Конспект ООД
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гарькавая Наталья Викторовна

"Удивительные свойства воздуха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБДОУ «Детский сад №43» - «детский сад №33»

Конспект познавательно - исследовательской

деятельности с детьми подготовительной группы

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Автор: Гарькавая Наталья Викторовна

воспитатель высшей квалификационной

категории

Славгород 2019

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
  2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
  3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.
  2. Активизировать речевую деятельность.
  3. Закреплять и расширять словарный запас детей.
  4. Воспитывать культуру общения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  3. Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с воздухом.

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Содействовать  физическому развитию и оздоровлению детей путем  включения дыхательной гимнастики  в воспитательно-образовательную работу.
  2. Формировать физиологически правильное дыхание с помощью  дыхательной гимнастики, укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
  3. Развивать интерес к дыхательным упражнениям.

Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, игра,  загадка, сюрпризный  момент.

Словарная работа: лаборатория, невидимый, прозрачный,  живая природа, неживая природа.

Предварительная работа: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, наблюдения за погодой, ветром.

Материалы и оборудование:  шкатулка, письмо, полиэтиленовые пакеты, зубочистки, веера, стаканы с водой, коктейльные трубочки,  емкости с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, духи, кофе), салфетки,  фартуки по количеству детей, воздушные шарики, красные и зеленые сигнальные карточки.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, на адрес нашего детского сада сегодня пришла посылка. В посылке  были письмо и шкатулка. Я их взяла с собой. Давайте прочтем письмо: «Здравствуйте ребята, пишет вам житель сказочной планеты Воздушария. Наши жители очень любят вашу красивую планету и очень хотят посетить ее. Только мы не знаем, есть ли на вашей планете воздух и какими свойствам он обладает. Мы ждем от вас вестей. Надеемся, что скоро увидимся. Мы дарим вам красивую шкатулку. Эта шкатулка не простая: в ней находится что-то очень дорогое и ценное для нас».

(Воспитатель, не дочитав письмо, обращается к детям): Как интересно! Ребята, как вы думаете, что нам прислали жители Воздушарии? (Дети высказывают свои предположения.  Воспитатель открывает шкатулку, но она оказывается пустой.)

Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

Воспитатель: Этого не может быть, ведь нам написали, что здесь находится что-то ценное. Давайте дочитаем письмо (воспитатель читает): «Что находится в шкатулке, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

Он ведь нам необходим».

Дети: Это воздух!

Воспитатель: Правильно, дети!  Значит, жители планеты Воздушария, прислали нам воздух. И они спрашивают нас, есть ли на нашей планете воздух? (ответы детей). Ребята, а что вы знаете и можете рассказать о воздухе? (Ответы детей) Подумайте и скажите, в чем заключается ценность воздуха для нашей планеты? (Ответы детей)  Правильно, дети, без воздуха не было бы жизни на нашей Земле. Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте проверим. Вдохните воздух, закройте рот и нос, и не дышите. Вот видите, мы не можем долго оставаться без воздуха.

Ребята, я предлагаю  отправиться в лабораторию для изучения свойств воздуха. Как вы думаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)  Лаборатория – это место, где работают ученые, они проводят там опыты с помощью различных приборов. Но прежде чем отправиться в лабораторию, я хочу вам рассказать о правилах поведения, которые необходимо соблюдать. Итак, вы должны соблюдать  тишину, не должны ничего трогать руками, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Делаем и выполняем все только после того, как я вам скажу. Готовы? Давайте пройдем в нашу лабораторию.

Воспитатель: Но первым делом, мы с вами должны будем надеть специальную одежду (надевают халаты).  Итак, начинаем. Сегодня в нашей лаборатории мы изучим свойства воздуха.

Ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Ответы детей)? Давайте подойдем к нашим рабочим местам, возьмем веер и помашем им. Что вы чувствуете? (ответы детей). Так есть воздух вокруг нас?  Он везде: в нашей группе, на улице, у вас дома.  

Воспитатель: А можно ли воздух поймать? (ответы детей) Попробуйте его поймать (дети ловят руками воздух). Не получается?

 

Опыт №1.

 Я предлагаю поймать его с помощью пакетов (дети подходят к столу, где лежат пакеты, берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками). 

Воспитатель: Что произошло с пакетами? (Они надулись, стали выпуклыми, упругими.)

