Рабочая программа кружка по изонити "Настенька" 5-6 лет
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Карева Елена Викторовна

Обеспечить развитие детских замыслов от принятия  идеи взрослого к выбору варианта, затем к самостоятельному целеполаганию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

План кружка по изонити  «Настенька» для детей 5-6 лет

                                                                                                                                                               

                                                                                       Составила Карева Елена Викторовна

Пояснительная записка

Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне.

Занятия изонитью способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств. На занятиях дети приобретают практические навыки ( владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами.)

Цель программы обучения детей техники изонити: обеспечить развитие детских их замыслов от принятия идеи взрослого к выбору варианта, затем к самостоятельному целеполаганию.

Задачи занятий изонитью:

 дать детям понятие о разных  линиях: вертикальных и горизонтальных.

 Дать понятие о точке отсчёта.

Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от направления отсчёта и направления счёта.

Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.

 Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из прямых линий  изображения предметов и композиций.

Научить владеть иголкой, ниткой.

Развивать мускулатуру кисти руки  глазомер, остроту зрения.

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность. Воспитывать эстетический вкус. Развивать объяснительную и доказательную речь.

Дети должны знать: направление линий, количественный и порядковый счёт,  что количество не зависит от расстояния, направления счёта, знать точку отсчёта, знать и называть направления действий на плоскости, знать тёплые и холодные тона, понимать значение выражения

 « зеркальное изображение»

Дети должны уметь: составлять из прямых линий изображения предметов, владеть иголкой, ниткой, ножницами, пользоваться использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности( навык рисования, навык аппликации), подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга, уметь достигать результата при полной самостоятельности.

Структура программы: в первый год детей учат изображать в технике изонити различные прямые вертикальные и горизонтальные линии. Вышивать круги и треугольники прямыми линиями.

На первом этапе детей учат определять  лицевую и изнаночную сторону  изделий, изображать горизонтальные и вертикальные линии.

На втором этапе детей учат изображать два два – три треугольника разные по величине. Дают знания о том, что треугольники бывают разной величины.

На третьем этапе детей знакомят  с изображением кругов и овалов, помогают освоить эти фигуры в технике изонити.

Учебный план занятий кружка содержит в себе 40 занятий(1 занятие в две недели, индивидуально с каждым ребёнком.), которые проводятся с октября по май.

1. Блок задач по развитию математических представлений.

а) раздел “Геометрическая форма”.

Дать понятие о разных углах, величине, длине сторон.

Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

б) раздел “Количество и счёт”.

Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.

Дать понятие о точке отсчёта.

в) раздел “Ориентировка на плоскости”.

Закрепить знание направлений: вверх, вниз, слева, справа.

Дать понятие о середине, центре, вершине.

2. Блок задач по умственному воспитанию.

Развивать абстрактное мышление.

Обучать плоскостному моделированию – обучать умению составлять из окружностей и углов изображения предметов и композиций.

Закрепить понятие “зеркальное изображение”.

3. Блок задач по трудовому воспитанию.

Научить владеть иголкой, ниткой.

Научить работе с трафаретом.

4. Блок задач по эстетическому воспитанию.

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

Воспитывать эстетический вкус.

Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

5. Блок задач по нравственному воспитанию.

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Для решения вышеперечисленных задач необходимо тщательно продумывать задания и способы предъявления их учащимся. Чтобы работа не выполнялась механически, бездумно, надо ставить перед детьми задачи, требующие интеллектуального и эмоционального напряжения. Это могут быть задачи на сообразительность, загадки. Такие задания можно предлагать перед основной работой или связывать их с темой занятия.

В-третьих, занятия приучают к коллективной ответственности за выполненную работу.

С каким упоением и гордостью показывают друг другу, учителям, родителям и даже мне свои работы! Стоит посмотреть на детей, закончивших свои произведения, и мы увидим, как они преображаются, становятся гордыми и “великими”… А как они радуются выставкам! Мы с детьми подготовили две выставки и изготовили два панно-поздравления: одно в виде сердца ко Дню Влюбленных, а другое в виде цифры “8” к 8 Марта. Эти панно висели и в фойе школы и во время праздничного концерта для мам. Они привлекли большое внимание и учащихся, и родителей.

