Индивидуальный образовательный маршрут
рабочая программа

Пермякова Ольга Михайловна

Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с речевым недоразвитием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_dlya_tnr.docx50.09 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 274 комбинированного вида»

Совмещенный индивидуальный образовательный маршрут

и индивидуальная образовательная программа для ребенка с ТНР

 на 2018 – 2019 учебный год

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ТНР.

I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка  М*****

Дата рождения: 29.12.2011г.

Группа: № 1 комбинированная

Дата поступления в ДОУ:  

07.09.2015г

Ф.И.О. родителей:

 мама –  С***

 папа – М***

Ф.И.О. воспитателей:

Букина Елена Ивановна

Кулешова Вера Владимировна

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Логопед - Рулёва Наталья Ивановна

Педагог-психолог – Пермякова Ольга Михайловна

Заключение и рекомендации ГПМПК

Познавательное разитие в границах возрастных требований. ОНР 3 ур.р.р Дизартрия. Парциальная несформированность ВПФ  вербально логического компонента.

Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР дошкольного возраста.                                                                                      

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка

Освоение ребенком примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  под ред. профессора Л.В. Лопатиной

Общие задачи на период реализации ИОМ

- Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности.

- Развитие и коррекция нарушения речи

- Преодоление и предупреждение  вторичных отклонений в развитии познавательной  и эмоциональной сферы, поведения и личностных ориентиров.

Формы комплексного психолого-педагогического сопровождения

Направление работы

Кол-во занятий

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

5 дней в неделю

Разнообразные

Воспитатели  

Психологическая помощь

1  раз в неделю

Фронтально, при необходимости дополнительно индивидуально

Педагог-психолог

Логопедическая помощь

6 раз в неделю

2 Фронтально

2 Индивидуально

2 Подгрупповое

Учитель-логопед

Музыкальные занятия

2 раза в неделю

Групповые

Музыкальный руководитель

Физкультурные занятия

2 раза в неделю

Групповые

Инструктор по ФИЗО

Дополнительное образование

II. Условия реализации индивидуального образовательного маршрута

Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АОП для детей с ТНР детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ

Пять дней в неделю, полный день

Соматическое состояние

Группа здоровья - III        

Группа физических занятий – основная

Рекомендации специалистов медицинского профиля

- Медикаментозное лечение

- Рекомендованы занятия с психологом и логопедом

- Охранительный режим

Противопоказания

Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью

- Недопустимо несоблюдение режима питания (строгая диета)

Взаимодействие специалистов ОУ

- Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.

- Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.

Создание «безбарьерной» среды

Построение комфортной среды

Ресурсы для решения

Освещенность

-  Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

Создание коррекционно-развивающей среды

- Помещения создающие условия для игровой деятельности (игровые уголки).

- Помещение или учебная зона, создающие условия  для коррекции речи  (фронтальный кабинет, методические пособия (зеркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала).

Специально структурированная информация

- Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков

- Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики

- Планы, схемы для составления рассказов

- Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию

- Таблицы по лексическим темам

Специальные условия организации педагогического процесса

Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

- Занятие строить так, чтобы работа анализаторов чередовалась.

- Соблюдение режима познавательных, зрительных и двигательных нагрузок

- Дозировка работы с учетом требований СанПИНа.

- Выполнение мероприятий для снятия общего утомления (физминутки  и  динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

- В начале занятия по ИЗО- деятельности, конструированию  и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и

кистей рук.

Специальная организация рабочего поля и рабочего места ребенка

 - Рабочая поверхность горизонтальная

 - Размер мебели в соответствии с ростом

Специальная организация рабочей  позы ребенка

- Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

 - Постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные ритм и темп деятельности

 В соответствии с речевыми, эмоционально-волевыми и познавательными возможностями

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастика, динамические паузы, физкультминутки и т.д.

Формы работы с родителями

Консультирование,  дни открытых дверей,  тематические родительские собрания,  проведение совместных праздников, оформление информационных папок,  демо-систем, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация) в виртуальном режиме.

III. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые задачи

- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

- Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ

-  Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности

- Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка  

- Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Специалисты ППК

Специалисты ППК

Председатель ППК

-Воспитатели. специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, логопед) в течение всего учебного периода

Воспитательные задачи

- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

- Воспитание положительных личностных качеств

- Совместная работа специалистов в этом направлении

- Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем

- Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий  

направленных на решение задач социально-коммуникативного развития

Воспитатели

Педагог - психолог

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Коррекционно-развивающие задачи

- Развитие компенсаторных механизмов

 становления психики и деятельности ребёнка

- Развитие и коррекция нарушения речи

- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров

- Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач

- Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Образовательные задачи

- Развитие познавательной активности ребенка

 - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

- Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.

- Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ

- Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями

- Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики

- Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

Коррекционно-развивающая работа

Используемые специалистами  программы и технологии:

Адаптированная программа. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ТНР»./ под редакцией проф. Л.В. Лопатиной

Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик». /Н.Ю.Куражева,

Н.В.Варяева и др.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012.

Авторская программа формирования пространственных представлений.

Специалист

 

Направления коррекционно-развивающей работы

Конкретные задачи для ребенка на период

Формы организации УД (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия)

Показатели    достижений

Формы оценки результатов работы

+ сформировано

+- в стадии формирования

- не сформирован

Логопед

- артикуляционная и мимическая гимнастики;

- дыхательная гимнастика;

- развитие фонематического слуха, восприятия;

 - анализ и синтез букв, звуков;

 - обогащение словарного запаса;

 - постановка и автоматизация звуков

 - дифференциация в речи

- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

 -Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

 -развитие просодической стороны речи;

 -коррекция произносительной стороны речи;

- работа над слоговой структурой слова;

-совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза;

 -Обучение элементам грамоты.

 -Развитие связной речи и речевого общения.

Фронтальные включают в себя:

-знакомство со звуками

- Звуковой анализ слов

-выделение звука (начало, середина, конец)

- обучение рассказыванию, пересказу текста

- Обучение согласованию существительных.с прилагательными, глаголами.

 Индивидуальные, подгрупповые:

- коррекция звукопроизношения

-развитие общей моторики, дыхания

-  постановка и автоматизация звуков

- Развитие связной речи и речевого общения.

- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Групповые

- Обучение графическому начертанию печатных букв.

- Составление, печатание и чтение:

 (АУ),(УТ), (МА),(КОТ),

 (ПАПА, АЛИСА), (ЗАМОК, ПАУК, ПАУЧОК), (ШУТКА), (КАПУСТА),

- предложений из двух-четырех слов без предлога и с предлогом

- Обучение послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов.

- звукопроизношение:

в стадии автоматизации звук  дифференциация звуков

- словарь значительно расширился

- сформированность грамматических категорий

- свободная речь

- умение вести повествовательный рассказ, как одно из важных критериев общения и социализации

- различает и называет по графическому начертанию буквы

-составляет, печатает и читает слоги, слова.

Моторные функции (общая моторика, мелкая моторика)

Развитие мелкой моторки и конструктивного праксиса.

- логопедические пятиминутки;

Индивидуальные

- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

 

Совершенствование конструктивного праксиса в работе с простыми пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам.

Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

Психолог

Познавательное развитие 

1. Сенсорное развитие.

2. Развитие ВПФ.

Индивидуально дидактические игры и упражнения, задания на развитие восприятия произвольного внимания ,  слуховой и зрительной памяти,  логического и абстрактного мышления: "найди предмет»,

"Найди отличия",

«Четвертый лишний»,

«Что изменилось», «Запомни картинки(предметы»,

«Запомни и разложи (поставь) также картинки (игрушки)»

Индивид., подгрупп., фронтал.:

"Переплетённые линии"

«Кольца»

«Корректурная проба»

Индивид. «Живое – неживое»

«Запрещенное движение»

-Снятие негативизма

- увеличился объем внимания: количество предметов, которые он фиксирует в «поле восприятия» и запоминает стало больше (10)

-Улучшилась избирательность внимания: стало легче фиксировать познавательную активность на заранее определенных свойствах предметов и явлений.

-Улучшилась способность распределять внимание, стал лучше сосредоточиваться на нескольких предметах или действиях одновременно.

-  Увеличился объем памяти.

Пространственные представления

Формирование пространственных и пространственно-временных  представлений

Индивидуально и фронтально:

- ориентировка на себе (право, - лево),

-ориентировка в пространстве листа ( графические узоры и  диктанты, скопируй)

- овладение временными последовательностями (времена года, дни недели).  «Повторяй за мной», «Назови пропущенное», «Включение в ряд», «Соседи»

- Различает и называет пространственные отношения: в, на, под, рядом, около, между, здесь, там, в середине, впереди, сзади, левое, правое, слова, справа, вверху, внизу.

-правильно ориентируется в схеме тела.

-выполняет движения с предметами по заданным направлениям.

- умеет конструировать по схеме.

- умеет выстраивать причинно-следственные связи.

- выполняет задания по словесной инструкции.

- воспроизводит последовательность времен года, дней недели, называют соседей, продолжают ряд.

Двигательная активность, мелкая  моторика рук

Формирование двигательных навыков,  развитие самоконтроля, развитие мелкой моторики.

Индивидуально и фронтально:

-дыхательные упражнения;

- кинезиологические упражнения;

- упражнения для стимуляции мозжечковой зоны;

- пальчиковая гимнастика

-координация речи и движения

Овладение способами контроля  поведения, моторное развития:

-способны к волевому усилию,  - способны контролировать себя во время занятий ( не выкрикивать, ждать своей очереди).

- улучшение мелкой моторики при работе с карандашом, ножницами, кистью.

Развитие социальной, эмоционально-личностной

сферы

Развивать коммуникативные навыки между детьми и взрослыми, эмоциональную сферу.

Групповые игры на взаимодействие и сплочение коллектива,

- упражнения, способствующие расширению поведенческого  репертуара во взаимодействии со взрослым и сверстником.

- сюжетно-ролевые игры,

-  игры на мимическое и пантомимичекое самовыражение.

- драматизации сюжетов положительных мультфильмов и сказок.

- упражнения для релаксации и расслабления.

-уверенно выражает в речевой форме свои основные потребности и желания, обращаясь ко взрослому.

- умеет учитывать эмоциональное состояние и слушать другого человека при общении.

- умеет разрешать конфликтные ситуации конструктивно

- умеет поддерживать и выстраивать диалог

- имеют представление о себе.

IV. Формирование социальной компетентности и внешний образовательный маршрут

Направление деятельности

Конкретные задачи на период

Формы деятельности

Показатели динамики индивидуального развития

Формы оценки динамики индивидуального развития

Помощь ребенку

в усвоении и

соблюдении

правил в детском саду

Освоить правила поведения в детском саду, осознать и усвоить свои обязанности

Коррекционная, развивающая,

Трудовая

Умеет поднимать

руку, не выкрикивает с места на занятиях

понятен заданный материал полностью или частично), выполнены задания специалистов

(полностью или

частично)

Формирование гигиенических навыков

Самостоятельно снять, одеть верхнюю одежду, повесить вещи в гардероб, помыть руки, найти свое полотенце и повесить обратно

Трудовая

Следит за чистотой вещей, ухожен

Контроль за умением самостоятельно организовать себя

Формирование

адекватного поведения в ситуациях межгруппового взаимодействия

Умение начинать и оканчивать разговор, слушать, ждать, вести диалог, играть в коллективной игре. Умение контролировать свои эмоции и распознавать эмоции других

Групповые игровые, групповые учебные, работа в парах во время ситуаций межгруппового взаимодействия

Сверстники напрямую обращаются к ребенку и включают его в свой круг. Ребенок не жалуется на конфликты с детьми, сам научился их разрешать, адаптировался в группе сверстников, ведет себя адекватно.

Опрос и беседа с мамой, ребенком, педагогами. Наблюдение за ребенком на занятиях, в процессе игровой деятельности в ситуациях межгруппового взаимодействия

Формирование социально-бытовой ориентировки на улице

Умение ориентироваться на улице, определять исходную точку, направление и пункт назначение группового движения

Участие в социально-нормативном проекте «Мой детский сад»

Продуктивное взаимодействие в паре, в ситуациях межруппового взаимодействия. Способность вступать в коммуникацию с представителями социальной сферы во время посещения библиотеки.

Посещение районной библиотеки вместе с воспитанниками группы

Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Задачи

Методические приемы и используемые технологии

Нарушение всех компонентов речи

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Коррекция звукопроизношения

Формирование слоговой структуры речи

Развитие грамматического строя речи

Обогащение и актуализация словаря

Развитие коммуникативной компетенции

Коррекционные занятия с логопедом

Развивающие занятия с педагогом-психологом.

Быстрая истощаемость

Все образовательные области

Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий

Охранительный режим, введение дополнительной физкультурной минутки

Нарушения мелкой моторики

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

- Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук

- Развитие тонких и точных движений пальцев рук

- Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом

- Упражнения по развитию ручной моторной ловкости в процессе рисования различными материалами

Нарушения речевой памяти

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники, расширение объема памяти на слова и фразы

Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем, игры по типу «Мемори» с психологом

Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом

Несформированность навыков конструирования

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему

Конструирование в паре со взрослым и сверстником

Нарушение пространственного восприятия  

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Ориентировка в пространстве на листе бумаги

Рисование в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) с учетом размещения предметов в пространстве и отображении их на листе бумаги

Нарушения внимания

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания

Упражнения на развитие произвольного внимания

Специалисты коррекционного сопровождения:

Учитель-логопед  ______________ Рулёва Наталья Ивановна

Психолог _____________________ Пермякова Ольга Михайловна

Воспитатели:__________________

С результатами работы за год ознакомлен

Родитель ___________________ ФИО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...