Конспект семинара – практикума для педагогов ДОУ «Умение слушать».
план-конспект занятия
Типы слушателей и техники активного слушания. Демонстрация важности обратной связи в общении и навыков эффективного слушания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umenie_slushat.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 212 «Солнышко» общеразвивающего вида
Конспект
семинара – практикума для педагогов ДОУ
«Умение слушать».
выполнил
педагог-психолог:
Ишимова И.П.
г. Барнаул
Задачи занятия:
- Познакомить с типами слушателей и техниками активного слушания.
- Продемонстрировать важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.
- Сплочение группы.
- Повышение заинтересованности педагогов в посещении занятий.
Структура занятия:
Вводная часть.
Групповое приветствие.
Разминка.
1. Упражнение «Сбор по голосам».
2. упражнение «Стеклянная дверь», «Кто быстрее?», «Шарики в воздухе».
Информационный блок.
3. Упражнение «Интересная лекция» (знакомство с типологией неэффективных слушателей).
4. Мини-лекция « Приемы и способы активного слушания».
5. Упражнение «Мудрый слушатель» (приложение №1)
Заключительная часть.
Разучивание комплекса психологической зарядки №6 (приложение №2)
Групповое прощание.
Ход занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
РАЗМИНКА.
Упражнение «Сбор по голосам»
Описание упражнения: ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т.п.) – по 2-3 карточки на группу с названием каждого животного. Участники, никому не показывая свои карточки, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: « Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных».
Психологический смысл упражнения. Тренировка внимательности, избирательности социального восприятия.
Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.
Упражнение «Стеклянная дверь»
Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй - нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд - потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 метра, ведущий дает команду : «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15- 17 секунд ведущий говорит «Поезд уехал!» - общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все – таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.
При наличии времени и желания участников можно провести это упражнение несколько раз, меняя состав пар. Следует так же обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут (тогда упражнение будет слишком простым и неинтересным), а где-то в другой части города, в другое время или день. Естественно, можно менять и темы сообщения.
Психологический смысл упражнения: Упражнение развивает экспрессивность и способствует улучшению взаимопонимания в группе. Участники в ходке выполнения этого упражнения убеждаются, как много возможностей для общения существует и без использования речи.
Обсуждение: с помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя? Легко ли понимать такой «разговор»? А самому передавать таким образом информацию?
Упражнение «Кто быстрее?»
Цель: сплочение коллектива.
Группа выполняет задания быстро и четко.
Инструкция: Постройте, используя всех игроков команды.
- квадрат;
- треугольник;
- круг;
- ромб;
- угол;
- букву;
- птичий косяк.
Упражнение «Шарики в воздухе»
Цель упражнения: Разминка, обучение координации совместных действий, уверенному поведению при необходимости адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.
Описание упражнения: Участники объединяются в команды по 3-4 человека и встают в круги, взявшись за руки. Каждая команда получает по 5 надутых резиновых шариков. Нужно удержать их в воздухе в течение 5 минут, не расцепляя рук. При этом нельзя просто положить их на что-либо или зажать между телами, они должны все время именно летать в воздухе. Упавшие шары поднимать нельзя. Побеждает команда, которая сумеет удержать больше шаров.
Обсуждение: Какие качества нужно проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием?
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Упражнение « Интересная лекция»
Цель: Познакомить участников с типологией неэффективных слушателей.
Один из участников, который будет играть роль лектора, покидает аудиторию и готовится к проведению лекции на знакомую и интересную для него тему (например как готовить салат «Оливье» к Новому году, как убрать квартиру, как ухаживать за кактусами) Продолжительность лекции - 10 минут. В это время группа делится на 5 подгрупп, и каждая из них получает задание, которое она будет выполнять в течение 2 минут.
Участники первой группы будут имитировать внимательное слушание лектора: поддакивать, кивать головой, но при этом каждый участник подгруппы будет заниматься каким-либо своим делом (точить карандаш, причесываться, искать губную помаду в сумке, листать конспекты и т.д.)
Участники второй подгруппы должны перебивать лектора и уводить разговор в сторону, не давая возможности продолжать лекцию.
Третья подгруппа должна внимательно слушать первую часть предложения, перебивая лектора, сочиняя свое окончание предложения.
Например, если лектор скажет «Сварить для салата картошку…» , слушатели тут же продолжают: «Разрезать каждую картофелину на четыре части и помазать горчицей…»
Четвертая группа часть информации будет слушать внимательно, а потом каждый участник подгруппы начнет разговаривать с соседом, после чего снова будет слушать лектора.
Пятая группа участников будет ждать, когда «лектор» допустит какую либо неточность и начнет его исправлять, поучать, и говорить только об этом.
Когда «лектор» входит в « аудиторию» и начинает лекцию, каждый участник по сигналу ведущего начинает выполнять порученное ему задание.
Обсуждение: Вопрос лектору: насколько он удовлетворен своей лекцией и аудиторией? Какая часть лекции, по его мнению, была наиболее удачной, наиболее трудной. Почему? Как помогала и мешала ему аудитория? Какие группы слушателей он может выделить?
Мини-лекция «Типы слушателей и техники активного слушания»
Однажды к Будде пришёл человек, очень культурный, очень образованный и очень учёный. И он задал Будде вопрос. Будда сказал: "Пожалуйста. Но прямо сейчас я не могу ответить". Человек удивился: "Почему вы не можете ответить? Вы заняты или что-то другое мешает вам?" Это был очень важный человек, хорошо известный всей стране, и, конечно, он почувствовал себя обиженным тем, что Будда так занят, что не может уделить ему немного времени.
Будда сказал: "Нет, дело не в этом. У меня достаточно времени, но прямо сейчас вы будете не в состоянии воспринять ответ". - "Что вы имеете в виду?" - "Есть три типа слушателей, - сказал Будда. - Первый тип, как горшок, повёрнутый вверх дном. Можно отвечать, но ничего не войдёт в него. Он недоступен. Второй тип слушателя подобен горшку с дыркой в дне. Он не повёрнут вверх дном, он находится в правильном положении; всё, как должно быть, но в его дне - дырка. Поэтому кажется, что он наполняется, но это лишь на мгновение. Рано или поздно вода вытечет, и он снова станет пустым. Очевидно, лишь на поверхности кажется, что что-то входит, на самом деле ничего не входит, поскольку ничего не может удержаться. И наконец, есть третий тип слушателя, у которого нет дырки и который не стоит вверх дном, но который полон отбросов. Вода может входить в него, но как только она входит, она тут же загнивает.
И вы принадлежите к третьему типу. Поэтому-то мне и трудно ответить прямо сейчас. Вы полны отбросов, поскольку вы такой знающий. То, что не осознано вами, не познано - это отбросы".
Далее вниманию педагогов предоставляется информация о типах слушателей и способах активного слушания.
Упражнение «Мудрый слушатель»
Цель: Отработать техники активного слушания.
Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник получает карточку (приложение №1) с каким либо высказыванием, которое громко читает своему соседу слева. Сосед слева отвечает ему, используя техники активного слушания. Если кто- то из участников затрудняется ответить, группа помогает ему.
Обсуждение: проводится в свободной форме. Желающие участники могут высказаться по поводу своих ощущений, которые они получили как в роли говорящего, так и в роли слушателя.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Разучивание комплекса психологической зарядки №6 (приложение №2)
Рефлексия. Групповое прощание.
Литература:
- Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. Г.Б. Монина, Е.К. Лютова- Робертс. Речь. Санкт- Петербург, 2007.
- Тренинг общения для подростков. А Грецов. Питер, 2005 .
- Формирование коллектива ДОУ. Психлогическое сопровождение. М.А. Аралова. Творческий Центр Сфера, Москва , 2005.
Приложение №1
Карточки
для проведения упражнения «Мудрый слушатель».
-У меня нет проблем, просто настроение плохое всю неделю.
------------------------------------------------------------------------------------------
- Со всеми поругалась, никто меня не понимает.
---------------------------------------------------------------------------------------------
-Извини, я вчера тебя не предупредила. Не знаю даже, говорить или нет. Нет, пожалуй, не буду. Потом как- нибудь.
