Педагогический проект "Сталинградская битва" ( старшая группа)
проект (старшая группа)

Фризен Светлана Борисовна

Все дальше уходят от нас годы войны, все меньше становится живых свидетелей и участников. Тех, кто может что – то рассказать о подвигах наших солдат все меньше и меньше. Кто же донесет до современных детей радость и горе победы в Великой Отечественной Войне, передаст им чувство гордости и уважения к героям того времени. Все меньше знают о войне современные дети, а о роли Сталинградской битвы порой совсем ничего.

В современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта.  Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №1 «Светлячок» п. Новосергиевка

Педагогический проект

«Сталинградская битва»

                                                                                                                               

Выполнила: воспитатель Черкасова И.А.

         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

2020 г.

Вид проекта: Информационно - творческий.

                 

Срок реализации проекта: 27 января - 2 февраля,  краткосрочный

Проблема: Все дальше уходят от нас годы войны, все меньше становится живых свидетелей и участников. Тех, кто может что – то рассказать о подвигах наших солдат все меньше и меньше. Кто же донесет до современных детей радость и горе победы в Великой Отечественной Войне, передаст им чувство гордости и уважения к героям того времени. Все меньше знают о войне современные дети, а о роли Сталинградской битвы порой совсем ничего.

Актуальность проекта: 2 февраля 2020 года день памяти о солдатах погибших в Сталинградской битве, день, когда разгромили немецко-фашистские войска под Сталинградом. В современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта.  Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Цель проекта: Воспитание в детях чувства патриотизма как важнейшего духовно - патриотического качества; воспитание высокой ответственности и верности долгу перед Родиной; воспитание уважения к истории своей Родины; формирование и обогащение у дошкольников знаний о Великой Отечественной войне.

Задачи:

Образовательные: сообщить элементарные сведения о   Сталинградской битве, рассказать о подвигах героев, защищающих город Сталинград;

Развивающие: формировать умение воспринимать и понимать содержание патриотической музыки и военной лирики; способствовать развитию творческих способностей детей; развитие патриотических чувств к Родине;

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за Родину, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели

Предполагаемый результат:

- дети узнают об историческом прошлом своего народа, о значимости решающих боев Сталинградской битвы в победе над фашизмом;

-у дошкольников сформируется эмоционально - положительное отношение к воинам, их смелости, выносливости, мужеству.

Презентация проекта:

Выставка работ: «Сталинградская битва», создание макета « Сталинградская битва»

Ресурсное обеспечение:

- книги;

- слайды;

- фотоальбомы;

- видеофильмы;

- фонограммы;

- репродукции.

Этапы проекта:

1этап Подготовительный

- Изучение методического материала, литературы по данной теме;

- Сбор наглядной информации;  

- планирование работы над проектом;

- работа с родителями по теме проекта.

2 этап Основной. Реализация проекта.

3 этап Заключительный:

Выставка работ: «Сталинградская битва», создание макета « Сталинградская битва»

Деятельность по осуществлению проекта

Образовательные области

Организация детской деятельности

Познавательное развитие

Познавательно-поисковая деятельность

ОД: «Сталинградская битва. Ни шагу назад»  

Рассматривание иллюстраций о ВОВ, военных фотографий дедушек и бабушек, участников ВОВ.

Просмотр видеоролика «Лед и пламя Сталинграда»  

Рассказ педагога совместно с детьми «Экскурсия по Волгограду. Памятники ВОВ»  

Рассматривание фотографии медали «За оборону Сталинграда»

Альбомы: «Военная техника», « Военная форма»

Посещение выставки в РДБ, посвященной « 75 ПОБЕДЫ !!!»

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры

Лабиринты «Разведчик», «Доставь пакет», «Долети до цели»

«Воину-солдату своё оружие»

«Чья форма?»

«Что изменилось»

"Военная техника»

«Назови род войск»

«Третий лишний»

«Что для чего?»

Сюжетно-ролевые игры

«Полевая почта»

 «Госпиталь»

«Солдатская столовая»

«Военные»

Театрализованные игры

Инсценировка стихотворения «Мы военные» С. Михалкова

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

Беседы: «Что такое подвиг?», «Дети и война», «Символы великой победы», «Герои войны- кто они?», «Мой дедушка»

 Составление рассказа по картине «Поздравляем ветеранов»

Ситуативные беседы.

