Народные традиции
материал (старшая группа)

Курдюкова Екатерина Сергеевна

Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, народным творчеством, искусством. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_traditsii_i_gulyaniya.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Образовательные: Продолжать знакомить детей с предметами быта, их названиями, предназначением. Использовать русские народные потешки, загадки, пословицы. Продолжать знакомить детей с элементами материальной культуры

2. Развивающие: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь, высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, Развивать творчество и познавательные способности детей с учетом их возрастных психологических особенностей.

3. Воспитывающие: Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, народным творчеством, искусством. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.

Интеграция с образовательными областями: познание, социализация, музыка, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы

Предварительная работа:

1. Чтение произведений устного народного творчества,

2. Рассмотрение иллюстрация к произведениям устного народного творчества (художники: Ю. Васнецов, В. Пименов,

3. Ознакомление с родным краем, его промыслами

4. Разучивание народных игр,

5. Рассматривание предметов быта.

Материалы и оборудование:

1. Слушание музыки

2. Использование картотек: «Русские народные игрушки, «потешки»,

«кухонная утварь», «кокошники», «народные игры».

4. Использование дидактических игр: («Составь узор», «Изба»)

Ход путешествия:

Дети вместе с воспитателем входят в группу. Присаживаются.

-Воспитатель:

Хорошо на колокольне,

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья,

Зазвучал со всех сторон. (Звучит колокольный перезвон)

-Воспитатель: Ребята, а какой главный православный праздник отмечают все христиане?

-Ответ детей (Пасха).

-Воспитатель: правильно. Каждую весну христиане всего мира празднуют Пасху, Светлое Воскресение Христово. Давайте послушаем стихотворение, которое прочитает Катя.

-Катя: Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу,

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой.

Для людей, для красоты.

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

-Воспитатель: А какие вы еще знаете русские праздники?

-Варианты ответов детей.

-Воспитатель: существует очень много календарных и обрядовых праздников, это- Масленица, Пасха Христианская, Рождество Христово, Аграфены Купальница да Иван Купала. А обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы. Так на масленицу делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, так встречали весну. На Пасху пришел обычай приветствовать друг друга словами "Христос воскресе", дарить на Пасху крашеные яйца и украшать стол куличами и творожными пасхами. А Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом.

-Воспитатель: пришла пора поиграть детвора.

Р. Н. игра «Волшебный платок!»

-Воспитатель: Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни.

Ребята, давайте вспомним о русских пословицах и поговорках. Их существует очень много.

Дети произносят вместе с воспитателем:

-Жизнь прожить - не поле перейти

-Не зная броду, не суйся в воду.

-Жизнь дана на добрые дела.

-Красна речь поговоркой.

-На бога надейся, а сам не плошай.

-Встречают по одежке, а провожают по уму.

-В гостях хорошо, а дома лучше.

-Воспитатель: ребята, а какие р. н. игры вы знаете?

Ответы детей. («Карусели», «Пирог», «Бабушка)

Проводится хороводная игра «Бабушка»:

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

Горячие и пышные

С малиною и вишню,

С малиною и вишню.

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

Душистые и вкусные

С грибами, да капустою

С грибами, да капустою

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

С малиною, сметаною

Как бабушка румяные.

-Воспитатель: А сейчас ребята, отгадайте загадки.

- Глянули в оконце,

-Лежит белое суконце (Снег)

-Трескучий ядрен

-Намостил мостен;

-По дворам пробежал,

-Все окна расписал (Мороз)

-Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

-Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Проводится дидактическая игра «Составь узор».

-Воспитатель: Ребята, Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

-Воспитатель: итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

-Варианты ответов детей.

-О каких праздниках мы говорили? (Ответы детей)

-Какие обычаи узнали? (ответы детей)

-Какие игры и пословицы вспоминали? (ответы детей)

-Воспитатель: ребята, как вы сегодня хорошо работали, слушали внимательно, отвечали на вопросы, дружно играли. Всем огромное спасибо, Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями

Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»

Данный проект  направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки  их традиции, их обычаи»...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...