Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Кузнецова Елена Викторовна

Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад  № 9

г. Советская Гавань

Родительское собрание

в старшей группе

«Развитие речи

старших дошкольников»

Воспитатель: Кузнецова Е. В.

Родительское собрание в старшей группе

Тема: «Развитие речи старших дошкольников».

Цели: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей, повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка, расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет, познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

Форма проведения: Игра-путешествие.

Участники: воспитатели, родители.

План проведения:

  1. Вступительная часть. 
  2. Игра «Путешествие в страну Развитие речи».
  3. Заключительная часть.
  4. Рефлексия.

Оборудование: Компьютер, проектор, листы бумаги, ручки, ватман с паровозиком, цветные прямоугольники, клей, памятки для родителей.

Ход мероприятия.

  1. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

Итак, тема нашей встречи «Развитие речи старших дошкольников».

Как вы думаете, что такое речь? (Ответы родителей)

Значение речи в жизни людей огромно. Речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребёнка с рождения и до конца жизни и служит показателем общего развития.

Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст.

В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же свое речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребёнка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов.

Совершенствуется звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.

  1. Игра «Путешествие в страну Развитие речи».

Быстро собираемся,

В поездку отправляемся!

Паровоз вас ждёт,

В страну Развития речи повезёт!

Станция «Творческая»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

Педагог предлагает родителям ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам.

Игра «Подберите эпитеты к словам»

Снег (какой?) –  белый, пушистый, сыпучий, холодный, скрипучий и т.д.

Вода (какая?) – прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

Яблоко (какое?) – вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

Листья (какие?) – жёлтые, шуршащие, лёгкие, резные, дубовые и т.д.

«Синквейн»

В переводе с французского слово означает стихотворение из пяти строк, которое пишется  по определённым правилам.

Памятка «Правила написания синквейнов».

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора  к теме.

Последняя строчка – это слово-синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы.

Родители составляют синквейны.

Кукла

Красивая, любимая

Стоит, сидит, улыбается

Моя кукла самая красивая

Игрушка

Ёж

Серый, колючий

Фыркает, спит, сворачивается

Мне нравится этот зверёк

Лес

Дом

Многоэтажный, кирпичный

Строится, стоит, нравится

Я люблю свой новый дом

Семья

Станция «Художественное слово»

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи. 

Художественные тексты являются хорошим помощником родителями и педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

«Ассорти из сказок»

Воспитатель читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи.

1. Сидит Волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку. («Лисичка – сестричка и Серый волк»«По щучьему велению»«Репка»).

2. Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь, Алёнушка, а испеки мне лучше колобок. «А из чего печь-то, муки ведь нету…». («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»«Колобок»).

3. Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: «Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?». «Я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка». («Колобок»«Гуси – лебеди»«Теремок»).

4. Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. А Машенька просит: «Испеки мне бабушка колобок». Бабушка колобка испекла и поставила на окошко студиться. А колобок взял да и покатился. Покатился колобок по дорожке и встретил зайчика. «Что, зайчик, плачешь? - Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала». («Маша и медведь»«Колобок»«Лиса и заяц»).

«Мнемотехника»

Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. 

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Я их использую при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при заучивании стихов.

Педагог знакомит родителей с мнемотаблицами.

Станция «Наши руки не знают скуки»

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук (су-джок).

Динь-дон, динь-дон,

Сжимают мяч

Звери строят новый дом.

Катают мяч между ладонями

Красят стены, крышу, пол,

Сжимают мяч

Убирают всё кругом.

Катают между ладонями

По руке круги катаю,

Из-под руки не выпускаю.

Положить мячик между ладонями, делать круговые движения

Взад-вперёд его качу,

Катание по руке взад-вперёд

Вправо-влево, как хочу!

Катание вправо-влево

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Перебрасывать мяч из руки в руку

Статические упражнения

«Кольцо»: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).

«Коза»: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).

«Три богатыря»: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединённые вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).

«Заяц»: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).

Пальчиковые игры

Зайцы

Скачет зайка косой

Под высокой сосной,

Под другою сосной

Скачет зайка второй.

Изобразить зайчика правой рукой, а дерево – левой рукой.

Изобразить зайчика левой рукой, а дерево правой рукой.

Две подружки

На лужайке две подружки:

Похлопать по коленям,

«Ква-ква-ква,

Похлопать в ладоши,

Ква-ква-ква».

Притопнуть одной ногой.

Две зелёные лягушки:

Похлопать по коленям,

«Ква-ква-ква,

Похлопать в ладоши,

Ква-ква-ква!»

Притопнуть одной ногой.

Хором песни распевают:

Сложить ладони и чуть-чуть «приоткрывать» их – это ротик,

«Ква-ква-ква,

Похлопать в ладоши,

Ква-ква-ква».

Притопнуть одной ногой.

И спокойно спать мешают:

Погрозить пальцем,

«Ква-ква-ква,

Похлопать в ладоши,

Ква-ква-ква!»

