Педагогический проект "Живём и помним"
проект

Иванова Алёна Михайловна

Педагогический проект нравственно - патриотического воспитания к 75-летию Победы в ВОВ (без приложений)

Актуальность

Современным детям сложно понять значимость праздника День Победы; значимость многих слов, понятий, связанных с Великой Отечественной войной; сложно представить все тягости, сложности и страх того времени. У детей дошкольного возраста не достаточно сформированы знания и представления о ВОВ (о героях, городах-героях, значимых событиях, военной технике, литературных произведениях о ВОВ, причинах возникновения праздника Дня Победы, способах увековечивания памяти жертвам и участникам ВОВ). Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнали о трагических событиях 1941-1945 годов. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Очень важно систематизировать знания детей о праздновании Дня Победы, грамотно донести суть происходившего во времена Великой Отечественной войны и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма.

 Новизна

- создание единого образовательного пространства по теме проекта в семье и ДОУ

- систематизация имеющегося опыта по нравственно-патриотическому воспитанию

- использование инновационных технологий при реализации проекта

Практическая значимость

Материал проекта «Живём и помним» раскрывает основные события ВОВ, обогащает словарь детей понятиями, связанными с военным временем. В процессе реализации проекта у детей проявляется чувство гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны, сформируется внимательнее и уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям. 

Для кого

Проект разработан для воспитанников  старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет), родителей  (законных представителей), педагогов  и специалистов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhivyom_i_pomnim.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

Новокузнецкий район

2020

Управление образования администрации

Новокузнецкого муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Сосновский детский сад» комбинированного вида

Нравственно - патриотическое воспитание в логопедической подготовительной к школе группе в год 75 - летия Великой Победы

Педагогический проект «Живём и помним»

А. М. Иванова, учитель – логопед

        

Новокузнецкий район

2020

Аннотация

     Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к своей Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

     Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

     Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Поэтому и возникла проблема в необходимости получения детьми элементарных представлений о героях Великой Отечественной войны, о празднике День Победы, что позволит воспитать у детей чувство гордости и уважения к ветеранам ВОВ, чувство гордости за свою Родину и народ.    

     Проект адресован детям логопедической подготовительной к школе группе, их родителям, воспитателям.

     Особенность данного проекта состоит в том, что он разработан для детей логопедической группы. И, помимо, решения задач по нравственно – патриотическому воспитанию, также решаются задачи по развитию речевых навыков в процессе проведения дидактических игр на тему войны, военных профессий.

     

Содержание

Введение………………………………………………………………………..5

Актуальность…………………………………………………………………..5

Часть I ………………………………………………………………………….7

Методы, приёмы и формы проведения мероприятий………………………7

Часть II………………………………………………………………………….8

Описание ……………………………………………………………………….8

Часть III………………………………………………………………………..17

Вывод………………………………………………………………………….17

Список литературы……………………………………………………………18

     Введение

     Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее; готовность к защите Родины.

     Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

     С детьми старшего дошкольного возраста мы решили реализовать проект, посвященный памятной дате - 75-летию Великой Победы.  Хотелось «зажечь» в сердцах детей огонёк желания узнавать о событиях  Великой Отечественной Войны  из  книг, кинофильмов, рассказов взрослых, членов семьи.

Актуальность

     2020 год – это год 75-ой годовщины со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Всё больше и больше становится временной разрыв от этой памятной даты.

      Современным детям всё сложнее понять значимость этого праздника; значимость многих слов, понятий, связанных с Великой Отечественной войной; сложно представить все тягости, сложности и страх того времени. У детей дошкольного возраста не достаточно сформированы знания и представления о ВОВ (о героях, городах-героях, значимых событиях, военной технике, литературных произведениях о ВОВ, причинах возникновения праздника Дня Победы, способах увековечивания памяти жертвам и участникам ВОВ). Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнали о трагических событиях 1941-1945 годов. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

     Поэтому и возникает необходимость в такой работе, которая поможет нашим детям проникнуться тем временем, теми впечатлениями и переживаниями. Очень важно систематизировать знания детей о праздновании Дня Победы, грамотно донести суть происходившего во времена Великой Отечественной войны и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма.