Таким образом, результаты использования техники изонить показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, повышается познавательная активность и вследствие этого расширяется круг их знаний и умений, решаются общевоспитательные задачи.

Всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Программа объединения “Изонить” рассчитана на четыре года занятий с детьми разного возраста.

В группе занимается 15-20 человек. Объем часов в год составляет 34 часа. Занятия проводятся на базе школы (по согласованию).

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчёта 1 занятие в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.

Цикл занятий состоит из двух разделов:
1. овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов;
2. изображение окружностей, дуг, в технике изонити; моделирование с их использованием образов

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
словесные методы (беседа, объяснение).

Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе могут вышивать их любимые игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работ?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).
наглядные методы (показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.

Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.
практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).

Овладение приемами выполнения приемами трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.
Дидактический материал:
иллюстрации;

образцы работ;

схемы (техника заполнения фигур);

стихи, загадки.

Техническое оснащение:
иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);

цветные нити разного качества;

ножницы с тупым концом;

шило;

кусок линолеума примерно 25х25 см;

цветной картон, бархатная бумага разного размера;

линейка, трафареты, фигурные лекала;

цветные карандаши, ручки, фломастеры;

бросовый материал для дополнения изображения. 

Ожидаемые результаты:
Овладение техникой изонити.
Повышение уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Обогащение активного и пассивного словаря детей.
Развитие творческих способностей детей.
Формы подведения итогов:
оформление выставочного стенда в ДОУ;
участие в городских, областных и региональных выставках и конкурсах;
выступление на родительских собраниях.

План работы кружка « Настенька»

октябрь

 Тема

                    Задачи

                           Материал

1-2 неделя

Знакомство  с понятием угол.

Вспомнить с детьми понятие изонити; Найти отличия лицевой и изнаночной стороны.

Научить выполнять узор острого угла(показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки).

Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла.

Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок.

Научить дорисовывать изображение после вышивки угла.

Для воспитателя – образец, можно взять два или три образца, в которых углы вышиты нитками разного цвета.

Для каждого ребёнка – лист цветного картона, на изнаночной стороне которого нарисован угол и проделаны отверстия (расстояние между дырочками 1см.), игла с широким ушком, ножницы, нитки (жёлтого, коричневого или красного цвета

3-4 неделя

Под грибком

Закрепить понятие: угол, вершина, левая и правая сторона угла.

Упражнять детей вдевать нить в иголку.

Для воспитателя – готовый образец.

Для каждого ребёнка – картонка с нарисованным прямоугольником. Расстояние между отверстиями на обратной стороне картонки один угол с отверстиями, нитки, ножницы, игла.

ноябрь

 Тема

                    Задачи

                           Материал

1-2 неделя

Теремок

Продолжить обучение детей технике изонити, научить выполнять тупой угол (крыша).

Продолжить закрепление знаний правил работы с изонитью.

Для воспитателя – образец.

Для каждого ребёнка – картонка с нарисованным прямоугольником -  стена дома (крыша обозначена 7-8 отверстиями; расстояния между отверстиями); нитки, ножницы, игла.

3-4 неделя

Золотая рыбка

Продолжить обучение детей технике изонити (прямой угол), дополняя изображение рыбки хвостом.

Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами.

Познакомить детей с линейкой(прямоугольным треугольником). Дать понятия: прямой угол, острый угол, тупой гол.

Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок.

Для воспитателя – готовый образец.

Для каждого ребёнка – заготовка такая же, как у воспитателя. Прямоугольный треугольник, две предыдущие работы – «Гриб» и «Теремок», иголка, нитки 4-5 цветов, ножницы.