Заучивание пословиц и поговорок о силе, мужестве и отваге русских воинов, боевой жизни солдат: «Один в поле не воин», «Тяжело в учении – легко в бою», «Друг за друга стой и выиграешь бой»

Восприятие художественной литературы

Чтение художественных произведений:

рассказ Сергея Алексеева "Сталинградская оборона",

Лебедев-Кумач «Песня о Сталинграде»,

А. Сурков «Защитник Сталинграда»,

Ю. Визбор «Медаль Сталинграда»,

В. Костин «Ни шагу назад»,        

А. Митяев «Почему армия родная?»

С. Алексеев рассказ "Знаменитый дом",

Загадывание загадок о военной технике

Художественно-эстетическое развитие

Восприятие музыкальных произведений

Приобщение к искусству

Слушание музыкальных произведений: «Священная война» А.Александрова,

«В землянке» К.Листов, «Тёмная ночь» Н.Богословский, Минута молчания  

Рассматривание картины Ю. Непринцева «Отдых после боя»

Изобразительная деятельность

Лепка военной техники «Танк», «Самолет» , «Салют победы»

Выставка изобразительных работ «Сталинградская битва»,  создание макета «Сталинградская битва»

Физическое развитие

Двигательная активность

Утренняя гимнастика «Наши воины идут»

Физкультминутка «Солдаты выстроились в ряд»

Пальчиковая гимнастика «Шли солдаты»

Подвижные игры

Игры-соревнования:

  «Меткий стрелок», «Доставь раненого»

Подвижные игры «Попади в цель»,

«С кочки на кочку»

Работа с родителями:

Консультация для родителей на тему «Расскажем о наших дедах»

Индивидуальные беседы с родителями «Расскажите детям о героическом прошлом нашей Родины»

Рекомендовать семейный просмотр фильмов о подвигах в ВОВ «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», док.фильм «Город в огне»

Рекомендовать семейное чтение рассказов о войне.

Список литературы:

  1. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми, Волгоград: «Учитель», -2007.
  2. https://dohcolonoc.ru/conspect/3400-konspekt-zanyatiya-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-stalingradskoj-bitve-70let.html
  3. https://www.1tv.ru/doc/pro-voynu/gorod-v-ogne

Приложение 1

Конспект ОД «Сталинградской битве посвящается»

Образовательная деятельность: (Познание.)

Цель: познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны по освобождению Сталинграда от фашистских захватчиков.

Задачи:

образовательные: формировать у детей знания об основных событиях войны – Сталинградской битве;

развивающие: развитие у детей гражданственности и патриотизма как важнейших качеств;

воспитательные: воспитывать уважение к героическому прошлому своего народа.

Предварительная работа: разучивание с детьми стихов, песен, танцев; рассматривание иллюстраций на тему «Сталинградская битва»; организация выставки рисунков на тему «Сталинградская битва».

Оборудование и материалы: запись песен: «День Победы», «Растет в Волгограде березка», реквием Моцарта «Лакримоза», запись голоса Ю. Левитана о победе в Сталинградской битве.

Ход образовательной деятельности.

Звучит песня «День Победы»

Каждый год 2 февраля мы отмечаем один из самых великих праздников. Что это за праздник? (Сталинградская битва) Прошло много лет как закончилась Великая Отечественная война.

Вы знаете, с кем воевала наша страна? (с немцами; с фашистами). Враг пытался захватить самые большие и главные города: Ленинград, Москву. Среди этих городов был Сталинград.

Сталинград – большой город на правом берегу Волги. А вы знаете, как сейчас называется Сталинград? (Сейчас этот город называют Волгоградом, а во время ВОВ его называли Сталинградом.)

Беседа о Сталинградской битве.

В июле 1942года в Сталинград ворвались десятки фашистских танков, самолетов, машин, а за ними шла пехота. Начались ожесточенные бои. Горели не только здания, горели земля и Волга. Объятый огнем, разрушенный бомбами и снарядами, Сталинград находился в отчаянном положении. Мирных жителей стали переправлять на другой берег Волги.

Я вижу город Сталинград в 42-м году

Горит земля, горит вода.

Металл кипит в аду.

Закрыто небо голубое, и солнце не видать.

Окутан город в черный дым, и тяжело дышать.

Битва с врагами за освобождение Сталинграда называется Сталинградской битвой. Она продолжалась 200 дней и ночей.

Отважные бойцы бились за каждую улицу, за каждый дом. Бились до последнего патрона, до последней гранаты. Девизом Сталинградской битвы стали знаменитые слова: «Ни шагу назад! »

В Сталинграде есть дом, получивший название дом Павлова. Так его стали называть по фамилии сержанта Павлова, оборонявшего дом. Яков Павлов, выполняя приказ командира, первым проник с тремя бойцами в четырехэтажный дом уже занятый фашистами. 58 суток – срок большой – это больше чем целый месяц штурмовали враги развалины дома. Этот дом и сейчас стоит на одной из улиц Волгограда.

Во время штурма Сталинграда немецкие части пытались захватить вокзал и главную высоту – Мамаевым курганом. На военных картах он обозначался как высота 102 и имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправа через Волгу. Удержать высоту, было делом чести. И наши солдаты верили в Победу.

На Мамаевом кургане возвышается гора,

А под ней лежат ребята не пришедшие тогда.

Не вернулись сотни деток к матерям родным домой!

Все они легли на поле под родною стороной.

Сражение в Сталинграде закончилось полной победой наших войск 2 февраля 1943 года.

Включается запись голоса Ю. Левитана о победе под Сталинградом.

Физкультминутка.

(Дети выполняют танцевальные движения под песню Л. Зыкиной «Растет в Волгограде березка»)

После победного окончания ВОВ подвиги наших воинов-героев, сражавшихся на Мамаевом кургане и отдавшие свои жизни за Родину, были увековечены в виде скульптур. Площадь героев украшают скульптуры воинов, а на главной высоте – Мамаевом кургане установили монумент «Родина-мать»

1-й ребенок читает стихотворение:

Мамаев курган посещая,

Прочтем имена тех бойцов,

Что нас от беды защищали

И вспомним погибших отцов.

2-й ребенок читает стихотворение:

Поклонимся ниц обелиску.

Мы знаем, что значит война.

Окажется прошлое близко

И нас удивит тишина…

Есть на Волгоградской земле и Солдатское поле. Этот мемориал находится не далеко от Волгограда. На поле бронзовая фигура девочки с васильком в руке. У ее ног – солдатское письмо – треугольник. На нем выбит текст письма, которое много лет назад отправил дочери комиссар полка, майор Дмитрий Петраков. Послушайте, что было написано в том письме.

На фоне музыки Моцарта «Лакримоза» воспитатель читает письмо.

«Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв, василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной. И если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит».

В календаре есть даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. Одна из них – Сталинградская битва, длившаяся 200 дней и ночей с 17 июля1942 года по 2 февраля 1943 года, а городу Волгограду присвоено звание - «города-героя».

3-й ребенок читает стихотворение:

Волгоград – Сталинград,

Души павших солдат

Всё горят – просто некуда деться.

Просто нету наград,

Нет на свете наград,

Что достойнее памяти сердца.

3. Рефлексия. Минута молчания.

Ребята, давайте в память тех, кому мы обязаны жизнью, зажжем свечу и почтим их подвиг минутой молчания.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого мы свято чтим

Давайте, люди вспомним на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Воспитатель зажигает свечу, звучит музыка Альбионе «Адажио»

Спасибо всем, кто жизнь отдал

За Русь родную, за свободу,

Кто страх забыл и воевал,

Служа любимому народу.

4. Подведение итога

Ребята, я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового о Сталинградской битве, о том как сражались наши воины за Родину.

Как назывался во время ВОВ город Волгоград? (Сталинград)

Как называлась битва, за освобождение города? (Сталинградская битва)

Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней)

Кто победил в сражении за Сталинград? (Советские войска)

Какой монумент возвели на Мамаевом кургане? («Родина-мать»)

В память о сегодняшней беседе хочу вам раздать открытки с изображением «Матери-Родины».

Приложение 2

Конспект ОД в старшей группе «Салют Победе!»