Воспитатель: Что в них находится? (Воздух.) Пакеты наполнены воздухом.  Какой он? Опишите его.  (Прозрачный, невидимый, бесцветный)

Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете  воздух? (предположения детей) Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем пакет. Поднесите  его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух)

В этом опыте мы узнали первое свойство воздуха. Какое?  (ответы детей)  (слайд 2)

Вывод: Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. 

Опыт № 2.

  Итак, юные исследователи, мы узнали, что вокруг нас воздух есть. А есть ли он внутри нас?  Как вы думаете? (ответы)

Воспитатель: Чтобы убедиться проведем следующий опыт. Перед вами стаканы с водой и трубочки. Опустите трубочку в воду. Вдохните воздух и подуйте в трубочку. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха.) Что в этих пузырьках? Откуда взялись эти пузырьки воздуха? (ответы)  

 В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. Но как он к вам попадает? (Через нос и рот.) Все люди вдыхают воздух через нос и рот.

Какой делаем вывод? (ответы) (Слайд 3)

Вывод: Воздух есть внутри нас.

Опыт № 3.

  Еще одна задача, которую нам предстоит решить: Имеет ли воздух запах?

 Как вы думаете? (ответы) Давайте проверим и проведем следующий опыт (детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху содержимое тарелок). Молодцы! Вы сейчас определили запахи продуктов. А что было в последней коробочке? И чем она пахла? А вот вам такой пример: когда ваша мама готовит ужин, а вы играете в своей комнате. Вы можете определить по запаху, что готовит мама? Как вы это определили, вы же далеко? (ответы детей) Правильно, это воздух переносит запах продуктов? А сам воздух не имеет запаха.  

 Какой сделаем вывод? (ответы детей) (слайд 4)

Вывод:  Можно сделать вывод, что воздух не имеет запаха, но может переносить их.

Физминутка. Игра «мыльные пузыри»

Опыт №4.

 Теперь нам предстоит выяснить, есть ли воздух внутри предметов? Для этого предлагаю провести следующий опыт.

У вас в тарелках лежат мандарины. Один с кожурой, другой очищенный. Опустите их в стаканы с водой. Ребята, что мы видим? (ответы) Как вы думаете, почему так происходит? (ответы) Потому что в кожуре и между кожурой и мандарином есть воздух. Кожура выполняет  роль спасательного жилета. Ребята, какой можно сделать вывод? (ответы детей)

 Вывод: внутри предметов есть воздух (слайд 5).

Опыт №5.

Воспитатель: Ребята, я вам хочу показать еще один опыт, очень интересный. Где мы с вами познакомимся еще с одним свойством воздуха. Только вы не забывайте о правилах поведения в лаборатории. Я буду вам показывать, а вы руки со стола уберите. И ничего не трогайте. Потому что для опыта нам нужна очень горячая вода. Беру бутылку, на которой одет воздушный шарик и опускаю ее в емкость с горячей водой. Посмотрите, что произошло с шариком? (ответы детей). А теперь я эту же бутылку помещу в емкость с холодной водой? Что произошло с шариком? (ответы детей). Как вы думаете, почему это происходит? (ответы детей).  Правильно, молодцы! Вот мы с вами познакомились еще с одним свойством воздуха. Воздух при нагревании поднимается вверх, а при охлаждении опускается вниз.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей) Какой опыт вам понравился больше всего? (Ответы детей) Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей) Хорошо, сейчас я вам предлагаю взять со  стола 2 сигнальные карточки – зеленую и красную. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

1. Воздух окружает нас со всех сторон (да).

2. Воздух голубого цвета (нет).

3. Воздух прозрачный, не имеет цвета (да).

4. Воздух имеет свой вкус (нет).

5. Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов (да).

6. Человек может жить без воздуха (нет).

Ребята, а теперь давайте посмотрим на экран и еще раз все вместе назовем свойства воздуха (называем)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь нам нужно возвращаться обратно в группу. Снимаем специальную одежду.

Воспитатель: Вы сегодня хорошо поработали! Спасибо вам! Но не забывайте о том, что в группе нам надо написать письмо с ответом жителям планеты Воздушария. А в подарок хочу подарить вам воздушные шарики. Ребята, чем они наполнены? (Воздухом) Молодцы!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лаборатория

Слайд 3

Воздух Внутри нас!

Слайд 4

Воздух не имеет запаха! Воздух переносит запахи!

Слайд 5

Внутри предметов есть воздух!

Слайд 6

При нагревании воздух поднимается вверх! При охлаждении воздух опускается вниз!

Слайд 7

Свойства воздуха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....