Анализ РППС в сраршей группе "Вишенка"
материал (старшая группа)

Леонова Елена Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rpps.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ развивающей предметно-пространственной среды

в старшей группе «Вишенка» в соответствии с ФГОС.

Воспитатель: Леонова Елена Викторовна

В группе 24 ребёнка, из них 9 девочек и 15 мальчиков.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам дошкольной образовательной организации эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Анализ развивающей предметно - пространственной среды опирался на следующие нормативно – правовые документы:

1 Приказ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»

2 Постановлением от 15 мая 2013года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы

опирались на личностно – ориентированную модель воспитания. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: желание ребенка уединиться или, наоборот, быть рядом, ощутить тесный контакт со взрослым. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, оборудование.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет ребенку в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.

Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.

     Создавая предметно-пространственную развивающую среду, мы учитывали следующие принципы:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
  9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Наша группа оснащена:

  • материалами и оборудованием для игровой деятельности;
  • материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
  • материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
  • материалами и оборудованием для двигательной активности.

Центр «Творческая мастерская»

Его цель направлена на формирование умения творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания, обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, на развитие ручной умелости и творчества. Здесь находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации: бумагу для рисования, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, баночки - непроливайки, тканевые и бумажные салфетки, акварельные краски, гуашь, кисти, пластилин; наличие цветной бумаги и картона, клея, ножниц с тупым концом; альбомы – раскраски, трафареты, обводки; бросовый материал (фольга, фантики от конфет, поролон).  По желанию ребенок может найти и воспользоваться всем необходимым для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Центр «Книжный»  

Играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе, умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. В центре находятся книги  с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели, помещаются портреты писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент, его литературные произведения. Обновляются книги, портреты авторов в соответствии с их изучением или детскими запросами.

Центр «Науки» (экспериментирования и природный).

Экспериментирование, где мы  проводим  опыты  и эксперименты, развиваем мышление детей, навыки исследования,  любознательность, познавательную активность. Насыщен материалами для осуществления опытной деятельности:  лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы, деревянные спилы и др..

Природный, для формирования начал экологической культуры - обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. Имеются инструменты по уходу за растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки  и др. Каждую весну организуем огород на подоконнике,  развивая любознательность и наблюдательность у детей, помогая им лучше познать жизнь растений. Имеются дидактические картинки: «Насекомые», «Дикие животные», «Домашние животные», «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные жарких стран», «Времена года», «Полярные животные», «Морские обитатели». Плакаты: «Дикие животные и их детёныши», «Кто живёт на ферме», «Природные явления», «Живая и неживая природа» и др. Имеются семена овощей, произрастающих в нашем регионе, энциклопедии. Есть календарь природы, камни, контейнеры с глиной и песком, ракушки, шишки, скорлупа грецких орехов, перья и др. Весь материал в центре дети используют по собственной задумке, экспериментируя, либо используя в игре. Содержание меняется, преобразовывается в соответствии с изучаемой темой.

Центр «Строительная  мастерская»

Центр мобилен,  можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально: здесь имеются конструкторы разного размера, мелкие игрушки, наборы солдатиков, фигурки домашних и диких животных, настольный конструктор (мелкий), напольный пластмассовый конструктор, машинки, разные виды мозаики и кубиков.

Центр «Игротека»

Игра - основной вид деятельности детей. Развивает фантазию, формирует игровые навыки, умение выстраивать диалоги, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в контейнеры с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. В игровом центре размещены настольно-печатные, дидактические игры, пазлы в соответствии с возрастом и интересами детей.

Центр  «Музыки и театра»

 Театрализованная и музыкальная деятельность помогают сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В Центре размещена ширма, различные виды театров. Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей.  Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Этому способствуют музыкальные инструменты: маракасы, бубны, барабаны,  колокольчики, дудочки,  погремушки, ложки. Также имеются иллюстрации музыкальных инструментов, музыкально-дидактические игры,  дидактические игры: «Кто поёт», «Лесенка», «На чём играю», «Карусель».

 

Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровье»

Совершенствование двигательных навыков и умений. Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие детей. В нём содержится физкультурное оборудование: мячи разных размеров, обручи, кегли, скакалки, шарики пластмассовые, ленты, платочки, мешочки для метания, массажные рукавицы, массажные коврики и мячики, атрибуты к подвижным играм.

Центр «Туристско-краеведческий»

Способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города, родного края. В центре размещены фотоальбомы: «Москва – столица нашей Родины»; «Красноярский край», «Боготол», на которых отображена жизнь нашего города, края, также имеются папки с народным декоративно-прикладным искусством. Имеются географические карты России, Красноярского края, Боготольского района и города Боготола, глобус. Также имеются иллюстрации с изображением национальных костюмов России и других континентов.

Центр «Безопасности».

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, в быту. Безопасность – это правильное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных. Необходимо сформировать у детей привычку правильно вести себя на дороге. Центр развивает внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление. В центре имеются   дидактические, настольные игры по ПДД, пожарной безопасности, раскраски; дорожные знаки; модели транспортных средств и макет проезжей части; литература о правилах дорожного движения.

Уголок «Уединения».

Создание удобного и комфортного места в зависимости от эмоционального состояния ребёнка. Это уютное место, оборудовано детской мягкой мебелью, подушечками, ковриком.

 Центр «Экономики»

Способствует приобретению детьми экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях, воспитание таких качеств личности, как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость и т. п. В центре имеются макет банка, коллекция денежных знаков различных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Банк» и т. д., настольные и дидактические игры: «Монополия», «Кому что нужно для работы», «Откуда хлеб пришёл», «Пятый лишний».

В группе постоянно обновляются тематические стенды по временным, сезонным изменениям в природе и окружающей детей жизни.

В приёмной к каждому времени года меняем оформление стен и стендов, Оформлены информационные стенды для родителей, обеспечивающие доступность информации об организации деятельности детей в детском саду. Имеется место для выставок детских работ. Сменные выставки иллюстрируют жизнь дошкольников в семье, в детском саду; подчеркивают индивидуальность каждого воспитанника; вовлекают родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Вывод:

Развивающая предметно-пространственная среда частично соответствует ФГОС ДО. Она соответствует возрастным особенностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами. Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

Развивающая среда не может быть построена окончательно, поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ РППС

Анализ развивающей предметно- пространственной среды в группе....

Карта анализа РППС для проведения смотра-конкурса "Готовность к новому учебному году"; группы старшего дошкольного возраста

Карта анализаДля проведения смотра-конкурса «Готовность к новому учебному году»Группы старшего дошкольного возраста Группа №________________________________Ф.И.О. воспитателей ___________________...

Анализ РППС 2017г.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС...

Анализ РППС

Анализ РППС в подготовительной группе....

Анализ РППС Подготовительной группы по разделу "Развитие игровой деятельности"

Анализ развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы по разделу "Развитие игровой деятельности"...

Анализ РППС средней группы по разделу "Развитие игровой деятельности"

Анализ развивающей предметно-пространственной среды средней группы по разделу "Развитие игровой деятельности", выводы, рекомендации...

Анализ РППС

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС....