Программа дополнительного образования Ансамбль «Звонкий колокольчик» (дети от 4 до 7 лет)
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мануковская Галина Михайловна

Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей. Пение дает возможность выразить свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку. Пение дает возможность выразить свои чувства, способствует развитию речи, слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуковnи слогов, укрепляет легкие и голосовой аппарат. Пение - лучшая форма дыхательной гимнастики, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. В процессе обучения пению развивается детский голос, а так же решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка. Программа вокального ансамбля «Звонкий колокольчик» по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 4 до 7 лет и рассчитана на 3 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ansamblya_manukovskaya_g.m.docx75.33 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №3»

Новоусманского муниципального района Воронежской области

Согласовано:                                                     Утверждаю:
педагогический совет №___                            заведующий ________М.Н. Путрина  (протокол № __ от ___________2017г.)                                Приказ №___ от ______ 2017г.

                                 Программа

дополнительного образования

Ансамбль «Звонкий колокольчик»

(дети от 4 до 7 лет)

Автор: музыкальный руководитель

Мануковская Галина Михайловна

с. Н. Усмань
   2016г.

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цели и задачи.

1.3.Основные принципы обучения детей пению.

1.4. Основные направления образовательной работы вокального кружка.

1.5. Связь с другими образовательными областями.

1.6.Целевые ориентиры освоения программы.

1.7.Организация и проведение занятий.

1.8. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

1.9. Планируемый результат.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Приемы обучения пению.

2.2.Формы и методы по реализации основных задач Программы.

2.3.Направления работы по совершенствованию голосового аппарата.

2.4.Структура образовательной деятельности.

2.5.Учебно - тематический план непосредственно-образовательной деятельности вокального кружка.

2.6.Календарно-тематическое планирование.

2.7.Организация работы с родителями воспитанников.

 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1Методическое обеспечение программы.

3.2.Учебно-тематический план:

3.3.Диагностика уровня развития певческих умений.

IV. Список литературы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

 Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей. Пение дает возможность выразить свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку. Пение дает возможность выразить свои чувства, способствует развитию речи, слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуковnи слогов, укрепляет легкие и голосовой аппарат. Пение - лучшая форма дыхательной гимнастики, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. В процессе обучения пению развивается детский голос, а так же решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка. Программа вокального ансамбля «Звонкий колокольчик» по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 4 до 7 лет и рассчитана на 3 год.

Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными документами.

В программе систематизированы средства и методы музыкально - художественной деятельности, обосновано использование разных видов детской музыкально – художественной деятельности в процессе обучения детей пению.

Новизна программы вокального ансамбля «Звонкий колокольчик» заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии:

групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии.

Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Программа является превышающим уровень основной образовательной программы.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

1.2 Цели и задачи

Цель. Развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ.
Задачи
1. Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников.
2. Воспитывать у детей восприимчивость к музыке, любовь и интерес к песням.
3. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса)
4. Расширять певческий диапазон
5. Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.
6. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
7. Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающую технологию –дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения)
8. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства дошкольников.

1.3 Основные принципы обучения детей пению.

Программа соответствует следующим принципам:

  • Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель одновременно воспитывает у детей любовь к прекрасному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
  • Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.
  • Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, к незнакомому.
  • Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность. Основной прием – это образец исполнения песни педагогом.
  • Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
  • Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять. Для того чтобы повторение песен не наскучило детям, нужно вносить элементы нового.
  • Закрепление песенного репертуара должно быть сознательным его воспроизведением.

1.4. Основные направления образовательной работы вокального ансамбля.

Задачи.
1. При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.
2. Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения.
3. Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.
4. Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.
5. Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, подчеркивать голосом логические ударения.
6. Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса;
7. Совершенствовать умение детей согласованному пению.

1.5 Связь с другими образовательными областями

«Социально-коммуникативное развитие», «Социализация», «Безопасность»

Привить любовь детей к пению. Развивать игровую деятельность и патриотические чувства. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в образовательной деятельности по пению.

«Познавательное развитие» 

Расширение кругозора детей; воспитывает вкус ребѐнка и обогащает его разнообразными музыкальными образами, развиваются способности самовыражению.

«Речевое развитие»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

«Художественно-эстетическое развитие». Художественное творчество.

Привить детям любовь к пению, развивать эмоциональную отзывчивость, воспитать художественный вкус. Развитие у детей творческой инициативы, импровизации.

1.6 Целевые ориентиры освоения программы:

1. Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному творчеству, самовыражению;
2. Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
3. Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
4. Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
5. Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
6. Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
7. Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
8. Активно участвовать в выполнении творческих заданий;

1.7 Организация и проведение занятий.

Программа вокального ансамбля «Звонкий колокольчик» предназначена для детей 5 – 7 лет. Предполагается 36 занятий в год. Занятия проводятся с сентября по май, один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 25 – 30 минут.

1.8 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7лет.

Особенности слуха и голоса детей 5 - 7 лет.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки.

Слух ребенка все время контролирует правильность звучания. В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нѐбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием, так называемой вокальной мышцы. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения. Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала — репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.

 Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Следует избегать - форсирование звука. Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными для исполнения являются звуки от{ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

 У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков;

свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

 В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь: не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в

работе песни с более длинными музыкальными фразами.

1.9. Планируемый результат

  • Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.
  • Поют естественным голосом, протяжно.
  • Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы, чисто интонируют.
  • Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии.
  • Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.
  • Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка.
  • Могут петь без музыкального сопровождения.
  • Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству.
  • Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.
  • Могут петь без помощи руководителя.
  • Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Приемы обучения пению.

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия интересным, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.

4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не поможет ребенку осознать и исправить свои ошибки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

2.2. Формы и методы по реализации основных задач Программы.

  • Коллективная работа;
  • Индивидуальная работа;
  • Беседа;
  • Распевание по голосам;
  • Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
  • Дыхательная звуковая гимнастика;
  • Артикуляционные упражнения;
  • Музыкально-дидактические игры и упражнения;
  • Концертные выступления;
  • Участие в творческих конкурсах.

2.3. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата.

 Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве сформированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:

  • Певческая установка

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка», которое обозначает положение, которое должен принять певец перед началом пения: при этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны.

Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонѐнной вперѐд, не боясь ею в небольших пределах двигать. Соблюдение этих требований создает приятное эстетическое впечатление и дает свободу мимике и жесту.

Правильная певческая установка активизирует дыхательную мускулатуру, снимает напряжение, зажатость звука и тем самым облегчает певческий процесс. Петь можно сидя или стоя. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

  • Дыхание

С приѐмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждѐнно. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даѐт ребѐнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука.

  • Артикуляционная работа.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. В работе над гласными следует:

а) добиваться округленности звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».

  • Выработка подвижности голоса.

Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

  • Расширение певческого диапазона детей.

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса –он не должен быть форсированным, крикливым, следует избегать такого пения.

  • Развитие чувства метроритма.

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения, также используются музыкальные шумовые инструменты.

  • Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.

  • Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение.

  • Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг к другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончания пения.

  • Формирование сценической культуры.

Согласно певческим и возрастным возможностям детей подбирается репертуар. Необходимо учить детей пользоваться микрофонами, правильно вести себя на сцене. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

2.4. Структура образовательной деятельности.

1. Вводная часть

- Приветствие, коммуникативная игра.

- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания, гимнастика для дыхания).

3. Основная часть.

Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

2.5. Учебно - тематический план  вокального ансамбля «Звонкий колокольчик».

Тема

Цели

Сентябрь

Диагностика музыкальных способностей

Выявить наличие ладового чувства, чувство ритма,

музыкального слуха, желания петь.

Познакомить с дыханием во время пения. Пение –

упражнение для развития слуха и голоса.

Научить правильному дыханию во время пения.

Познакомить с правильной певческой установкой.

Закрепить умение детей слышать поступенное движение

мелодии вверх и вниз.

Разбор упражнений для развития слуха и голоса.

Учить детей петь легким, естественным голосом.

Октябрь

Беседа о дикции и артикуляционном слове.

Научить приемам выразительного пения – дикции.

Знакомство с песней

Работать над мелодической линией песни, с показом рукой

направление движения, выучить слова.

Разбор песен

Работать над правильным звуковедением, дыханием в

середине фразы.

Работа над упражнениями развития слуха и голоса.

Закрепить выученные упражнения.

Ноябрь

Закрепление песен.

Закрепить работу над правильным дыханием,

выразительным исполнением песни.

Работа над упражнениями развития слуха и голоса.

Работать над правильным звуковедением, дыханием в

середине фразы.

Разучивание песни.

Учить детей петь легко, без форсирования.

Работа над песней

Закрепить работу над правильным звуковедением,

дыханием в середине фразы

Декабрь

Работа над дикцией.

Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу

артикуляционный аппарат;

Разучивание песен.

Учить детей петь легко, без форсирования, с четкой

дикцией.

Разучивание песен.

Научить выполнять паузы, точно передавать ритмический

рисунок, делать логические ударения в соответствии с

текстом песен.

Подготовка к новогоднему празднику.

Закрепить исполнение ранее изученных песен.

Январь

Выразительность в пении.

Разучивание песен-попевок.

Учить детей ощущать и передавать интонацию в пении

упражнений.

Работа с упражнениями для развития слуха и голоса.

Творческие задания

Учить детей соотносить своѐ пение с показом рук,

добиваясь при этом осмысленного, эстетичного,

выразительного и разнообразного музыкального действия.

Разучивание песен

Закрепить навыки хорового и индивидуального пения с

музыкальным сопровождением и без него.

Февраль

Сценическая культура исполнения песен.

Учить детей работать с микрофоном.

Разучивание новой песни

Проработать трудные ритмические места с хлопками,

маракасами, бубнами.

Творческие импровизации.

Закрепить ранее выученный материал.

Знакомство с песней

Работать над мелодической линией песни, показать рукой

направление движения, выучить слова.

Март

Упражнение для развития слуха и голоса .

Работать над умением детей различать высокие и низкие

звуки, упражнять в чистом интонировании поступенных и

скачкообразных движений.

Разучивание новой песни.

Работать над дикцией и выразительным исполнением.

Сольное исполнение песни.

 Закрепить умение петь в унисон, а капелла, используя

движения рук.

Разучивание песен.

Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму

и с микрофоном.

Апрель

Творческие импровизации.

Развивать творческую активность каждого ребенка кружка,

инициативу, самостоятельность в поисках нужной

певческой интонации.

Разбор новой песни

Учить детей петь легко, без форсирования, с четкой

дикцией.

Закрепление певческих навыков.

Научить выполнять паузы, точно передавать ритмический

рисунок, делать логические ударения в соответствии с

текстом песен.

Разучивание коллективной песни

Закрепить навыки хорового и индивидуального пения с

музыкальным сопровождением и без него.

Май

Подготовка к празднику «День Победы»

Работать над выразительным исполнением песен.

Закрепление певческих навыков.

Работать над звуковедением, дыханием, артикуляцией,

четкой дикцией.

Подготовка к празднику «День защиты детей»

Закрепить ранее выученные песни.

Итоговое занятие.

Закрепить вокальные навыки детей.

2.6. Календарно-тематическое планирование.

Сентябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.Коммуникативная

игра-приветствие.

2.Артикуляционная

гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-

фонетические

упражнения.

4.Скороговорки.

Чистоговорки.

5. Упражнения для

распевания.

6. Упражнения на

Дыхание

7. песни

Установление контактов, психологическая настройка на работу

Развивать певческий голос, способствовать правильному

звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать

интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и

согласных звуков.

Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу

артикуляционный аппарат;

Упражнять детей в чистом интонировании на одном звуке и

поступенное движение вниз.

Выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы,

выдохнуть:

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические

ударения в музыкальных фразах, отчѐтливо пропевать гласные и

согласные в словах

Коммуникативная игра «Ищу друга».

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий

выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолѐт»- на

звук «У» (протяжно, на цепном дыхании,

повышая и понижая голос)

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной

последовательности.

«Андрей – воробей » муз. Е. Тиличеевой

1. «Котенок и бабочка»

2. «Птичка и Лиса»

3. «Дили-дили! Бом! Бом» (Украинкая нар. Песня, слова Е. Макшанцевой)

Упражнение «Надуваем шины»

«Листопад» (Т. Попатенко)

«Улетают журавли» (В. Кикто)

Октябрь

1.Коммуникативная

игра-приветствие.

2.Артикуляционная

гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-

фонетические

упражнения.

4.Скороговорки.

Чистоговорки.

5. Упражнения для

распевания.

6. Упражнения на

дыхание.

6. Песни

Освоение пространства, установление контактов, психологическая

настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному

звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать

интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и

согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чѐтко проговаривать текст, с разной интонацией

(удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с

ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией.

Упражнять детей в чистом интонировании постепенного и

скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

Выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы,

выдохнуть:

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические

ударения в музыкальных фразах, отчѐтливо пропевать гласные и

согласные в словах.

«Здравствуйте»

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий

выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолѐт»- на

звук «У» (протяжно, на цепном дыхании,

повышая и понижая голос)

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной

последовательности.

1. «Синең мускул»

2.На дворе трава

3.Карл у Клары

1.«Котенок и бабочка

2. «Птичка и Лиса»

3. «Дили-дили! Бом! Бом» (Украинкая нар. Песня, слова Е. Макшанцевой)

Упражнение «НАСОС»

«За грибами» (Автор Галина Михайловна Мануковская)

«Улетают журавли»

(В. Кикто)

Листопад (Т. Попатенко)

Ноябрь

1.Игра-приветствие.

2.Артикуляционная

гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-

фонетические

упражнения.

4.Скороговорки.

Чистоговорки.

5.Упражнения для

распевания.

6.Дыхательая

Гимнастика

7. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм,

пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и

укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать

интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и

согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к

фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу

артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией

(удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с

ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией

(обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

(Далее задачи те же).

Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на

первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное

движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.

Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4

раза)

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без

напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными

фразами и перед началом пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к

куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать

логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

4. Петь лѐгким, подвижным звуком, напевно, широко, с

музыкальным сопровождением и без него.

Упражнения: «Паровозик»

Упражнения:

1. «Обезьянки».

2. «Весѐлый язычок».

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной

последовательности.

1. Испугались медвежонка

2. Ехал грека через реку

3. «Скок – скок, поскок» (русская народная песня)

1. «Фокус-покус».

2. «Чудо-лесенка».

3. Барабан

«Нюхаем цветок»

«Осень - непогодушка» (Авторская песня Мануковской Галины Михайловны)

«Улетают журавли»

Декабрь

1.Коммуникативная

игра-приветствие.

2.Артикуляционная

гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-

фонетические

упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5 Упражнения для

распевания.

6. дыхательная

гимнастика

7. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая

настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному

звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

Учить детей соотносить своѐ пение с показом рук, добиваясь при

этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного

музыкального действия. Использовать карточки для работы руками

по извлечению звука.

Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу

артикуляционный аппарат;

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном

движении мелодии, удерживать интонацию на одном

повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в

точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время

пения.

Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко

открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Учить детей петь в унисон, а капелла.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без

напряжения, плавно, напевно.

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Коммуникативная игра-

Приветствие «Зеркало».

«Лошадка» - прищѐлкивание, язычок;

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий

выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолѐт»- на

звук «У» (протяжно, на цепном дыхании,

повышая и понижая голос).

Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в

разной последовательности

«По волнам», «Качели», «По кочкам».

Проговаривание текста песен, попевок.

  1. «Ходит зайка по саду» (русские народные мелодии)
  2. «Зайка» (муз.Красевой)

Велиологическая песня-распевка «Доброе утро»

Речевая игра – диалог «Тра-та-та» ( модель Т. Тютюнниковой)

Упражнение«Греем руки»

«Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз.

Г. Гладкова

«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А.

Пинегина

Январь

1.Коммуникативная

игра-приветствие.

2.Артикуляционная

гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-

фонопедические

упражнения.

4. Скороговорки.

Стихи.

5.Упражнения для

распевания.

6 дыхательная

Гимнастика

7. Пение

Освоение пространства, установление контактов, психологическая

настройка на работу.

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм.

Развивать дикцию и артикуляцию.

Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений.

Учить детей «рисовать» голосом, пропеватьультразвук. Учить детей

соотносить своѐ пение с показом рук, добиваясь при этом

осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного

музыкального действия.

Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу

артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие.

Продолжать работу над развитием голоса детей.

Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала

Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить

растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без

напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными

фразами и перед началом пения;

2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;

5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с

музыкальным сопровождением и без него.

6. Совершенствовать исполнительское мастерство.

7. Учить детей работать с микрофоном

Коммуникативная игра-приветствие.

«Приветствие» («Хлопушка»).

Работа с губами: (покусать зубами

верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я

обиделся»,

«Я радуюсь».

«Крик ослика» (Й – а...)

«Крик в лесу» (А – у).

«Крик чайки» (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и)

«Пищит больной котѐнок» (Мяу

жалобно).

«Лиса по лесу ходила»

(Рус. нар. песня)

1. Тукран

2. Лесенка

Упражнение «РЕМЕШОК»

«будет горка во дворе» (Музыка Попатенко)

«Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз.

Г. Гладкова

«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А.

Пинегина

Февраль

1.Коммуникативная

игра-приветствие.

2.Артикуляционная

гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-

фонопедические

упражнения.

4.Скороговорки.

Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6 гимнастика для

дыхания

7. Песни

Освоение пространства, установление контактов, психологическая

настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному

звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз

с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания.

Развивать ритмический слух.

Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу

артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией

(удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с

ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией

(обыгрывать образ и показывать действия).

Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы,

выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за

выдох

1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального

вступления, точно попадая на первый звук;

2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.

3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками,

не форсируя звук при усилении звучания.

4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки

эмоциональной выразительности.

5.Учить детей работать с микрофоном.

Коммуникативная игра «Комплименты».

Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолѐт»- на

звук «У» (протяжно, на цепном дыхании,

повышая и понижая голос)

«Самолѐты», «Самолѐт летит» М.

Картушиной.

«Мороз» (по методу Емельянова)

«Петя шѐл»

«Думал – думал»

  1. «Три медведя» А.Евтодьевой
  2. Оздоровительное упражнение для профилактики заболевания горла «Таня плачет» (А. Барто)

Упражнение МЯЧИКИ

1. «Песенка о капитане» Дунаевский

2. «Любимый папа» сл. Ю. Энтина

муз. Д. Тухманова

Март

1.Игра-приветствие.

2.Артикуляционная

гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-

фонопедические

упражнения.

4.Чистоговорки.

5. Упражнения для

распевания.

6.гимнастика для

Дыхания

7. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм,

пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту

звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу

артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с

ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией

(обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на

первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное»

дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

Учить связывать звуки в «легато».

Вдох носом, челюсти сжать, издавать шипение на долгом выдохе

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки,

используя движения рук.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без

напряжения, плавно, напевно.

Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с

микрофоном.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Коммуникативная игра «Поменяйтесь

местами»

Упражнения:

«Обезьянки».

«Весѐлый язычок».

 «Лягушка и кукушка»

Речевые игры с движением «Кто нам песенку споёт» (сл. В. Степанова)

«Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

«Шла Саша…»

Знакомый материал.

1. «Теремок» Л.Олифировой

2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной

Упражнение ЗМЕЯ

«Мамочка моя»

«Мамина песенка» М. Пляцковский

Апрель

1. Коммуникативная

игра-приветствие.

2.Артикуляционная

гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-

фонетические

упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5.Упражнения для

распевания.

6.гимнастика для

Дыхания

7. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая

настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному

звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять

дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры

на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу

артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику,

эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие.

Учить детей использовать различные эмоциональные выражения:

грустно, радостно, ласково, удивлѐнно и.т.д.

Добиваться более лѐгкого звучания; развивать подвижность голоса.

Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно

интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче

ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь

раскрепощаться.

Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке

«Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза)

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без

напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными

фразами, и перед началом пения.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного

пения.

Формировать сценическую культуру.

Продолжать обучать детей работать с микрофоном.

Коммуникативная игра «Шарики»

«Лошадка» - прищѐлкивание, язычок;

«Паровоз» - короткий вдох, долгий

выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолѐт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

1. «Стрекоза и рыбка»

2. «Кот и петух» А.Евтодьевой

Песенка – распевка с пальчиковой гимнастикой «Минутка и часик»

Упражнение СВЕЧИ

«Пришла весна»(Музыка З. Левиной, Л., сл. Некрасовой)

«Во поле берёза стояла» (рус. нар. Песня  обр. Н. Римского-Корсакова)

Май

1. Коммуникативная

игра-приветствие.

2.Артикуляционная

гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-

фонетические

упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5.Упражнения для

распевания.

6.гимнастика для

Дыхания

7. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая

настройка на работу.

Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать

правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья

детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию;

Закреплять умение детей соотносить своѐ пение с показом рук,

добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и

разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для

работы руками по извлечению звука.

Закреплять умение детей чѐтко проговаривать текст, включая в

работу артикуляционный аппарат; Использовать различные

эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлѐнно

и.т.д.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное

благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки

детей.

1. Зажать правую ноздрю указательным пальцем, сделать вдох

левой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).

2. Зажать левую ноздрю, сделать вдох правой ноздрей,

выдохнуть через рот (повторить 4 раза).

3. Вдох носом – выдох ртом.

4. Вдох через рот – выдох через нос.

Совершенствовать вокальные навыки:

1. Петь естественным звуком без напряжения;

2. Чисто интонировать в удобном диапазоне;

3. Петьа капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;

Коммуникативная игра. «Звериное

пианино».

«Прогулка» М. Лазарев.

Комплекс упражнений для горла «Лягушка» (О. Н. Арсеневская)

Речевая игра со звуч. Жестами «Обезьянки»

 

Артикуляционная гимнастика «Корова»

Комлекс дыхптельных упражнений «Медвежата»

Упражнение ПУТЕШЕСТВИЕ

КИСЛОРОДИКА

«Праздник Победы» (Муз. Парцхаладзе)

«Как пошли наши подружки» (русская народная песня)

2.7. Организация работы с родителями воспитанников

Взаимодействие с семьями воспитанников строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада. В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит принцип сотрудничества и взаимодействия, позволяющие решать следующие задачи:

  • приобщение к участию в жизни детского сада;
  •  обобщение опыта семейного воспитания и повышение их музыкально - педагогической культуры.

Мероприятие

Дата

Ответственный

Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о

Вокальном ансамбле «Звонкий Колокольчик».

Сентябрь

Музыкальный руководитель

Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой вокального

кружка цели и задачи

Октябрь

Музыкальный руководитель

Распространение информационных материалов:

Папка- передвижка «Музыкальная шкатулка», памятки, буклеты

В течении года

Музыкальный руководитель

Консультации в рамках консультационного пункта

В течении года

Музыкальный руководитель

Оказание информационной поддержки родителям

В течении года

Музыкальный руководитель

Участие в совместных праздниках, выступлениях и конкурсах. Совместное подпевание, инсценирование и исполнение

знакомых песен, просмотр презентаций и видеороликов к песням вместе с родителями

В течении года

Музыкальный руководитель

Музыкальные игры с родителями

Март

Музыкальный руководитель, родителя

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Апрель

Музыкальный руководитель

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1Методическое обеспечение программы.

Для успешной реализации данной Программы в ДОУ имеются все необходимые технические средства обучения:

1. Синтезатор
2. Музыкальный центр
3. Компьютер
5. Микрофоны
6. Музыкальные инструменты
7. CD, DVD диски
8. Учебно- наглядные пособия:
1. Плакаты
2. Схемы
3. Иллюстрации
4. Игрушки
5. Дидактические игры
6. Детские музыкальные инструменты

3.2. Учебно-тематический план:

Программа вокального ансамбля по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 1 год. Состав вокального кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Наполняемость группы на занятиях -12 детей.

Работа вокально-хорового ансамбля «Звонкий колокольчик» строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность ансамбля проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН 2.4.1.3049-13».

Возрастная группа

Количество учебных занятий

Продолжительность занятия

1

Группа детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

В неделю

месяц

год

25-30 минут

1

4

36

Непосредственно образовательная деятельность вокального ансамбля проводится во второй половине дня, продолжительностью 25-30 минут. Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. На занятии должна иметь место как коллективная, так и индивидуальная работа. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.

IV. Список литературы

1. Егорычева М. «Упражнения для развития вокальной техники»
2. Дмитреев Л.Б. «Основы вокальной методики»
3. Луканин В.М. «Мой метод работы с певцами»
4. Юссон.Р. «Певческий голос»
5. Назаренко И. К. «Искусство пения»
6. Голубев П.В. «Советы молодым педагогам вокалистам»
7. Орлова Г.М., Бекина СИ. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей Издательство «Просвещение», 1988.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., Музыка, 1981
9. Гармошечка - говорушечка. Песни для детей детских садов/Сост. СИ. Мерзлякова. М., Музыка, 1981
10. КостинаЭ.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004 г.
11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей. Академия развития, 1997г.
12. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития: для детей младшего возраста. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000 г.
13. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.
14. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.
15. В.В. Емельянов ―Развитие голоса. Координация и тренаж‖ – СПб, 1997.
16. Д. Демченко ―Вокальные игры с детьми‖ – М., 2000.
17. Кирюшин ―Развивающие песни для дошкольников‖ – М., 1994.
18. И. Кончева, А. Яковлева ―Вокальный словарь‖ – Ленинград, ―Музыка‖, 1988.
19. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду О. Н. Арсеневская Издательство «Учитель» 2010 год

3.3. Диагностика уровня развития певческих умений.

Последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка. Обследования детей проводятся 2 раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы вокального ансамбля являются концертные выступления в ДОУ, конкурсы на муниципальном уровне.

№ п/п

Показатели (Знания, умения, навыки)

Оценка

1

Качественное исполнение знакомых песен.

2

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3

Умение импровизировать

4

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5

Навыки выразительной дикции

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

Результаты освоения программы детьми дошкольного возраста:

Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

3. Умение импровизировать

4. Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5. Навыки выразительной дикции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.          Занимаясь пластилинографией, у ребенка...

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"

Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....