Моделирование сюжетно-ролевых игр
материал

В методической разработке , адресованной педагогам дошкольных образовательных организаций, предалагается один из современных подходов в планировании сюжетно-ролевой игры. Данный подход позволяет обеспечить переход игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО, на качественно новый уровень. В данной методической разработке  предлагается практический материал: модель планирования сюжетно-ролевой игры, примерная технологическая карта сюжетно-ролевой игры на современную тематику, примерное перспективное планирование сюжетно-ролевых игр на современную тематику на учебный год для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_syuzhroligr.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа - детский сад №235»

Моделирование сюжетно-ролевой игры

( методическая разработка)

Автор-составитель: Пастухова И.И.,

 старший воспитатель

Новокузнецкий городской округ, 2019г.

Аннотация

В методической разработке , адресованной воспитателям дошкольных организаций, предлагается один из современных подходов в планировании сюжетно-ролевой игры. Данный подход позволяет обеспечить переход игровой деятельности дошкольника в условиях ФГОС ДО в частности сюжетно-ролевой игры ,на качественно новый уровень развития.

В данной методической разработке предлагается практический материал: модель планирования сюжетно-ролевой игры ( на 1 неделю ), примерная технологическая карта сюжетно-ролевой игры на современную тематику, примерное перспективное планирование сюжетно-ролевой игры на современную тематику на год для  детей старшего дошкольного возраста.

Введение

Игра- это форма деятельности в условных ситуациях , направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

В игре, как в особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся  нормы человеческой жизни и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Игра  изучается в психологии, этнографии, истории культуры, в теории управления и педагогике и др. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессом воспитания, образования и развития личности.

Сюжетно-ролевая игра ,как  основной вид игры ребенка дошкольного возраста, особенна тем, что она строится на взаимодействии ребенка со взрослым, сверстниками.

Особенности сюжетно-ролевой игры состоят прежде всего в том что в ней обнаруживается самодеятельный характер: дети самостоятельно , по своей инициативе создают игру и живут в ней, развивая ее в нужном им направлении. Творческий характер игровой деятельности детей в сюжетно-ролевой игре проявляется в том что ребенок как бы перевоплощается в того кого он изображает. Ценность игровой деятельности заключается и в том , что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества ,позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения. Значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка очень велико ,у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности. В игре возникает новая форма обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности. 

Таким образом, сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, являясь ведущим видом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития.

Руководство игровой деятельностью требует от педагогов непосредственного, активного  участия. Грамотное, методически обоснованное, рациональное  планирование игровой деятельности позволит педагогу сделать игру для детей и для себя насыщенной, содержательной , увлекательной.

Моделирование -как форма планирования педагогической деятельности педагога, сделает  работу педагога по планированию игровой деятельности более эффективной. Эта форма  поможет  сделать планирование более структурированным , прозрачным и в тоже время достаточно гибким, и поможет педагогу избежать недочетов   в планировании игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Приложение1. Модель планирования сюжетно-ролевой игры ( на неделю)

Утро

НОД

Прогулка1

После сна

Прогулка2

вечер

понедельник

Беседа о профессиях по теме сюж,- рол. игры

Развитие речи (обогащение словарного запаса по теме игры)

Наблюдение за окружающей действит. по теме

Чтение

художествен

ной

литературы

Индив. беседы с детьми по тематике игры

Рассматривание буклетов, журналов,

альбомов по теме игры;

беседа с родителями по организации игры

вторник

Расматривание атрибутов

Конструкт.дея

тельность

(изготовление

атрибутов)

Беседа по тематике игры

 Творческая игра по теме

Наблюдение за

окружающей

действитель-

ностью

Конструкт.деятельность (совместно с педагогом изготовление атрибутов)

Коллекционирование

среда

Ситуативный разговор по теме

совместная

деятельность

Рисование (по теме игры)

Игра-сюрприз

Игра- упражнение

Наблюдение по теме

(проблемные вопросы)

Просмотр диафильма, фильма

ит.д. по теме игры

2.Работа с родителями( мастер-

класс).

Четверг

 Эксперимен

 тирование(мо

 делирование

Ознакомление сокружающим миром(по теме)

Целевая прогулка по теме

Решение

проблемной

ситуации

Беседа по теме игры

Совместная деятельность отработка игровых действий, выбор вариантов)

пятница

 Речевая

 Ситуация

(диалог)

интеграция

образов.

Областей

(изготовление атрибутов)

Экскурсия

(акции и др. ) по теме игры

Чтение

художествен.

литературы

Игра-упражнение по теме игры

Самотоятельная деятельность (собственно сюжетно-ролевая игра)

Приложение2.Технологическая карта сюжетно-ролевой игры

«Кафе, Макдональдс, Пиццерия»

Задачи:

  • уточнить представление о труде работников общественного питания;
  • оказывать помощь  детям  при распределении роли и действовать согласно принятой роли4
  •  учить самостоятельно создавать необходимые конструктивные модели;
  • Продолжать формировать навыки конструктивного поведения в игре;
  • Побуждать детей использовать в игре знания об окружающем мире.