     В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования ставятся следующие цели по патриотическому воспитанию детей: создание условий для становления основ патриотического  сознания дошкольников, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

     С какого возраста может формироваться чувство патриотизма, доступно ли оно в дошкольном возрасте? Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности; дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Ребенку доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

     

Часть I

Методы, приёмы и формы проведения мероприятий

     В рамках реализации проекта для детей планируем проводить: чтение детской художественной литературы; беседы – рассказы; прослушивание музыки; рассматривание иллюстраций, картин, фотографий; просмотр презентаций; экскурсии; дидактические, сюжетно – ролевые и подвижные игры; развлечения (спортивные, музыкальные, викторины); изобразительное искусство, продуктивная деятельность и творчество детей, мини – выставки.

      С родителями детей запланированы следующие виды работ: родительское собрание, консультации, памятки, семейная игра – викторина «Мы - россияне», мастер – класс совместно с детьми «Письма с фронта»; рекомендации для чтения дома литературы о войне, оформление информационного уголка для родителей на тему «Этих дней не смолкает слава», оформление папки – раскладушки для родителей «День Победы».

Часть II

Описание

 Вид проекта: творческо-информационный.

Состав участников проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, учитель – логопед, старший воспитатель, работники библиотеки.

Срок реализации проекта: сентябрь 2019 г. – май 2020 г.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Цель проекта: посредством преемственности педагогов и родителей организовать работу с воспитанниками старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию, по формированию знаний о ВОВ, о празднике 9 мая – Дня Победы; воспитывать чувство гордости за победу наших героев и уважение к ветеранам.

Задачи проекта:

1. Расширять и систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне. Активизировать словарь детей, обогащать его понятиями, связанными с военным временем: Россия, Отечество, Отчизна, героизм, храбрость, блокада, фашизм, бомбёжка, бомбоубежище, защитники, маршалы, генералы, защищать, оборонять и т.д.

2.Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

3. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.

4.Формировать у дошкольников положительное отношение к славным защитникам нашей Родины.

5.Знакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями на тему Великая Отечественная война; обогащать словарный запас детей через знакомство с песнями, стихами, рассказами о войне.

6. Развивать интонационную выразительность речи в монологах и стихах о войне.

7. Развивать общую и мелкую моторику.

8.Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.

9.Воспитывать гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

10.Разработать консультации для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с Великой Отечественной войной.

11.Вовлекать родителей в процесс формирования нравственной основы чувства патриотизма.

12.Привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общих задач данного проекта.

13.Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной продуктивной деятельности

Интеграция образовательных областей в процессе реализации проекта: Познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Вид деятельности и ее содержание

Познавательное развитие:

  • Просмотр иллюстраций о войне, о Дне победы;
  • Просмотр презентаций «Дети – герои войны», «Кто помог солдатам победить», «Четвероногие помощники на фронте», «Город – герой Севастополь», «Города – герои», «Виртуальный музей» («Военная техника боевых лет»);
  • Рассматривание альбома «Ордена и медали ВОВ»;
  • Экскурсия в районную библиотеку с. Сосновка (знакомство с художественной литературой о войне, с героями ВОВ);
  • Игра – викторина «Мы помним, мы гордимся»;
  • Интеллектуальная игра КВН «Знаю, люблю и горжусь»;

Социально – коммуникативное  развитие:

  • Коммуникативные игры: «Поводырь», «Перенести раненого», «Медицинские сестры»;
  • Сюжетно – ролевые игры: «Мы – военные разведчики», «Военный госпиталь», «Наша армия. Один день в будущее», «Пограничники», «Лётчики», «Пехотинцы», «Танкисты», «Защитники Отечества»;

Речевое  развитие:

  • Чтение художественной литературы на военную тему: Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», К.Паустовский  «Стальное колечко», Н. Ходза «Дорога жизни», С.Я. Маршак «Мальчик из села Поповки». С.Алексеев   «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е.Благинина   «Шинель»; Л.   Кассиль «Памятник советскому солдату»; М.   Пляцковский «Май сорок пятого года»; А.Митяев   «Мешок овсянки», «Письмо с фронта», А.Твардовский   «Рассказ танкиста», Л. Кассиль «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне», С. Михалков «День Победы» и др.;
  • Конкурс чтецов «Живём и помним»;
  • Знакомство и разучивание пословиц о войне, Родине, чести, доблести;
  • Заучивание стихотворений на военную тематику;
  • Дидактические игры: «Подбери слово», «Подбери картинку», «Скажи наоборот», «Один – много», «Сосчитай до пяти», «Вставь пропущенный предлог», «Однокоренные слова», «Что лишнее?», «Разрезные картинки», «Почемучка», «Назови рода войск», «Чья форма?», «Что для чего?», «Кому, что нужно?», «Что изменилось», «Военный транспорт», «Отгадай загадку, найди отгадку»;

Художественно – эстетическое развитие:

  • Рассматривание альбома «Ордена и медали ВОВ»;
  • Прослушивание песен военных лет;
  • Изготовление открыток для ветеранов совместно с родителями;
  • Рисование на тему: «Что такое война?»;
  • Конструирование из бумаги: «Самолёт», «Голубь мира»;
  • Аппликация нетрадиционным способом (обрывание бумаги) «Вечный огонь»;
  • Лепка военных наград;
  • Аппликация из лоскутков ткани «Танк – победитель»;
  • Панно «Наша армия – самая сильная», коллективная работа;
  •  Рисование салюта победы в необычной технике – с помощью вилки;
  • «Открытка к 9 мая» в технике пластилинография;
  • Художественный конкурс «Этих дней не смолкает слава…»;

 Физическое развитие:

  • Военно – спортивная игра «Зарница»;
  • Спортивно – музыкальное развлечение «Защитники Отечества»;
  • Подвижные игры: «Чей отряд быстрее посадит свои самолёты», «Донесение», «Разведка», «Меткий стрелок»;
  • Физкультминутки: «Пограничник», «Нашей Армии – салют», «Солдатик», «Победа», «В пограничников играем …»;
  • Пальчиковые игры: «Наша Армия», «Отважный капитан», «На высокой скале», «Солдатики», «Марш – бросок», «Аты- баты шли солдаты», «Часовой», «Солдатская каша», «Бойцы – молодцы»;

Ожидаемые результаты проекта

На уровне ребенка:

•   Расширятся представления детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;

 •   Проявятся чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;

 •    Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.

 • Сформируется умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.

На уровне педагога:

 • Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.

 • Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

На уровне родителей воспитанников:

• Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

        •     Повысится вовлеченность родителей в воспитательно – образовательный процесс.

На уровне педагогических технологий:

         • Обогащение методов, приёмов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.

Этапы реализации проекта:

№ п/п

Формы работы

Сроки проведения

Подготовительный этап

1

Разработка проекта и плана мероприятий по подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Подбор литературы (журналы, книги, интернет), подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр, подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр, подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей).

Сентябрь

2

Пробуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности.

Сентябрь

3

Подготовка презентаций «Дети – герои войны», «Кто помог солдатам победить», «Четвероногие помощники на фронте», «Город – герой Севастополь», «Битва под Москвой», «Города – герои».

В течение года

4

Оформление подборки рассказов «Детям о войне».

В течение года

5

Создание мини – музея о ВОВ.

Ноябрь

Основной этап

Работа с детьми

1

Рисование на тему «Что такое война?».

Сентябрь

2

ООД «Город – герой Севастополь».

Экскурсия на выставку художественной литературы о войне (библиотека с.Сосновка).

Конструирование из бумаги: «Самолёт».

Октябрь

3

Участие в конкурсе чтецов «Живём и помним» на муниципальном уровне.

Аппликация нетрадиционным способом (обрывание бумаги) «Вечный огонь».

Ноябрь

4

Проведение мастер – класса совместно с родителями «Письма с фронта».

Участие в художественном конкурсе «Этих дней не смолкнет слава …» на муниципальном уровне.

Лепка из пластилина военных наград.

Декабрь

5

Военно – спортивная игра «Зарница».

Аппликация из лоскутков ткани «Танк – победитель».

Январь

6

Экскурсия в библиотеку «Пионеры – герои».

Спортивно – музыкальное развлечение «Защитники Отечества».

Панно «Наша армия – самая сильная», коллективная работа.

Февраль

7

Игра – викторина «Мы помним, мы гордимся».

Рисование салюта Победы в необычной технике – с помощью вилки.

Март

8

ООД «Битва под Москвой», просмотр презентации.

Конструирование из бумаги: «Голубь мира».

