Рисуем музыку
проект (старшая группа)

                                    МДОУ № 322 «Морозко»


 


 


 


 


 


 


 


 

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ПО ТВОРЧЕСТВУ

П.И.ЧАЙКОВСКОГО


 


 


 


 


 


 


 

Автор проекта:

музыкальный руководитель:

Морозова Я.А.

 


 


 

http://i50.fastpic.ru/big/2013/0424/df/abd0b1e4569fb9bbad7592caa8d7c7df.jpg


 

Музыкально-образовательный проект по творчеству

П.И. Чайковского


 


 

Проект «Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского»


 

Автор: Морозова Яна Александровна

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев,

журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонков в бездонном синем небе,

шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную

тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает

сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты

слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой»

В.Сухомлинский


 

П.И.Чайковский

Тип: творческий.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети.

Продолжительность: краткосрочный.

Срок реализации: апрель 2018г.

Руководитель проекта: музыкальный руководитель Морозова Я.А..

Актуальность проблемы:

В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям; на умственное, познавательное, трудовое, физическое, психическое, художественно-эстетическое воспитание.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, в приобщении их к общечеловеческим ценностям.

Классическая музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует их нравственному и интеллектуальному развитию.

Предлагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных способностей, по средствам слушания (восприятия) классической музыки. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль классической музыки. поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. И здесь нам помогают музыкальные шедевры классики. Через классическую музыку, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

Слушая шедевры классической музыки, ребенок учится определять ее настроение, эмоциональную окраску, развивает свою музыкальную и общую культуру.


 

Цель: Повышение качества воспитания, обучения и развития ребенка по музыкальному воспитанию через создание условий для приобщения к ценностям музыкального искусства.

Задачи:
- прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского
- развивать музыкальный вкус, творческие способности детей
- учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений
- учить импровизировать, фантазировать под музыку
- обогащать словарный запас, навыки выразительного чтения

-воспитывать эстетические чувства, интерес к музыке, желание познавать и развиваться.
- проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского

Образовательная область: музыка.

Области интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, здоровье, социализация

Предметно-развивающая среда:

-фильм «П.И.Чайковский- детский композитор»;

- беседы о творчестве П. И. Чайковского;
-флэш-презентации «Детский альбом», «Времена года»;

- слушание пьес из «Детского альбома»;
- рассматривание репродукций картин художников 18-19 веков;
- беседы о духе, традициях, культуре той эпохи;
- изображение музыкальных пьес в рисунках;
- импровизации и этюды на заданную тему;
- выставка детских рисунков.

Ресурсы: материально-техническая база (проектор, музыкальный центр, ноутбук, медиатека), методическое обеспечение.

Содержание проекта:

1 этап: Подготовительный.
Постановка цели, формулировка задач. Определение приёмов, методов и форм обучения. Подбор музыкального материала, художественного слова, иллюстраций. Составление плана реализации проекта. Работа с методической литературой.

2 этап: Реализация проекта.
Деятельность педагогов: обогащение детей знаниями о классической и инструментальной музыке П. И. Чайковского. Разучивание с детьми танцев и стихов. Беседы о духе, традициях, культуре эпохи 18-19 веков.
Деятельность детей: усвоение новых знаний, навыков и умений. Проявление активности, желание выразить своё отношение к музыке П. И. Чайковского. Рисование,  на заданную тему

3 этап: Заключительный.
Подготовка и проведение итогового комплексного занятия «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Изготовление атрибутов, оформление музыкального зала. Выставка детских рисунков в музыкальном зале и в группе

Продукт проектной деятельности: комплексное занятие «Музыкальная гостиная». 

Прогнозируемый результат: создание информационной среды ДОУ, обогащение представлений о классической музыке, знакомство с творчеством П.И.Чайковского. Развитие музыкально-познавательной деятельности воспитанников: расширение кругозора, любознательности. Повышение уровня освоения программы по музыкальному воспитанию.

 Первая неделя апреля

 Слушание: «Новая кукла», «Мужик на гармонике играет». Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций, рассматривание репродукций картин художников 18-19 веков.
Разучивание с детьми танца «Вальс».
Импровизация: «танец с новой куклой». 
Показ фотографий и иллюстраций гармони. Слушать её звучание.

Свободное рисование красками по теме «Кукла».

Вторая неделя апреля

 Слушание: «Полька», «Игра в лошадки». 
Беседа о характере музыкальных пьес. Беседа о родине «польки»,  о её характере.
Разучить танец «Полька». 
Импровизация игры в лошадки, стараться скакать прямым галопом - «наездники».

