Проект "Использование технологии мнемотехники в совместной и самостоятельной деятельности детей"
проект (старшая группа)

Орлова Надежда Андреевна

Целью данного проекта является создание  условия для развития связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста  посредством мнемотехнике.Приём мнемотехники облегчает запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники при работе с детьми в ДОУ помогает не только развивать связную речь, но ещё способствует формированию самостоятельной разносторонне развитой и любознательной личности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proek_mnemotehnika.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Бичурский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Подснежник»

Проект

«Использование технологии мнемотехники в связной речи в совместной и самостоятельной деятельности детей».

                                                                                                                                                                   Составитель: Орлова Н. А.

                                                                                                                                                     Воспитатель

                                                        С. Бичура

2018г

                                                     Аннотация        

 Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие». Речевое развитие  - это владение речью, как средством общения и культуры.  Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.

Паспорт проекта.

Вид проекта: Информационно – практико – ориентированный.

Тема проекта:  Использование технологии мнемотехники в развитие связной речи.

Сроки реализации: долгосрочный (групповой)

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

                                            Введение:

Чтобы помочь детям в развитии памяти и восприятия, можно воспользоваться приёмами мнемотехники. Данный метод обучения может применяться как в образовательной деятельности, так и самостоятельной деятельности детей.

Мнемотехника – это совокупность приёмов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Мнемотехнические приёмы работают путём перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения  способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у детей.

                                   Актуальность проблемы

«Учите ребёнка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов  с картинками, и он  их усвоит  на лету» К. Д. Ушинский.

Старшие дети должны излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно – следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.  Проблема односложная, состоящая из простых предложений речь. Неспособность  грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, плохое запоминание стихов.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по разному : В. К. Воробьёва - сенсорно графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно – схематическими моделями, В. П. Глухова – блоками – квадратами, Л.Н. Ефименко схемой составления рассказа.

Цель: Создать условия для развития связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста  посредством мнемотехнике.

Задачи:

Развивать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.

Развивать связную, монологическую речь.

Обогащать словарь, грамматический строй речи.

Развивать речевую активность дошкольников.

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Новизна

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приём мнемотехники облегчает запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники при работе с детьми в ДОУ помогает не только развивать связную речь, но ещё способствует формированию самостоятельной разносторонне развитой и любознательной личности. Эффективность формирование связной речи у старших дошкольников существенно повышается, если педагог будет планировать и применять  в своей работе мнемотехнику и работу с мнемотаблицами.

Ожидаемый результат

- Появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении рассказов, заучивании стихотворений;

- Пополнение и активизация словарного запаса детей;

- Развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи;

- Умение договариваться и работать слажено;

- Умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определённой тематике.

 Работа с мнемотаблицами состоит из трёх этапов:

1.этап -  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.этап -  Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3.этап – После перекодирования осуществляется описание, пересказ сказки, рассказа или разучивания стихотворения по заданной теме.

 Механизм реализации:

                       Задачи

Системы проектных мероприятий

                              1 – этап: подготовительный

         Поисково – теоритический. Организационный

  • - Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей (изготовить схемы и мнемотаблицы);
  • - Изучение опыта работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем);
  • - Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, схем);
  • - Подготовить наглядно речевой материал: сюжетные картины, предметные картинки.
  • - Определить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;

                         2 – этап – основной - практический

  • - Разработка перспективного планирования с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; «организующие моменты», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»);
  • - Разработка серии конспектов совместной образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием мнемотехники;
  • - Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме;
  • - Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;
  • - Открытые показы занятий для педагогов ДОУ.

Работа с воспитанниками:

- Использовать в работе мнемотаблицы начала с детьми средней группы.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовались модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (См. Приложение1 )

- Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о насекомых, птицах, животных, овощах и фруктах, одежде, посуде (смотри приложение № 2 ). Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

  • - Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек;
  • - Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов к праздникам;

  •                     3 этап. Результативный.  Заключительный.

-  Оформление и пополнение речевого уголка пособиями

- Конспекты мероприятий с использованием мнемотаблиц

-  Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в конкурсах, фестивалях, семинарах, конференциях различного уровня (отчёт презентация на педагогическом часе в ДОУ по данному вопросу).

 Перспективный план работы

При планировании и организации работы учитываются перспективно календарное планирование по программе «От рождения до школы», а так же индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечение детей в совместной деятельности со взрослыми.

Работа с детьми  средней  группы

Сентябрь

Знакомство с мнемоквадратами

«Назови предмет в квадрате»

Проект «Использование приёмов мнемотехники в совместной и самостоятельной деятельности»

Октябрь

Знакомство с мнемодорожками

Составь предложение по мнемоквадратам

Ноябрь

Беседа по схемам

«Назови какой овощ? «Какого цвета? Какой формы?»

«Назови фрукт. Где растёт? Какого цвета? Какой формы?»

«Назови , что лишнее?» (с опорой на картинки)

Декабрь

Рассматривание картинок. Какие сказки мы знаем о домашних животных?

Знакомство с мнемотаблицами.

Расскажи сказку по мнемотаблице (Репка, Колобок, Теремок)

Январь

Заучивание стихотворения о зиме «Белый снег пушистый (мнемотаблица)»

Составление рассказа по картинкам «Зимнее развлечение»

Рассказывание русских народных сказок (мнемотаблица)

Февраль

Расскажи сказку с опорой на мнемотаблицу

Закончи предложение с опорой на картинку.

Игра «Подбери нужные картинки к этой профессии»

Март

Беседа: Расскажи, какая твоя мама.

Назови героев названой сказки.

Расскажи сказку( мнемотаблицы).

Апрель

Времена года: Рассматривание картинок о весне.

Расскажи о весне с опорой на схему.

Назови каких диких животных ты знаешь.

Май

 Заучивание стихотворения «День Победы» (мнемотаблица)

Литературный калейдоскоп

Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить»

Игра «Зима или весна» с опорой на картинки.

Работа с детьми старшей группы.

Сентябрь

Повторение пройденного материала в средней группе

Мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Расскажи сказку (мнемотаблица)

 Обучение рассказыванию «Осень наступила»

 

 

Октябрь

Опиши овощ

Опиши фрукт

Заучивание стихотворение «Осень» (с опорой на мнемотаблицу)

Рассматривание картины «Ежи»(составление рассказа)

Ноябрь

Литературный калейдоскоп (расскажи сказку с опорой на мнемотаблицу)

Опиши игрушку

Обучение рассказыванию опиши куклу

Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня»

Декабрь

Зима Составь предложение с опорой на картинки

Обучение рассказыванию «Зима»

Заучивание стихов к новогоднему утреннику

Январь

Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Составь предложение с опорой на мнемодорожки

Расскажи сказку с опорой на мнемотаблицу «Заюшкина избушка»

Февраль

«Мой папа защитник» составление рассказа с помощью наводящих вопросов

Составь предложение «Что изображено на картине»

Опиши своего папу с опорой на схему

Март

«Моя мама» составление описательного рассказа с опорой на схему

Заучивание стихотворений о маме с помощью мнемотаблиц

Мини викторина назови название сказки с опорой на мнемотаблицу

Апрель

«Весна» Назови признаки весны с опорой на модель схему

Обучение рассказыванию , что происходит весной

Обучение рассказыванию о космосе с опорой на картинки

Заучивание стихотворение «Подснежник»

Май

 Составление рассказа «Мой прадедушка герой»

Заучивание стихотворения День Победы

Составь предложение по картинкам (9 мая)

Заучивание стихотворение «Прилетела к нам пчела»