Примерные

игровые

ситуации

Предметно-игровая среда

Совместная

деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Выбор столика;

Знакомство с  посетителями;

 Прием заказа; Приготовление;

 Прием пищи;

Работа с менеджером, при необходимости (жалоба, благодарность); Оплата заказа;

Уборка столика,

 мойка посуды.

Фартуки;

Наборы посуды;

Подносы;

Меню;

Скатерти;

Полотенца;

Салфетки;

Наборы

продуктов;

Пиццерия.

В роли заведующей:

управляет персоналом, напоминает о необходимости завоза продуктов, новой посуды, мебели, предлагает менеджеру объявить об организации в кафе детского праздника с играми и клоунами; занимается вопросами закупки сырья для изготовления пиццы.

Менеджер рисует рекламу,

оформляет витрину, принимает заказы по телефону, отдаёт распоряжения снабженцу водителю.

Повара делают пиццу, готовят салаты и пр.

Кондитеры делают пирожные, украшают торты

Официанты накрывают на столики, приносят заказы, убирают со столов.

Посетители выбирают в меню блюда и делаю  заказ, соблюдают правила этикета , благодарят, расплачиваются, делают записи в книгу жалоб и предложений.

 Мойщик посуды моет посуду.

 Снабженец-водитель развозит изделия в магазин, детский сад и другие места доставки.


Сюжетно-ролевая игра «Кафе. Макдоналдс. Пиццерия»

Организационная работа:

Чтение художественной литературы

  • Б. Житков, «Что я видел» (главы из произведения),
  • Д Родари «Чем пахнут ремёсла?»
  • П Воронко «Пирог»

Продуктивные виды деятельности

Составление меню

  • Складывание салфеток
  • Изготовление коробок для пиццы и пирожных Беседы с детьми

Раскрыть понятия о «Пиццерии» рассказать о том, что пекут в пиццерии, угостить ребят пиццей.

  • Объяснить что такое «Макдоналдс».

Дидактические игры

  • Угощения для куклы Накрой на стол

Непосредственно образовательная деятельность

  • Экскурсия в ближайшее кафе, пиццерию Рисование «Реклама»
  • Ознакомление с окружающим «Этикет культуры еды»

Работа с родителями

Помочь в подборе атрибутики, продуктов.

  • Принять участие в экскурсии.

Приложение3.Примерное перспективное планирование сюжетно-ролевых игр (старший дошкольный возраст)

Ме

сяц

Название игры

Примерные формы работы по подготовке к игре

Дидактические игры

Театрализованные игры, чтение, прослушивание

Подвижные игры

сентябрь

Путешествие

(Бюро путешествий, путешествия по Африке, на Север и т.д.)

«Неоконченный рассказ»(развитие образного и воссоздающего воображения)

Пальчиковый театр « Дама сдавала в багаж»

«преодолей препятствие»(развитие ловкости)

Школа

«Первоклассник»

(знаниепредметов, необходимых для учебы, воспитание аккуратности, собственности)

Театр игрушек «Слон пошел учиться»

«третий лишний»

Военные

«запомни движение»(развитие моторной памяти)

Театр «палочка-выручалочка»

В.Сутеева

«Полоса препятствий»

(ползанье, лазанье)

Строители

«Умные машины»

(знание специальных машин)

Кукольный театр «Теремок»

«Кто быстрей»

( ловкость, быстрота)

октябрь

Ателье

«Найди лишнее»

(класификация предметов)

«Ниточка-иголочка»( внимание,бег)

Библиотека

«подбери слово»

(умение быстро находить близкие по смыслу слова)

«Пятнашки с мячом»

(ловля.метание)

Кафе-кондитерская

«От зернышка до булочки»(этапы производства хлеба)

Кукольный театр «Колосок»

(русская народная

Сказка)

«Быстро возьми,

Быстро положи»

(эстафета)

Исследователи

«Для чего это нужно»( назначение предметов)

Инсценировка рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

«Совушка»(бег)

ноябрь

ГИБДД

«Да- нет»(развитие

Логического мышления ,сообразительности,целеустремленности, выдержки)

Инсценировка рассказа Н.Носова

(Автомобиль»

«Горелки»(бег)

Цирк

«головоломки»(развитие логики, способствование развитию аналитической деятельности)

Чтение рассказа Драгунского « Девочка на шаре»

«Распутай узел»(гибкость, ловкость)

Модельное агентство

«Подбери слово»( подбор синонимов)

«Сделай фигуру»

(ходьба)

Корпорация «Билайн»

«испорченный телефон»(развитие слухового внимания)

Театр игрушек»Телефон» К.Чуковский

«Предай предмет»

(эстафета)