Выучить стихотворение «Моя лошадка».
Рисование красками по теме «игра в лошадка».
 

 

 

Слушание: «Камаринская», «Марш деревянных солдатиков».

Зарядка, музыкальные этюды под музыку из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Беседы о характере музыкальных пьес.
Прослушать несколько русских народных песен, определить их характер, о чём в них рассказывается… 
Импровизация марша «солдатиков» под музыку. Вспомнить, в каких сказках встречаются солдатики, и какими они ещё бывают (оловянные, пластилиновые и т.д.)
Свободная лепка по теме « солдатики».
Вспомнить названия русских народных песен и их исполнителей. Беседа о быте, о русских народных традициях.

Слушание: «Баба яга».
 Беседы о характере музыкальной пьесы. Что представляют дети, когда слушают эту пьесу.

Импровизация: изобразить под музыку Бабу ягу. 
Этюд: «Баба яга».

Вспомнить самые известные сказки с персонажем Бабы яги. 
Принести детские книги с иллюстрациями Бабы яги.

Слушание: «Мама», «Утренняя молитва». Беседы о характере музыкальных пьес. 
Этюд «Мама».

Разучить стихи о маме, беседа о маме. Нарисовать портрет мамы. Выставка детских рисунков в музыкальном зале.

Слушание: «Песня жаворонка», «Нянина сказка».
Беседы о характере музыкальных пьес. 
Беседа о перелётных птицах. Показ иллюстраций с изображением жаворонка.
Дать понятие «няня». Можно ли по музыке определить, какую сказку она рассказывает? (Колыбельная).

Свободное рисование красками по теме «жаворонки», перелётные птицы.

Комплексное занятие в старших, подготовительных группах «Музыкальная гостиная».

Выставка рисунков по теме «Детский альбом П.И.Чайковского» в музыкальном зале.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Конспект занятия по музыкальному воспитанию в подготовительной группе детсада

"Детям о П. И. Чайковском"

Программное содержание. Познакомить детей с биографией П. И. Чайковского. Дать представление о Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека.

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, так как был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. 

Описывается такой случай. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушел к себе в комнату раньше всех. Когда в нее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.

Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории поставлен памятник великому русскому композитору. Он изображен сидящим, а его рука застыла в воздухе с дирижерской палочкой. Вокруг памятника посажены русские березки, потому что в одном из произведений он использовал русскую народную песню «Во поле березонька стояла».

В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Россия гордится творчеством этого великого композитора. А сейчас мы послушаем его музыку

 

Дети слушают музыку в сопровождении видеоряда, который вызывает положительные эмоции и способствует лучшему восприятию песни.

Рассматривая картинки презентации и слушая музыкальные произведения, дети учатся любить, понимать и осознавать музыку.

 

После вступительного слова обращается внимание детей на меню-содержание презентации. Дети могут легко переходить от слайда к слайду автоматически или по ссылке, нажимая курсором мышки на нужный слайд в меню.

 

Источники информации:

 

Музыкальный ряд:

П. И. Чайковский, Детский альбом

Стихи Виктора Лунина.

Приложение 3

П. И. Чайковский - стихи - Ольга Скопиченко


 

Бом, бом, бом!

Открывается альбом

Не простой, а музыкальный,

Сочиненный для ребят

Много лет тому назад.


 


 


 

ДЕТИ читают:

Я в солдатиков играю,

Их давно я собираю.

Дома выстрою их в ряд

И отправлю на парад.

Поиграю я в солдат…

И на полку – пусть стоят…

Дом, квартиру берегут…

Пост на службе всё несут.

 

Я так люблю тебя!

И в час и в день любой

Всегда была со мной.

Я так люблю тебя,

Что и сказать нельзя!

Но не люблю, когда

В слезах твои глаза.

 

Я так тебя люблю!

Хоть обойди весь свет,

Тебя красивей нет,

Тебя нежнее нет.

Добрее нет тебя,

Любимей нет тебя

Никого,

Нигде,

Мама моя,

Мама моя,

Мама моя

Этой куклы кто не знает,

Лучше куклы не найдёшь.

Сразу глазки открывает,

Только на руки берёшь.

И хоть слёз у куклы нету,        

Плачет девочка моя:

- Мама, мама, где ты, где ты?

Ну а мама – это я.

 

Я надену кукле бусы,

Платье новое сошью,

Не вести же мне к бабусе

В старом куколку мою.

