Лаборатория по физике "Юный физик" для дошкольников
опыты и эксперименты (средняя группа)

Предисловие

 

Вы, наверное, слышали, что есть такая наука — физика? Впрочем, это и не важно. Главное, что вы постоянно в своей жизни сталкиваетесь с физическими явлениями, только может быть, не подозреваете об этом. Почему происходит то или иное явление вы узнаете в школе, — всему свое время. А те, кто в школе был, и все забыл, не расстраивайтесь), здесь есть все и для всех. Мало ли что в жизни пригодится.

Главное — как именно подходить к изучению мира, заключено в вопросах. Поэтому постарайтесь найти собственные ответы и не жалейте на это времени. Вопросы разбиты на рубрики. Не пугайтесь их названий. Вопросы в них самые обычные: Почему у некоторых гоночных автомобилей двигатель расположен по середине? Как удержаться на велосипеде?

Пояснительная записка.
 Актуальность данной рабочей программы определена ценностными ориентирами и воспитательными результатами;
при планировании содержания занятий прописаны виды деятельности дошкольников по каждой теме.
  Программа составлена с учетом проведения групповых занятий.
Цель: развитие личности, социально адаптированной и умеющей самостоятельно принимать решения, формирование у младших дошкольников активного интереса к процессам, происходящим в природе, стремления к изучению принципов работы различных технических устройств.
   Образовательные задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, техническому наследию родного края, способствовать овладению научного познания, выработке применять его при оценке явлений природы и техники, вырабатывать у дошкольников систематические знания по развитию науки и техники родного края, приобщить детей к культурно- просветительской и экологической работе.
   Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к планете Земля, формировать общественно-активную личность с гражданской позицией, культуру поведения и общения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п.
   Развивающие задачи: формировать творческий стиль мышления, навыки исследовательской деятельности при изучении явлений природы, развитие личностных качеств (самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.)
 
   Данный курс рассчитан на занятия 1 раз в неделю для дошкольников, направлен на детей, проявляющих повышенный интерес к   физическим явлениям.
   Занятия проводятся во второй половине дня.
Количество занимающихся – 10-15 человек.
   На занятиях можно использовать формы работы:
- викторины
- игры – путешествия
- просмотр видеофрагментов
- беседы
- выполнение проектов
- выставки книг
- конкурсы рисунков
- разыгрывание сценок
- подвижные игры
- выставки.
Все занятия способствуют развитию интеллекта и сферы чувств детей.
   В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (воспитатель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой, ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается   план действия, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью воспитателя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (дети собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; воспитатель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
   
Дошкольники должны знать:
-особенности развития науки физики и связь ее с другими науками;
-этапы развития города как центра научной мысли;
-развитие промышленности в связи с комическими исследованиями;
Дети должны уметь:
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;
- высказывать собственное отношение к явлениям современной жизни;
- вести исследовательскую и поисковую работу;
-овладеть навыками проектной деятельности;
- оценивать последствия своих действий по отношению к природе.
Методическое обеспечение.
 Комплект методической литературы, справочники, энциклопедии, диски, видеофрагменты научно-популярных передач.
 Материалы дошкольного, областного музеев космонавтики, семейные архивы.
Одним из основных методов организации исследовательской работы является метод личностно-ориентированного обучения.
Основное место деятельности – дошкольное помещение.
   Основным критерием результативности освоения программы «Физика для малышей» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе, истории, традициям малой родины, показателями которого можно считать:
-наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
-активная познавательная позиция детей; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
- широкая информированность (Общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
- овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением физических явлений (изобразительной, технического творчества, моделирование и т.д.)
   В результате занятий по программе «Физика для малышей» у детей могут быть сформированы такие качества личности:
- любовь к Родине, своему родному краю;
- патриотизм и гражданская солидарность;
- уважение к старшим, младшим;
- доброжелательность и эмоциональность;
- уважение друг к другу;
- отзывчивость;
- толерантность;
- порядочность;
- самостоятельность;
- коммуникабельность;
- активность;
- трудолюбие;
- общительность;
- целеустремленность;
- уверенность в себе;
терпимость.
Формы учета знаний, умений освоения программы.
1.Отслеживание результатов по разделам.
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- вопросов и заданий;
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций-представлений по изученной теме.
      При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки технических работ; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы; возможно совмещение выставки работ с родительским собранием.
Индивидуальная работа
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях. На индивидуальных занятиях дети могут разучивать стихи, разгадывать загадки.
     Этапы проведения занятий
Эмоциональное начало
Обследование образца
Показ выполнения работы
Двигательные упражнения (физминутка)
Самостоятельная работа детей
Анализ результата работы
 