декабрь

Супермаркет

«Кузовок» (развитие слухового внимания, сообразительности, активизация словаря)

«Кто скорее докатит обруч»

Пираты

«Фантазеры»(развитие творческого воображения)

Инсценировка расказаН.Носова «Бенгальскиеогни»

«Не попадись»(прыжки)

Почта

«Города»( закрепление знаний о городах)

Прослушивание стих-ияС.Маршака «Почта»

«добеги не уронив»

( бег, ловкость)

Банк

«Что изменилось»(развитие внимания, наблюдательности)

«Попади в обруч»(метание)

январь

Агентство недвижимости

«Скажи наоборот»( упражнение в подборе синонимов

«Чье звено быстрее»

Телевидение

«Четыре стихии»(развитие внимания, слуха и зрит. Восприятия)

Больница

(поликлиника)

«Не ошибись» развитие вниния

Театр на фланелеграфе»Айболит»К.Чуковский

Кто быстрей(эстафета)

Дом мод

«подбери одежду»(классификация одежды)

Инсценировка рассказа Н.Носова «Заплатка»

февраль

Моряки

(подводная лодка)

«Будь внимателен»( развитие умения быстро и точно реагировать на звуковыесигналы)

Чтение стих=я Маяковского «Песенка про маяк»

«кто самый меткий»( метание, ловля)

Химчистка

«Кляксы»(развитие воображения)

Просмотр фильма «Бобик в гостях у Барбоса»

«Краски»(бег)

Гараж

(водители)

«Кем быть»(закрепление знаний профессий)

«пробеги не задевая»( бег с препяствиями)

Дизайнерская студия

«Выложи узор»

«Гори,гори ясно»

март

Театр

«Скажи по -разному»(развитие интонац. Выразительности, воображения)

Инсценировка сказки(любой)

Экологи

«Когда это бывает»

перелети на ветку

Редакция

(газеты,журнала)

«пишущая машинка»(развитие произвольного внимания)

«Дорожная команда»(эстафета)

Салон красоты

«Подбери картинку» ( развитие сообразительности, внимания)

Чтение сказки «Хвосты»

апрель

Исследователи космоса

«Геометрическая мозаика»

«Замри»( выдержка, выносливость)

Служба спасения

«Лабиринт»

Драматизация сказки»Кошкин дом» С.Маршака

«Дорожка препятствий)

Зоопарк

«Кто где живет»

Прослушивание «Где обедал воробей?»С.Маршака

«Мы охотимся на льва»

Разведчики

«Найди отличия»(развитие внматеьности, учить сравнивать предметы)

«Не попадись»( прыжки)

май

Первобытные люди

«Лото букв»(развиать фонематический слух)

Кукольный театр «У страха глаза велики»

Кто быстрее перенесет предметы

Рыбаки

«Чего не хватает»( развитие внимания, сообразительности)

« Море-Земля»( бег)

Олимпиада

«Лото- спорт»

«кто быстрей»(эстафета)

Музей

«как было?»

«Скульптура»( гибкость, выносливость)

Используемая литература:

  1. Краснощекова,Н.В.,Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников.-Ростов, Феникс,2011г.
  2. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие, Н.А.Виноградова, Н.В. Позднякова,-М.; Айрис- Пресс, 2011г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования в процессе руководства и развертывания сюжетно-ролевой игрой.

Проблема организации игровой деятельности в ДОУ является одной из основных в современном дошкольном образовании. В статье мы показываем один из подходов к организации образовательной деятельности в со...

Моделирование сюжетно -ролевой игры "Поликлиника" старшая группа Конспект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Содержание игры:Способы вовлечения в игру детей, имеющих различные способности, особенности и интересы.Ситуация удивления для развития и обогащения сюжета.Усложняющие занятия для детейОборудование...

Методические рекомендации по использованию технологии "Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно - ролевых игр"

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).Методические рекомендации представляют с...

Сюжетно - ролевая игра - моделирование «Пожар в торговом центре»

Данное занятие в виде игры - моделирование чрезвычайной ситуации в торговом центре, позволяет познакомить детей наглядно с основными правилами  безопасного поведения при пожаре,  формировать...

Сюжетно-ролевая игра - моделирование: «Пожар в торговом центре»

Сюжетно-ролевая игра - моделирование: «Пожар в торговом центре» Цель: Формирование у детей целостного представления о пожарной безопасности.Задачи:Закреплять знания детей о том, к чем...

Наглядно-дидактический комплект «Моделирование игрового опыта детей сюжетно-ролевой игры «АТЕЛЬЕ»

Наглядно-дидактический комплект «Моделирование игрового опыта детей сюжетно-ролевой игры «АТЕЛЬЕ»Аверкина Наталья Витальевна,старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11»,...

Презентация на тему: "Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр"

Данная презенгтация поможет воспитателям разобраться в понятии "сюжетно-ролевая игра", её разновидностях, этапах и особенностях организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраст...