций, а не в какой-то другой, необходимо сказать волшебные слова:

- Чудо чудное явись,

Нам на глазки покажись,

Дверь волшебную открой,

Волшебство зовет с собой!

И вот портал открылся и готов нас отправить в путешествие!

Психолог проходит через волшебный портал, затем идут дети с Белым Кроликом.

Психолог: вот мы и оказались в Городе эмоций. Что вы слышите? (звучит легкая музыка).

Дети: звучит музыка!

Психолог: и правда – звучит музыка. Это нас зовет поиграть волшебный клубочек. Ему интересно узнать, с каким настроением мы пришли в Город. И, если нам грустно –  он постарается сделать так, чтобы нам в городе стало веселее. А если страшно – он постарается защитить, успокоить. Предлагаю рассказать ему о своем настроении. Вы согласны?

Дети: да!

Проводится упражнение  «Волшебный клубочек»: дети сидят на стульях по кругу. Психолог оставляет начало клубка у себя, а сам клубок передает ребенку и говорит о своем настроении (оно радостное, грустное, тревожное и т.д.). Ребенок держит нитку в руках, а клубок передает дальше, при этом называя свое настроение. Упражнение продолжается, пока клубок не вернется к психологу.

Психолог: теперь клубочек знает о нашем настроении и постарается сделать так, чтобы по возвращении обратно в детский сад мы все были радостными.

Дети и психолог оставляют клубок размотанным на полу. Они вернутся к нему в конце занятия.

- Пантомимический этюд

Звучит мелодия природы (гроза, небольшой дождик).

Психолог: ой, кажется, погода стала меняться. Только что было солнечно, а сейчас, кажется, дождик собирается!

Посмотрите, к нам приплыли по небу облака (психолог показывает детям карточки с изображением облаков-эмоций). И что-то мне подсказывает – они необычные, ведь мы с вами в необычном городе – Городе эмоций.

Хотите посмотреть на них?

Дети: да.

Психолог: видите, у каждого облачка тоже есть эмоция? Я предлагаю вам поиграть в игру. Я закрою глаза, выберу одно облачко и покажу его эмоцию вам, но сама смотреть не буду. А вы постараетесь изобразить эту эмоцию так, чтобы я догадалась. Попробуем?

Дети: да.

Психолог вытягивает облако и показывает его детям. Дети изображают эмоцию, а психолог старается ее отгадать. Так происходит, пока все не изобразят эмоции.

Психолог: легко или трудно вам было изображать эмоции? А угадывать? Что вам больше понравилось: показывать эмоции или угадывать их?

Дети: трудно было изображать. Больше понравилось угадывать эмоции.

- Игра с песком

Звучит звук ветра. Психолог переключает внимание детей на песочный стол, где беспорядочно лежат фигурки домов, деревьев, дорожек, людей с разными эмоциями из конструктора «Веселый городок». Все подходят к нему и садятся на стулья.

Психолог: ой, ребята, это ветер! Какой же он сильный! (на столе уже разбросаны детали из конструктора). Он смог разрушить Город эмоций. Где же теперь жить его обитателям - Эмоциям? Я вижу Грусть (психолог берет в руки фигурку человека с наклеенной эмоцией грустью). Что же она делает?

Дети: плачет, что его дом разрушился.

Психолог: кто хочет помочь Грусти заново построить свой домик?

Дети отвечают. Психолог отдает фигурку одному ребенку.

Психолог: а тут виднеются Страх и Злость. Они недовольны, что их дом разрушился, и все животные разбежались. Теперь они боятся, что им не за кем будет ухаживать, не с кем гулять. Кто хочет помочь им восстановить хозяйство?

Дети отвечают. Психолог отдает фигурки злости и страха двум детям.

Психолог: ой, кажется, я вижу Радость и Спокойствие. Они, похоже, совсем не расстроились, а решили, что смогут построить дом еще лучше, еще выше. И смогут у них жить еще больше животных, и расти больше деревьев. Кто хочет помочь им в этом?