------------------------------------------------------------------------------------------------
- Я вчера так грубо ответила Татьяне Ивановне по телефону. Она позвонила в 12 часов ночи, я уже спала, день был трудный. Она так вежливо со мной разговаривала, а я ей ответила совсем не то, что хотела. Теперь совесть мучает.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
-Не знаю даже, что тебе сказать о твоем платье.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
- Ну, мне вам нечего рассказать. Ребенок как ребенок. Проблем нет.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
- Моя дочка не ест кашу. Пожалуйста, не заставляйте ее есть в садике кашу. Она еще не любит борщ, салат из свеклы, запеканку и компот из сухофруктов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
-Как вы могли наказать моего ребенка. И все из-за того, что он подрался. Я его дома никогда не наказываю, и вы тоже не смеете этого делать!
-------------------------------------------------------------------------------------------------
-Я недовольна уровнем обслуживания продавцов в вашем частном магазине и хочу видеть директора, чтобы пожаловаться.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
-Я сегодня такое узнала. Тебе лучше этого не знать. Все, молчу.
-У меня очень мало времени, забежала в школу только для того, чтобы спросить: все ли в порядке у моего сына?
---------------------------------------------------------------------------------------------------
- Вчера ходила на рынок, купила огурцов два килограмма, три килограмма картошки, перца красного, не помню сколько, наверное, меньше килограмма, но зато очень хороший. Перец просто замечательный. А картошка тоже ничего, две - три все - таки подложил…. Не люблю чистить мелкую картошку. Но перец был просто шикарный. Очень жалею, что купила мало. Надо было три килограмма перца и один килограмм огурцов. Огурцы тоже, кстати, неплохие.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение №2
Комплекс психологической зарядки
- Сжав кисти рук в кулаки, положить на плечи, делая движения вперед – назад, повторять: «Я окружаю себя защитой».
- Лопатки сведены, напрягая и расслабляя ягодицы, повторять: «Меня посещают радостные мысли».
- Сцепив руки в замок перед грудью, соединяя и разводя локти, повторять: «Я люблю принимать решения».
- Делая упражнение «локоть – колено»: правый локоть соединять с левым коленом и наоборот, повторять: «Я с легкостью и радостью общаюсь с людьми».
- Подпрыгнув 3 раза на левой ноге, повторить: «Я наслаждаюсь жизнью».
- Подпрыгнув 3 раза на правой ноге, повторить: «У меня достаточно сил».
- Подпрыгнув 3 раза на двух ногах, повторить: «Мои мысли текут легко и свободно».
- Прислонив большой палец правой руки к кончику носа, мизинцем описать слово «красота».
- Прислонив большой палец левой руки к кончику носа, мизинцем описать слово «покой»
- Спина прямая, глубоко приседая и выпрямляясь, повторить: «Я владею собой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов "Умение слушать и слышать"
Всегда ли мы слышим о чем нам хотят сказать?В этом тренинге мы попробуем научится слышать человека и непросто слушать....
Организация социоигровой деятельности для развития у детей умения слушать, умения доводить начатую работу до конца, умения следовать полученной инструкции.
В материале подобраны игровые приемы для работы воспитателей с детьми, имеющими недостаточно сформированные социальные навыки ("умение слушать", "умение доводить начатую работу до конца", "умение след...
"От умения слушать музыку к умению слушать друг друга"
Консультация предназначена как для педагогов ДОУ, так и для родителей...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование умения строить диалог»
Известный русский лингвист Л. П. Якубинский: «Диалог – не только форма речи, он ещё разновидность человеческого поведения»Доказано, что основной формой общения д...
Консультация для педагогов "Умение слушать при взаимодействии педагога с родителями", О.Н.Садлий, МБДОУ № 22
В консультации представлены средства общения с родителями - вербальные, невербальные, паралингвистические. Даны рекомендации, как овладеть техниками слушания....
Консультация для педагогов об умении слушать и слышать.
Консультация для педагогов и родителей....
Консультация для педагога: "Об умении слушать и слышать"
Надеюсь что консультация поможет молодым педагогам....