Апрель

9

Изготовление открыток для ветеранов совместно с родителями.

«Открытка к 9 мая» в технике пластилинография.

Интеллектуальная игра КВН «Знаю, люблю, горжусь».

Май

10

Оформление тематических альбомов: «Города – герои, «Награды ВОВ», «Оружие ВОВ»

Февраль-май

11

Виртуальная экскурсия:

- «Города - герои»,

- «Битва под Москвой».

Апрель – май

12

Организация игр патриотического направления: подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, коммуникативные игры.

Пальчиковые игры и физкультминутки.

В течение года

13

Прослушивание песен военных лет, заучивание стихотворений на военную тематику.

Знакомств и разучивание пословиц о войне, Родине, чести, доблести и славе.

В течение года

14

Чтение художественной литературы на военную тему.

В течение года

15

Проведения цикла ООД, бесед, просмотр иллюстраций о войне, о Дне Победы и других форм работы о празднике великой Победы.

В течение года

Работа с родителями

1

Родительское собрание «Как рассказать ребёнку о войне?»

Октябрь

2

Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны».

Ноябрь

3

Мастер – класс совместно с детьми «Письма с фронта»

Декабрь

4

Консультация «Роль книги в нравственно – патриотическом воспитании детей»

Январь

5

Памятка «Этот День Победы… Как сохранить традиции»

Февраль

6

Семейная игра – викторина «Мы – россияне»

Март

7

Оформление воспитателями папки – раскладушки для родителей «День Победы»

Апрель

8

Памятка «Где встречать День Победы, 9 мая?»

Май

9

Рекомендации для чтения дома литературы о войне

Декабрь – апрель

Заключительный этап

1

Праздничный концерт «Вальс Победы».

Шествие на территории ДОУ «Бессмертный полк».

Возложение цветов к мемориалу Героев Великой Отечественной Войны.

Май

     

Часть III

  Вывод

     Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

     Проект «Живём и Помним» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.

     Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте  только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия  семьи и детского сада, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

     Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавших Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско – патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

     Мы уверены, что отныне ребята будут знать, какой ценой были получены боевые награды, какое уважение они, дети, должны оказывать пожилым людям, ветеранам войны и труда.

Список литературы и интернет ресурсов

  •  Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007 г.
  • Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.
  • Веракса Н. Е. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое [инновационное], испр. и доп.. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
  • Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.:Аркти, 2005.
  • Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
  • Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005
  • Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» / Степаненкова. Э.Я. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
  • Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о. «Подмосковье», 2014. – 220с.
  • Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.
  • Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с.26 – 32.
  • Дети военной поры: https://kid-home-lib.livejournal.com/71646.html
  • Детские песни о Великой Отечественной войне: http://allforchildren.ru/songs/vov.php
  • Загадки и пословицы «Военные профессии», пословицы о Родине: https://www.maam.ru/detskijsad/zagadki-i-poslovicy-dlja-doshkolnikov-voenye-profesi-i-poslovicy-o-rodine.html;

https://infourok.ru/podborka-poslovic-i-pogovorok-na-voennuyu-tematiku-dlya-doshkolnikov-2028295.html

  • Картотека игр ко Дню Победы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/25/kartoteka-igr-ko-dnyu-pobedy
  • Конспект НОД по аппликации: https://infourok.ru/konspekt-nod-po-applikacii-vechniy-ogon-2052768.html
  • Материал на тему «Ордена и медали ВОВ»: http://9may-priz.ru/nagradi-vov#25
  • Пионеры – герои: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=10432310%40cmsArticle
  • Стихи для детей о войне: http://dochkiisinochki.ru/detskie-stixi-o-vojne-dlya-detskogo-sada.html
  • Сценарий игры – викторины «Мы помним, мы гордимся»: https://www.maam.ru/detskijsad/my-pomnim-my-gordimsja-igra-viktorina-na-9-maja-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  • Сценарий интеллектуальной игры КВН «Знаю, люблю и горжусь»: https://infourok.ru/razvlechenie-kvn-den-pobedi-496688.html
  • Сюжетно – ролевые игры на военную тематику: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-syuzhetno-rolevyh-igr-na-voenuyu-tematiku-v-starshei-grupe.html
  • Тематические коллекции: День Победы:  http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
  • Федеральные государственные образовательные стандарты: https://fgos.ru/