Дети отвечают. Психолог отдает фигурки радости и спокойствия.

Психолог: ребята, чтобы нам с вами начать восстанавливать город, нужно сначала проверить почву – можно ли на ней что-то строить? Не разрушатся ли дома снова? Для этого предлагаю прикоснуться к песку пальчиками, а теперь двумя, всей ладошкой. Погрузите ручки в песок: какой он?

Дети: сухой, холодный, мелкий.

Психолог: да, песок сухой, холодный, мелкий, а еще липкий, поэтому, чтобы стряхнуть его с рук, похлопайте ладошками друг о друга над столом.

А теперь, чтобы город был крепким, надежным, нам самим важно подготовиться. Повторяйте за мной.

Проводится дыхательное упражнение: дети набирают песок в руки (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, они удерживают песок в руках (задержка дыхания). Далее они постепенно высыпают песок, раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивают песок с рук, расслабляя кисти и пальцы, и бессильно роняют руки вдоль тела. Такие манипуляции с песком с участием дыхания повторяются 2-3 раза.

Психолог: ну, вот, теперь мы можем начать строительство.

Дети совместно с психологом пробуют восстановить Город эмоций с помощью фигур из конструктора «Веселый городок» и фигур разных животных.

Психолог: посмотрите, ребята, мы восстановили город?

Дети: да.

Психолог: теперь у каждой эмоции есть свой домик: и у Грусти, и у Страха, и у Радости… И все они на своих местах.

Как вам новый город?

Дети: красивый город. У всех есть свой дом.

- Подведение итогов занятия

Психолог: вот и настало время возвращаться обратно в детский сад. Предлагаю нам переместиться на ковер и поделиться друг с другом впечатлениями.

Все возвращаются к месту, где оставили клубок.

Психолог: ребята, расскажите, пожалуйста, что и кого мы с вами сегодня видели? А что делали?

Дети: мы сегодня видели Белого Кролика, волшебный клубок, разные эмоции. Мы показывали друг другу эмоции и угадывали их, а потом строили город для эмоций.

Психолог: помните, ребята, мы с вами рассказывали клубочку о своем настроении? Оно у кого-нибудь изменилось? Давайте поделимся с клубочком.

Психолог заматывает конец клубка и проговаривает свое актуальное эмоциональное состояние. Клубок переходит другому ребенку, он тоже заматывает его и проговаривает свое настроение и так далее, пока клубок не замотается до конца.

Психолог: похоже, теперь у всех радостное настроение! Давайте сохраним его до конца сегодняшнего дня! А для этого я подарю вам маленькие мешочки, в которые вы можете сложить свое настроение. И у меня такой будет!

Психолог раздает детям символические подарки - мешочки.

- Ритуал прощания

Психолог: кажется, Белый Кролик уже заждался нас! Пойдемте к волшебному порталу.

Дети и психолог идут к порталу, проговаривают «волшебные слова»:

- Чудо чудное явись,

Нам на глазки покажись,

Дверь волшебную открой,

Волшебство зовет с собой!

И проходят через портал, попадая обратно в детский сад.

Психолог: нам пора прощаться. Мне было очень интересно и весело с вами путешествовать по Городу эмоций. А как вам?

Дети: было интересно.

Психолог: предлагаю попрощаться в кругу:

- Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять.

После этих слов все дружно обнимаются, так же стоя в кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (группа ОНР) "Прекрасная щедрая осень"

Представлен конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи. В нем дан материал  на закрепление знаний об овощах и фруктах, об осенних явлениях в природе, задания по согласованию прилагател...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «НАШИ ЭМОЦИИ»

Цель: формирование навыков снятия внутренней эмоциональной напряженности у воспитанников.Задачи:Познакомить дошкольников с понятием эмоциональная напряжённость.Познакомить дошкольников с способам...