Доклад из опыта работы по реализации проектной деятельности в ДОУ в рамках региональной программы «ПРОчтение»
проект по развитию речи (старшая группа)

Пискалова Елена Борисовна

Доклад из опыта работы по реализации проектной деятельности в ДОУ в рамках региональной программы «ПРОчтение»

Цель работы педагогов:

• Развитие интереса к художественной литературе.

• Формирование литературного вкуса.

• Воспитание будущего читателя.

Задачи:

•Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.

• Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.

• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества.

• Сформировать положительный образ «я».

• Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_prochteniyu_-moy.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы

по реализации проектной деятельности

в ДОУ в рамках региональной программы

«ПРОчтение»

Подготовил воспитатель: Пискалова Е.Б.

Детская книга при всей ее

внешней простоватости — вещь

исключительно тонкая и не

поверхностная. Лишь

гениальному взгляду ребенка,

лишь мудрому терпению

 взрослого доступны ее вершины.

Удивительное искусство —

детская книжка!
А.Токмаков

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.  Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Цель работы педагогов:

• Развитие интереса к художественной литературе.

• Формирование литературного вкуса.

• Воспитание будущего читателя.

Задачи:

•Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.

• Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.

• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества.

• Сформировать положительный образ «я».

• Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа личности.

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются:

- рациональное размещение в группе;

- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

- соответствие интересам детей;

- постоянная сменяемость;

- эстетическое оформление;

- востребованность.

Методы работы по приобщению детей к чтению:

Словесные:

• Чтение художественных произведений.

• Беседы по прочитанному.

• Заучивание наизусть.

• Пересказ произведений.

• Выразительное чтение.

Практические:

• Игры – драматизации.

• Дидактические игры.

• Элементы инсценирования.

• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).

• Театрализованная деятельность.

Наглядные:

• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

• Просмотр видеороликов, фильмов.

• Оформление выставок.

• Использование разных видов театра.

Формы работы:

• Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи).

• Кружковая работа.

• Культурно – досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.

• Свободная от занятий деятельность: экскурсия в библиотеку ДОУ; оформление тематических выставок, макетов, организация «Книжкиной больницы»; проведение «Недели детской книги»; игровая деятельность: (сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, настольно – печатные игры).

Сотрудничество с родителями

Формы работы:

Анкетирование

- Беседа

- Рекомендации

- Консультации

- Родительские собрания

- Участие в проектах

-Участие в литературных конкурсах, викторинах

-Помощь в создании библиотечного фонда ДОУ

-Помощь в оформлении выставок

В нашем детском саду «Солнышко» в 2015году стартовала работа по реализации проекта «ПРОчтение». В рамках реализации проекта  для детей и родителей был разработан план мероприятий – дорожная карта.

Я расскажу, как реализовался проект в логопедической группе.

Работа по проекту началась с информирования родителей о «Значении книги в жизни ребенка», издания  буклетов  «Как привлечь интерес детей к книге», а также анкетирования родителей  с целью  узнать, вхожа ли книга в их дом, имеется ли у ребенка библиотека, читают ли родители детям книги и какие.

Для детей других групп и родителей были показаны спектакли по мотивам детских художественных произведений: «Как Маша поссорилась с подушкой», «А что у вас?», «Штранная гражданка», «Борщ»

Наши дети принимали участие в районном конкурсе чтецов « Всё на земле от материнских рук», где заняли призовые места и были отмечены грамотами.

А также приняли участие во всероссийском конкурсе «Дети читают и пишут стихи», который проходил на сайте «Лабиринт».

С детьми не только прочитывали книги, но и рассматривали оформление книг, иллюстрации. Проследили весь путь появления книги. Дети загорелись желанием создать свои книги-самоделки «Новогодняя сказка», «Весёлые буквы» и др. А потом пересказывали свои рассказы сказочным героям.

Дети активно принимали участие в конкурсе рисунков по любимым художественным произведениям.

С детьми логопедической группы была проведена литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского. Дети узнали много интересного из жизни писателя.

Основной акцент делается на традиции семейного чтения –  важную часть в системе семейного воспитания. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

В преддверьях праздника «Дня защитника Отечества» был реализован проект «Богатыри земли русской». Дети с большим интересом знакомились с былинами, с подвигами богатырей, их доспехами. Вместе с родителями дети рисовали богатырей, оформили выставку рисунков, изготовили костюмы богатырей.

Ко дню Победы прошла акция «Прочти детям о войне и передай книгу другой семье». В вестибюле детского сада была организована мини-библиотека, где родители самостоятельно брали книги и читали их детям дома.

Акция «Подари книгу детскому саду» не оставила никого равнодушным. Были пополнены групповые библиотечки.

Не только дети были увлечены проектом, но и родители вдохновились творчеством и  в течение года поставили спектакли «Муха-цокотуха», «Репка».

Участвуя в проекте «ПРOчтение» дошкольники обогащают социальный опыт, учатся работать в коллективе, у них формируется уверенность в себе, общительность, открытость, любознательность, активность.

Дошкольное детство играет огромную роль в формировании того, каким станет ребенок в будущем, каким станет человечество, окружающий мир в целом. Нам, взрослым, необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Оказывается, чтение делает нас моложе. Давно доказано, что организм стареет быстрее, когда стареет наш мозг, а чтение заставляет наш мозг работать, в результате наша старость отодвигается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей".

обобщая опыт работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей", я отталкиваалась от детской инициативы....

Статья из опыта работы по осуществлению проектной деятельности "Моя семья"

Совместная деятельность семьи и дошкольного учереждения.Влияние совместной деятельности на формирование семейных ценностий у дошкольников....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Доклад из опыта работы на тему: «Проектная деятельность в экологическом воспитани

      В настоящее время проблема состояния окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Экологическое воспитание необходимое условие преодолени...

Презентация: "Реализация проектной деятельности ДОУ в рамках региональной программы «ПРОчтение»"

Презентация: "Реализация проектной деятельности ДОУ в рамках региональной программы «ПРОчтение»" Цель работы педагогов: • Развитие интереса к худо...

Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север – мой край родной»

Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север-мой край родной». Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются с...

Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи,  что способствует  получению следующих результатов:...