- Кукла Маша

Заболела.

- Врач сказал,

Что плохо дело.

-Маше больно,

Маше тяжко!

-Не поможешь

Ей, бедняжке.

- Нас покинет

Маша вскоре.

Вот уж горе,

Так уж горе,

Ах, мама, мама, неужели

Куклу скоро привезут?

Ах, мама, мама, в самом деле

Кукла скоро будет тут?

 

Ах, где же куколка моя?

Ее хочу увидеть я.

Ах, что? Уже? Тогда молю –

Ну дай мне куколку мою.

 

Ах, как она прекрасна, мама!

Как я рада, Боже мой!

Ах, кукла, кукла! Никогда мы

Не расстанемся с тобой, теперь с тобой,

 

Кто

Там?

Кто там летит над землей?

Чей

Там

Слышится хохот и вой?

Это баба-Яга, костяная нога

Над землею кружит,

Темный лес сторожит.

 

Под камаринскую все пустились в пляс.

Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,

Пляшут сестры, пляшет вся моя семья.

Пляшет бабка, пляшет дед,

Пляшет братик и сосед.

Пляшет кошка, пляшет кот,

Пляшет Жучка у ворот,

И кадка, и ушат, и грабли, и ухват,

И веник, и метла, и ножки у стола.

Пляшут чашки, пляшут ложки и горшки,

Сковородки, поварешки, котелки.

Пляшут миски, пляшут ведра, пляшет таз…

До чего сегодня весело у нас!

Пьеса « Камаринская»


 

Я на лошадку свою златоглавую

Сел и помчался по дому, по комнатам

Мимо стола, этажерки и тумбочки,

Мимо кота, на диване лежащего,

Мимо сидящей с вязанием бабушки,

Мимо мяча и коробки с игрушками.

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался вперед и вперед


 

«Музыкальная гостиная»

Повторение знаний ребят о композиторе:

- выбрать нужного композитора;

Кто такой композитор?

- повторение о творчестве Чайковского;

-мы уже познакомились с вами с одним из музыкальных циклов Чайковского, а с каким, вы отгадайте:

- назвать лишнее:

( подснежник, жаворонок, стул, масленица, дверь)

Правильно, это «Времена года».

Послушайте и попробуйте определить, какое звучит произведение

«подснежник», «жаворонок»

Молодцы, ребята!

А сейчас я хочу вас познакомить еще с одним музыкальным циклом этого замечательного композитора «Детский альбом»

Презентация и слушание стихотворений и произведений «Детский альбом»

Я надеюсь, что сегодняшнее знакомство с творчеством Чайковского было для вас приятным и увлекательным.

А сейчас немного поиграем:

-вы знаете, ребята о том, что одна и та же музыка может звучать по-разному.

Сейчас будет звучать уже знакомая вам музыка, но в другом исполнении. Постарайтесь определить ее название

Звучат видеофайлы из «Детского альбома» Чайковского

Молодцы, не растерялись!

А теперь найдите лишние слова:

(мама, солдатики, ботинок, Баба Яга, камаринская, дом)

-все эти названия из ….»Детского альбома.

Спасибо за внимание. На этом наше знакомство с «Детским альбомом П.И.Чайковского заканчивается, но не заканчивается знакомство с его творчеством.

В дальнейшем, мы познакомимся с другими его замечательными произведениями.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фоторепортаж с музыкальной гостиной "Рисуем музыку"

Фоторепортаж с открытого комплексного занятия музыкального руководителя и воспитателя по художественной деятельности в старшей группе в детском саду на тему "Рисуем иузыку". Занятие проводилось совмес...

Я РИСУЮ МУЗЫКУ

Цель: совершенствование умения соотносить цвет с музыкой.Задачи:познакомить с нетрадиционной техникой создания узоров с помощью пищевой плёнки...

"Мы рисуем музыку для куклы"

Конспект и план открытого музыкального занятия...

Конспект интегрированного занятия (музыка + рисование) на тему "Дети рисуют музыку"

Конспект интегрированного занятия (музыка + рисование)  на тему "Дети рисуют музыку" («Вальс и полночь» из балета «Золушка» С.С. Прокофьев)  «...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ИСКУССТВОМ И КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « МЫ РИСУЕМ МУЗЫКУ»

Цель: Развивать умение осознанно оценивать произведения изобразительного искусства, чувствовать колорит, замечать особенности использования художником тёплой и холодной цветовой гаммы для создания опр...