Притопнуть одной ногой.

Станция «Игровая»

Игра «Чистоговорки»

Цель: формировать у детей умение правильно произносить заданный звук.

Педагог предлагает родителям повторить чистоговорки.

Щи-щи-щи – осенью нужны плащи.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Бы, бы, бы – идёт дым из трубы.

Уп, уп, уп – мама варит суп.

Ло-ло-ло – есть у белочки дупло.

Ол-ол-ол – я люблю футбол.

Ар-ар-ар – мы купили самовар.

Ры-ры-ры – летят воздушные шары.

Со-со-со – покатилось колесо.

Ос-ос-ос – у нас дома пылесос.

Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, соковыжималка, листопад, снегопад.

  1. Заключительная часть.

Весело стучат колеса

Мчится паровоз,

На станцию конечную

Он нас привёз.

Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства высказывать словами.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Родителям раздаются памятки «Маленькие хитрости по развитию связной речи дошкольников», «Как читать детям».

Решение родительского собрания:

  • Каждой семье организовать вечера, направленные на развитие речи и обогащение чувственных впечатлений детей.
  • Принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

  1. Рефлексия.

Просим оценить нашу встречу. На ватмане нарисован паровозик. Если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите к паровозику зелёный прямоугольник, если частично – жёлтый, а если не удовлетворены – красный. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости по развитию связной речи дошкольников».

  • Занимайтесь с ребёнком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.
  • Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребёнка.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.
  • Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,
  • подбадривайте его, если что-то не получается.
  • Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка

«Как читать детям»

  • Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи – всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
  • Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
  • Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
  • Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
  • Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
  • Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.
  • Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание « Развитие речи старших дошкольников» Воспитатель первой квалификационной категории Кузнецова Елена Викторовна МБДОУ детский сад № 9 г. Советская Гавань

Слайд 2

Что такое речь?

Слайд 3

В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребёнка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется звуковая сторона речи . Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи. Совершенствуется грамматический строй речи . Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь . Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Слайд 4

Страна Развитие речи

Слайд 5

Станция «Творческая»

Слайд 6

Игра « Подберите эпитеты к словам» Снег (какой?) – Вода (какая?) – Яблоко (какое?) – Листья (какие?) –

Слайд 7

« Синквейн » «Правила написания синквейнов ». В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…). Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме. Последняя строчка – это слово-синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы.

Слайд 8

Кукла Красивая, любимая. Стоит, сидит, улыбается. Моя кукла самая красивая. Игрушка .

Слайд 9

Предмет (тема) –слово-предмет Слова-признаки по теме. Слова- действия по теме. Предложение по теме. Ассоциация по теме: одно слово-предмет

Слайд 10

Станция « Художественное слово»

Слайд 11

«Ассорти из сказок» 1. Сидит Волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись , рыбка, большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку». 2 . Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь, Алёнушка, а испеки мне лучше колобок. «А из чего печь-то, муки ведь нету…». 3 . Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: «Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?». «Я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка». 4 . Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. А Машенька просит: «Испеки мне бабушка колобок». Бабушка колобка испекла и поставила на окошко студиться. А колобок взял да и покатился. Покатился колобок по дорожке и встретил зайчика. «Что , зайчик, плачешь? - Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала».

Слайд 12

«Мнемотехника»

Слайд 13

Станция « Наши руки не знают скуки»

Слайд 14

Статические упражнения «Кольцо»: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза). «Коза»: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10). «Три богатыря»: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединённые вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8). «Заяц»: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).

Слайд 15

Станция «Игровая»

Слайд 16

Игра « Чистоговорки » Щи-щи-щи – осенью нужны плащи. Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жу-жу-жу – молоко дадим ежу. Бы, бы, бы – идёт дым из трубы. Уп , уп , уп – мама варит суп . Ло- ло - ло – есть у белочки дупло. Ол-ол-ол – я люблю футбол. Ар-ар-ар – мы купили самовар. Ры-ры-ры – летят воздушные шары. Со-со-со – покатилось колесо. Ос-ос-ос – у нас дома пылесос.

Слайд 17

Игра «Почемучка» пылесос самолёт мясорубка сороконожка соковыжималка листопад снегопад

Слайд 19

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Слайд 20

Решение родительского собрания: Каждой семье организовать вечера, направленные на развитие речи и обогащение чувственных впечатлений детей. Принимать активное участие в жизни группы и детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему "Развитие речи у старших дошкольников"

родительское собрание на тему "Развитие речи у старших дошкольников"       ...

Родительское собрание на тему: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Знакомство родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощ...

Родительское собрание «Формирование грамматического строя речи старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим».

В данном материале даны практические рекомендации по формированию граммотического строя речи старших дошкольников....

Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"

Познакомить родителей с основной задачей развития речи детей - выражать своимысли, чувства, впечатления используя речевые средства....

Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников"

Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка....