План по самообразованию на 2019-2020 учебный год.
материал

Мальцева Ольга Сергеевна

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

=План индивидуальной темы самообразования на 2019-2020 учебный год учителя-логопеда Мальцевой О.С. на тему:

« Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Время работы над темой: сентябрь 2018г. – май 2021г.

Цель:   Обобщить опыт работы по теме.

Задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Повысить педагогическую грамотность родителей и педагогов ДОУ по данной теме.

3. Пополнить развивающую среду кабинета.

ПЛАН РАБОТЫ

№п/п

Содержание

сроки

1.

2.

3.

4.

5.

7.

8.

Мастер-класс для педагогов» Развиваем мелкую и артикуляционную моторику у дошкольников»

 Проведение семинара – практикума для родителей: « Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Изготовление буклета для родителей « Комплексы артикуляционной гимнастики».

Консультация для родителей « Как научить ребенка говорить?» ( для младших групп).

 

Мастер-класс для педагогов « Логопедическое ассорти»

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

Оформление картотеки артикуляционных упражнений по лексическим темам.

октябрь

ноябрь

ноябрь

февраль

апрель

в течение года

в соответствии с годовым планом

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: « Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития звукопроизношения»

 Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии:              

М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

  • Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
  • Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

            Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата. Им доступно выполнение простейших артикуляционно – двигательных и мимических упражнений. Например « часики», «качели», « окошко», « улыбка». В начале логопед  учит детей  выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течении некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью широко используется игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, камушки, бусы… Затем логопед  знакомит детей с динамическими упражнениями: «лошадка», «маляр», «вкусное варенье». Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом перед зеркалом.   Логопед  обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции. В старшем дошкольном возрасте  логопед  знакомит детей с такими названиями, как нёбо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «грибок», «гармошка», «кучер»….

Существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик.

В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки чётких артикуляционных позиций губ и языка, такая структура позволяет решить ряд других задач, а именно:

  • улучшить координацию движений пальцев рук;
  • выработать правильное речевое дыхание;
  • развить интонационную выразительность голоса;
  • научить выражать свои чувства и эмоции;
  • совершенствовать пластику движений.

Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения у детей. .

При работе придерживаемся следующих аспектов:

  • В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, на НОД  логопеда и воспитателей, а также в режимные моменты, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
  • Продолжительность видов деятельности  в режимные моменты или так называемые  « пятиминутки»:
  • 1 минута – развитие мелкой моторики;
  • 1 минута – развитие дыхания и голоса;
  • 1 минута – развитие мимики;
  • 2 минуты – развитие артикуляции;
  • Артикуляционная гимнастика проводится в группе в течении дня 2-3  раза,  сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
  • Комплекс упражнений сочетает в себе статические и динамические упражнения.
  • При выполнении новых упражнений обязательно закрепляются старые.
  • Перед артикуляционными упражнениями используются дыхательные, голосовые, мимические.

Комплексы артикуляционной гимнастики, для сохранения интереса и поддержания мотивации ребёнка к НОД соответствуют годовому тематическому планированию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога...

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: «Роль подвижных игр»

Здесь вы сможете познакомиться с планом по самообразованию на тему: "Роль подвижных игр"...

Перспективный план по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Тема:  «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»...

план по самообразованию на 2019/2020 учебный год

где представлен мой план работы на учебный год по теме самообразования "Влияние художественной литературы на развитие речи детей"...

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Цель: осуществление коррекционной, просветительской, реабилитационной работы с семьями, находящихся в социально-опасном положении.Задачи:·         провес...

план по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»Цель: « Развитие речи и коммуникативных навыков у д...

Индивидуальный план по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».

Развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и ...