Цель:

Познакомить детей с понятием «война», героическими страницами истории нашей страны в годы Великой Отечественной войне, раскрыть значение Праздника Победы для нашего народа. Воспитывать уважение к ветеранам, памяти погибших воинов-освободителей.

Рисование салютов пластилином: скатывание небольших комочков в шарики, примазывание их к основе в хаотичных направлениях.

Развитие мелкой моторики.

Ход ОД

Ребята, нас окружает огромное множество слов. Я предлагаю вам поискать среди множества слов «весёлые слова». (ответы детей) (Праздник, цирк, подарки смех, щекотка и т.п.)

Бывают слова грустные. Какие «грустные слова» вы можете назвать (ответы детей). (Слёзы, болезнь, укол, расставание и т.п.).

А есть слово страшное – это слово «война». Почему же слово «война» такое страшное?

Давайте откроем окно. Какие звуки раздаются с улицы? (Ответы детей). (Птицы поют, ветер, деревьях шумят, машина проехала, люди разговаривают). Это хорошие звуки, мирные.

Много лет назад был такой же как сейчас тёплый солнечный день.

И вдруг люди узнали, что на нашу землю напали враги и началась война. Налетели фашисткие самолёты, приехали танки, пришли солдаты с оружием и Вот такие звуки раздавались со всех сторон. (прислушивание аудиозаписи звуков бомбёжки). Понравились вам звуки войны? (ответы детей). Это страшные звуки войны.

Много горя несла война. Фашистские самолёты бомбили наши города, сжигали села. Горели и рушились дома, гибли люди. (звучит песня «Священная война»). Весь наш народ, все, как один встали на защиту Родины. Мужчины геройски воевали на фронте, защищая родную землю.

Женщины и даже дети работали день и ночь. Они выращивали хлеб, овощи, скот, чтобы прокормить нашу армию, вязали варежки и шарфы для солдат, а на заводах работали у станков и делали орудия и снаряды.

Великая вера всего нашего народа в победу, героизм и стойкость наших воинов на фронтах помогли одолеть врагов. Начали они гнать фашистов с родной земли до самого главного их города – Берлина.

И в этот день самый день объявили о победе над врагом. Как радовались люди окончанию войны. Все плакали, поздравляли друг друга, вспоминая погибших. В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.

4 года шла война. За это время погибло больше 20миллионов людей – солдат, офицеров, стариков, женщин и детей. Память о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, принято чтить минутой молчания. Если по каждому из 20миллионов погибших в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32года!

Павшим воином-героям воздвигли памятники. У их подножия горит всегда вечный огонь. Он никогда не гаснет и напоминает людям о страшном слове «война», о том, что никогда больше такое не должно повториться.

Сюда приходят люди чтить память павших героев, возглавляют цветы и благодарят воинов-ветеранов, которые победили фашистов и освободили нашу землю от врагов. Они сейчас уже очень старинькие, нов этот праздник Победы, надевают, надевают свои ордена и медали за воинскую доблесть и выходят на парад победы.

В этот день всегда звучит песня «День победы» (слушание песни «День Победы»). (звучит песня «День обеды». Показ картинок с изображением парада) и проходит праздничный салют. И сегодня мы нарисуем праздничный салют.

Мы с вами сделаем красивый салют из пластилина.

Чтобы изобразить салют нужно взять маленькие кусочки разного пластилина, катать из них маленькое шарики, примазать их поочерёдно к основе в хаотичных направлениях.

Воспитатель. В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в старшей группе "О дружбе и друзьях"

Материал отправлен на публикацмию в МЦКО г. МосквыАвторы: воспитатель Иванова Людмила Михайловнапедагог-психолог Фетисова Елена Евгеньевнастарший воспитатель Масленникова Екатерина Викторовна...

Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе по теме: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка» с использованием ИКТ

В конспекте занятия:Развиваем умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь  опорными сигналами.Совершенствуем диалогическую форму речи:активизируем мышление при помощи вопросов поисково...

Педагогический проект в старшей группе "Моя малая Родина"

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь  к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источник...

Интегрированное педагогическое мероприятие в старшей группе (математика + познавательное развитие + конструирование)

Образовательные области по ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие....

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...

педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...