Предисловие
Вы, наверное, слышали, что есть такая наука — физика? Впрочем, это и не важно. Главное, что вы постоянно в своей жизни сталкиваетесь с физическими явлениями, только может быть, не подозреваете об этом. Почему происходит то или иное явление вы узнаете в школе, — всему свое время. А те, кто в школе был, и все забыл, не расстраивайтесь), здесь есть все и для всех. Мало ли что в жизни пригодится.
Главное — как именно подходить к изучению мира, заключено в вопросах. Поэтому постарайтесь найти собственные ответы и не жалейте на это времени. Вопросы разбиты на рубрики. Не пугайтесь их названий. Вопросы в них самые обычные: Почему у некоторых гоночных автомобилей двигатель расположен по середине? Как удержаться на велосипеде?
Пояснительная записка.
Актуальность данной рабочей программы определена ценностными ориентирами и воспитательными результатами;
при планировании содержания занятий прописаны виды деятельности дошкольников по каждой теме.
Программа составлена с учетом проведения групповых занятий.
Цель: развитие личности, социально адаптированной и умеющей самостоятельно принимать решения, формирование у младших дошкольников активного интереса к процессам, происходящим в природе, стремления к изучению принципов работы различных технических устройств.
Образовательные задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, техническому наследию родного края, способствовать овладению научного познания, выработке применять его при оценке явлений природы и техники, вырабатывать у дошкольников систематические знания по развитию науки и техники родного края, приобщить детей к культурно- просветительской и экологической работе.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к планете Земля, формировать общественно-активную личность с гражданской позицией, культуру поведения и общения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п.
Развивающие задачи: формировать творческий стиль мышления, навыки исследовательской деятельности при изучении явлений природы, развитие личностных качеств (самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.)
Данный курс рассчитан на занятия 1 раз в неделю для дошкольников, направлен на детей, проявляющих повышенный интерес к физическим явлениям.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Количество занимающихся – 10-15 человек.
На занятиях можно использовать формы работы:
- викторины
- игры – путешествия
- просмотр видеофрагментов
- беседы
- выполнение проектов
- выставки книг
- конкурсы рисунков
- разыгрывание сценок
- подвижные игры
- выставки.
Все занятия способствуют развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (воспитатель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой, ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действия, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью воспитателя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (дети собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; воспитатель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
Дошкольники должны знать:
-особенности развития науки физики и связь ее с другими науками;
-этапы развития города как центра научной мысли;
-развитие промышленности в связи с комическими исследованиями;
Дети должны уметь:
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;
- высказывать собственное отношение к явлениям современной жизни;
- вести исследовательскую и поисковую работу;
-овладеть навыками проектной деятельности;
- оценивать последствия своих действий по отношению к природе.
Методическое обеспечение.
Комплект методической литературы, справочники, энциклопедии, диски, видеофрагменты научно-популярных передач.
Материалы дошкольного, областного музеев космонавтики, семейные архивы.
Одним из основных методов организации исследовательской работы является метод личностно-ориентированного обучения.
Основное место деятельности – дошкольное помещение.
Основным критерием результативности освоения программы «Физика для малышей» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе, истории, традициям малой родины, показателями которого можно считать:
-наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
-активная познавательная позиция детей; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
- широкая информированность (Общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
- овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением физических явлений (изобразительной, технического творчества, моделирование и т.д.)
В результате занятий по программе «Физика для малышей» у детей могут быть сформированы такие качества личности:
- любовь к Родине, своему родному краю;
- патриотизм и гражданская солидарность;
- уважение к старшим, младшим;
- доброжелательность и эмоциональность;
- уважение друг к другу;
- отзывчивость;
- толерантность;
- порядочность;
- самостоятельность;
- коммуникабельность;
- активность;
- трудолюбие;
- общительность;
- целеустремленность;
- уверенность в себе;
терпимость.
Формы учета знаний, умений освоения программы.
1.Отслеживание результатов по разделам.
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- вопросов и заданий;
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций-представлений по изученной теме.
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки технических работ; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы; возможно совмещение выставки работ с родительским собранием.
Индивидуальная работа
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях. На индивидуальных занятиях дети могут разучивать стихи, разгадывать загадки.
Этапы проведения занятий
• Эмоциональное начало
• Обследование образца
• Показ выполнения работы
• Двигательные упражнения (физминутка)
• Самостоятельная работа детей
• Анализ результата работы
Группа «Соловушка»
Лаборатория «Юный физик»
Тема: «Опыт с водой: в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются. Конвекция в жидкости».
Цель занятия: подвести детей к тому, что есть вещества в воде растворимые и не растворимые. Развитие личности, формирование активного интереса к процессам, происходящих в природе, стремления к изучению принципов работы различных технических устройств.
Задачи: Способствовать овладению научного познания, выработке применять его при оценке явлений природы и техники. Воспитывать навыки исследовательской деятельности. Развивать творческий стиль мышления.
Фотоотчет занятия №7
С детьми посмотрели видео «Лаборатория клоуна Димы» и презентацию с явлением – конвекция с жидкостью, расширив знания детей о свойствах воды в повседневной жизни.
Проведен опыт с тремя стаканами воды. В один стакан насыпали песок и попробовали размешать его ложкой. Затем в другой стакан с водой насыпали сахар, а в третий стакан соль и размешали ложкой содержимое стакана.
Дети, наблюдая за веществами (песком, сахаром, солью), сделали вывод, что есть растворимые вещества (сахар, соль) и нерастворимые (песок).
Затем проведен был опыт с водой (Конвекция в жидкости).
Познакомили детей с понятием конвекция. Конвекция – это процесс передачи тепла с помощью жидкости и провели эксперимент с водой разной температуры. Для этого опыта мы вскипятили воду в чайнике и налили в стакан с марганцовкой, и взяли стакан с холодной водой, добавив марганцовку. Дети наблюдали процесс смешивания воды разной температуры с марганцовкой и сделали вывод, что в горячей воде смешивание происходит намного быстрее, чем в холодной.
Сегодня на 7 занятии мы с детьми провели «Опыт с водой: в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются. Конвекция в жидкости» и свои наблюдения зафиксировали в лабораторном дневнике «Юный физик».
Далее провели динамическую паузу и продолжили работу в лабораторном дневнике. В конце занятия в лаборатории дети нарисовали смайлики, отобразив свои эмоции от экспериментальной деятельности.
Дружно встали на разминку
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)
Вывод: Данный опыт нам показал, что смешивание в горячей воде происходит намного быстрее, чем в холодной. И взаимодействие одной жидкости на другую можно ускорить (горячая вода) или замедлить (холодная), изменив температуру в жидкости.
Лабораторный дневник по физике «Юный физик»
Тема: «Опыт с водой: в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются. Конвекция в жидкости».
Ф.И.ребенка____________________________________
Зарисуй свои наблюдения
Опыт№1
песок сахар соль
Опыт№2
холодная горячая
Вывод: ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------