 
Группа «Соловушка»
Лаборатория «Юный физик»
Тема: «Опыт с водой: в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются. Конвекция в жидкости».
 Цель занятия: подвести детей к тому, что есть вещества в воде растворимые и не растворимые. Развитие личности, формирование активного интереса к процессам, происходящих в природе, стремления к изучению принципов работы различных технических устройств.
Задачи: Способствовать овладению научного познания, выработке применять его  при оценке явлений природы и техники. Воспитывать навыки исследовательской деятельности. Развивать творческий стиль мышления. 
 
Фотоотчет занятия №7
С детьми посмотрели видео  «Лаборатория клоуна Димы» и презентацию с явлением – конвекция с жидкостью, расширив знания детей о свойствах воды в повседневной жизни.
 
Проведен  опыт с тремя стаканами воды. В один стакан насыпали песок и попробовали размешать его ложкой. Затем  в другой стакан с водой насыпали сахар, а в третий стакан соль и размешали ложкой содержимое стакана.
Дети, наблюдая за веществами (песком, сахаром, солью), сделали вывод, что есть растворимые вещества (сахар, соль) и нерастворимые (песок). 
Затем проведен  был  опыт с водой (Конвекция в жидкости).
 Познакомили детей с понятием конвекция. Конвекция – это процесс передачи тепла с помощью жидкости и провели эксперимент с водой разной температуры. Для этого опыта мы вскипятили воду в чайнике и налили в стакан с марганцовкой, и взяли стакан с холодной водой, добавив марганцовку. Дети наблюдали процесс смешивания воды разной температуры с марганцовкой  и сделали вывод, что в горячей воде смешивание происходит намного быстрее, чем в холодной.
 
Сегодня на 7 занятии  мы с детьми  провели  «Опыт с водой: в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются. Конвекция в жидкости» и свои наблюдения зафиксировали в лабораторном дневнике «Юный физик».
 
Далее провели динамическую паузу и продолжили работу в лабораторном дневнике. В конце занятия в лаборатории дети нарисовали смайлики, отобразив свои эмоции от  экспериментальной деятельности.
Дружно встали на разминку
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)
 
Вывод: Данный  опыт нам показал, что смешивание в горячей воде происходит намного быстрее, чем в холодной. И взаимодействие одной жидкости на другую можно ускорить (горячая вода) или замедлить (холодная), изменив температуру в жидкости.
 
Лабораторный дневник по физике «Юный физик»
Тема: «Опыт с водой: в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются. Конвекция в жидкости».
Ф.И.ребенка____________________________________
 
Зарисуй свои наблюдения
Опыт№1
песок сахар соль
 
Опыт№2
 
 холодная горячая
Вывод:                                                                                  ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной деятельности с дошкольниками в детской лаборатории»

Данный материал представлен в виде консультации для воспитателей по созданию условий для проведения с дошкольниками эксперименирования, являющегося однм из видов детской деятельности.В содержании раск...

До-21.12.2015года-Методическая разработка - Учебно – тематические планы ДОП «Лаборатория чудес» на три возраста дошкольников (с 4 до 7 лет).

    Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Наш сад работает по программе «Детство». И когда пришло осознание значения экспериментировани...

Речевое развитие дошкольников в реализации ФГОС ДО» «Творческая педагогическая лаборатория» /Деловая игра – путешествие/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Родничок» города Алатыря Чувашской Республики Методическая разработка педагогического конкурса старших вос...

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников...

Сообщение на тему: "Организация в старшей группе мини - лаборатории по развитию познавательно - исследовательской деятельнсти дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная задача в ДОУ – поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условияОсновным принципом ДО в соответствии с Государственн...

Консультация для родителей " Интересные опыты и эксперименты для дошкольников «Лаборатория на нашей кухне»

Консультация для родителей " Интересные опыты и эксперименты для дошкольников «Лаборатория на нашей кухне»...