декабрь

 Тема

                    Задачи

                           Материал

1-2 неделя

Морковка

(Зайкин огород)

Упражнять в выполнении изонитью острого угла (на примере изображения морковки).

Научить закреплять нить после её окончания.

Вспомнить названия овощей и их внешний вид.

Повторить правила работы.

Для воспитателя – образец, заготовка, прямоугольный прямоугольник.

Для каждого ребёнка – заготовка (картонка с изображением острого угла и отверстиями на изнаночной стороне, расстояния между отверстиями – 1см); игла, нитки, ножницы, фломастеры.

3-4 неделя

Ёлочка для

пингвинёнка

Учить выполнять узор, состоящий из трёх углов, разных по величине.

Научить детей пользоваться линейкой, измерять линию, определять количество отверстий на стороне угла.

Закрепить умение самостоятельно подбирать цвет ниток.

Для воспитателя – готовый образец.

Для каждого ребёнка – картонка с расположенными

на изнаночной стороне отверстиями виде трёх углов, конверт с трафаретами, карандаш, набор ниток зелёного цвета разных оттенков, игла, ножницы.

январь

 Тема

                    Задачи

                           Материал

1-2 неделя

Колпачок для  Буратино

Научить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку.

Определение углов по прямоугольнику.

Продолжать учить сравнивать стороны картона(изнаночную и лицевую).

Повторить правила выполнения углов.

Для воспитателя – образец.

Для каждого ребёнка – картонка с отверстиями, нити, игла, ножницы.

3-4 неделя

Корзиночка для Красной Шапочки

Учить выполнять узор, состоящий из угла.

Уметь определять направление угла.

Дать понятие о сантиметре на обычной линейке.

Научить детей пользоваться линейкой, измерять линию, определять количество отверстий на стороне угла.

Закрепить знания самостоятельно подбирать цвет ниток.

Для воспитателя – готовый образец.

Для каждого ребёнка – картонка с изображенным углом и отверстиями, расположенными на расстоянии 1см. друг от друга, нитки, иголка, ножницы, линейки.

февраль

 Тема

                    Задачи

                           Материал

1-2 неделя

Валентинка

Для воспитателя – образец.

Для каждого ребёнка – цветной картон с линиями на изнаночной стороне с проколотыми  отверстиями, нитки, игла, ножницы.

3-4 неделя

Домик для

Дюймовочки

Создать образ домика в технике изонити путём наложения углов  друг на друга.

Продолжить анализирование образца.

Научить детей создавать рисунок по опорным точкам на изнаночной стороне картонки.

Для воспитателя – готовый образец.

Для каждого ребёнка – цветная картонка, на боратной стороне которой нанесены опорные точки (соединяя их, дети получают изображение домика); нитки, игла, ножницы.

март

 Тема

                    Задачи

                           Материал

1-2 неделя

Зонтик от дождя

Продолжать учить работать с линейкой. Уметь определять угол изображения, измерять длину сторон угла, сравнивать их по длине. Развивать мелкую моторику пальцев рук при работе с иглой.

Для воспитателя – образец.

Для каждого ребёнка – картонка с нарисованным углом и  отверстиями, нити, игла, пайетки, клей, карандаши.

3-4 неделя

Девочка в сарафане

Научить детей соединять расположенные в разном направлении углы, создавать образ человека в длинной одежде.

Совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов.

Развивать умение подбирать цвет ниток.

Для воспитателя – готовый образец.

Для каждого ребёнка – картон с нарисованными на обратной стороне изображениями, нити, игла, фломастеры,  ножницы.

апрель

 Тема

                    Задачи

                           Материал

1-2 неделя

Кораблик

Учить вышивать работу, состоящую из двух и более углов.

Вспомнить правила при работе с иглой и ножницами.

Продолжать учить подбирать цвет ниток лодки в зависимости от цвета фона картона.

Для воспитателя – образец.

Для каждого ребёнка – картонка с отверстиями, нити, игла, ножницы, цветная бумага и клей.

май

 Тема

                    Задачи

                           Материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....

Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)

Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...