Работа с детьми подготовительной группы 

Сентябрь

«Осень» заучивание стихотворения с помощью мнемотаблиц

«Природа осенью» рассказывание по предметным картинкам

«Дары осени» описание с помощью опорных схем

Проект  Использование технологий мнемотехника

Октябрь

«Уж небо осенью дышало» заучивание стихотворения А. С. Пушкина с помощью мнемотехники

«Поздняя осень» рассказывание по картине пейзажу

«Как ёж выручил зайца» придумывание сказки с опорой на картинки

Ноябрь

«Моя Родина» составление рассказа из личного опыта

«Дом , в котором я живу» составление рассказа

«Моё село» составление описательного рассказа

Пересказ рассказа С. А. Баруздина «Страна, где мы живём».

Декабрь

«Зима»  заучивание стихотворений при помощи мнемотаблиц

«Зимние забавы» составление описательного рассказа по сюжетной картине

«Кормушка» составление рассказа опорные картинки (начало, середина, конец)

Январь

«Незнайкин подарок на новый год» составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.

«Зимний вечер» сравнительно – описательный рассказ с опорой на картину.

«Коляда, коляда» заучивание обрядовой песенки

Февраль

«Мой папа защитник» составление рассказа с помощью наводящих вопросов

«Защитники Родины» составление рассказа по картине

«Мой друг» опиши своего друга с помощью схемы

Март

Заучивание стихотворений о маме с помощью мнемотаблиц

«Моя мама» составление описательного рассказа с опорой на схему

«Скворечник» составление рассказа по серии сюжетных картинок

Апрель

«Весна» описательный рассказ по картине И. Левина

«Весна» пересказ рассказа Г. А. Скребицкого с добавлением последующих событий

«Подснежник» заучивание стихотворения П. Соловьёва мнемотаблица

«Космос» составление рассказа по картине при помощи схем

Май

 «9 Мая» заучивание стихотворение при помощи мнемотаблиц

«Собака санитар» составление рассказа с опорой на серию картинок (начало, середина, конец)

«Надёжный помощник» составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин

План работы с родителями

Консультация «Что такое мнемотехника»;

Консультация «Использование наглядного моделирования (мнемотехника) при разучивании стихов»;

Родительское собрание по заданной теме (показ презентации) «Использование технологии мнемотехники в речевом развитии с учётом трёх уровневого подхода»;

Индивидуальные беседы, консультации, памятки;

Индивидуальные домашние задания (Повтори сказку с использованием схем, разучи стихотворение, повтори стихотворение);

Литература:

Арушанова. А. Г. Истоки диалога

Гербова. В. В. Занятия по развитию речи в средней  дошкольной группе детского сада.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада

Ушакова О. С. Методика развития речи детей

Воробьёва. В. К. Использование моделей для составления описательных рассказов.

Бубнова. А. Х. Азбука дошкольного воспитания. Развитие речи.

Гомзяк. О. С. Развитие  связной речи

Ушакова. О. С.; Струнина. Е. М. Развитие речи и творчества дошкольников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности детей в аспекте художественно-эстетического развития.

Важность художественно-эстетического развитияИнтеграция образовательных областей как требование ФГТ и программыРабота ДОУ по интеграции образовательных областей – реальностьВыводы Приобщение ребё...

Планирование совместной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня ДОУ в соответствии с ФГТ (выступление (из опыта работы) на заседании методического объединения воспитателей ДОУ)

Введение в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса в детском саду, что приве...

«Применение здоровьесберегающей технологии Су-Джок в совместной и самостоятельной деятельности детей раннего возраста»

1 СЛАЙД.  Я,   Милованова Ирина Вячеславовна работаю воспитателем  в МБДОУ детском саду №14.  Профессиональное кредо –«Всю жизнь учись, всю жизнь расти, чтоб ...

Статья "Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности".

Данный материал -  показывает одну из форм  организации совместно – самостоятельной деятельности, положенной в основу любого проекта.  Детям  помогает  развивать са...

Статья на тему: "Использование технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство - это период рождения личности, раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности....