Главные вкладки

    Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) по теме «Мыльные пузыри, воздушные шары – любимые игрушки нашей детворы».
    методическая разработка (средняя группа)

    Хусаинова Маужида Музафаровна

    Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                     Конспект  игровой деятельности

    для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

    по теме «Мыльные пузыри, воздушные шары – любимые игрушки нашей детворы».

    Подготовила

    Воспитатель МБДОУ ДС № 1

    СП «Лукоморье» г.Озёрска

    Челябинской области

    Хусаинова Маужида Музафаровна

    Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.

    Задачи:

    1. Закрепить представления детей о том, что воздух находится в разных предметах.
    2. Знакомить с качественной характеристикой воздух (легкий, невидимый, движется, ощущаем).
    3. Тренировать дыхание способствовать развитию глубокого вдоха и длительного выдоха.
    4. Познакомить детей со свойствами воздуха: воздух может перемещаться, двигать другие предметы, сжиматься.
    5. Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения – мыльными пузырями.
    6. Развивать фантазию, воображение.
    7. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми и желание помочь друг другу.

    Оборудование: емкости для воды (тазики, стаканчики), подносы, ложки, трубочки, губки, резиновые игрушки, стаканчики с мыльной водой и гуашью, палочки с колечками на конце, мыльный раствор, кораблики, деревянные палочки, воздушные шарики, веера, полиэтиленовые пакеты.

    Предварительная работа: игры с водой, «Бульбочки», «Разноцветная вода», игры с ветрячками, султанчиками, игры с перышками, с вертолетиками – семенами клена (подбросить, следить за полетом).

    Образовательная область: «Познавательное развитие».

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

    Ход игровой деятельности:

    Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила Лунтика, он был такой грустный. Я его привела к нам в гости, может, вы сумеете его развеселить.

    Лунтик: Здравствуйте, ребята! Мне мой друг Кузя подарил шарики, я с ними играл, мне было весело. Но вдруг что-то случилось с одним шариком, он стал худой, плохо летает, что же с ним произошло, почему он заболел?

    Воспитатель: Ребята, как Вы думаете, что произошло с его шариком? Почему он стал худым?

    Дети: Он сдулся, в нем мало воздуха.

    Воспитатель: А как вы думаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и веселым?

    Дети: Шарик надо надуть.

    Воспитатель: А как вы считаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?

    Дети: Шарик наполнится воздухом.

    Воспитатель: Откуда же берется в шарике воздух?

    Дети: Мы его выдыаем.

    Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берем воздух, когда вдыхаем?

    Дети: Воздух в комнате. Мы дышим воздухом.

    Воспитетель: Правильно, молодцы, воздух нас окружает. Мы им дышим.

    Опыт: «Что в пакете?»

    Цель: учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве.

    Материал: полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

    Воспитатель: Ребята, возьмите полиэтиленовые мешочки, внимательно рассмотрите их, есть ли что-либо в них.

    Дети: Ничего нет.

    Воспитатель: А теперь попробуйте скрутить мешочки со стороны отверстия.

    Дети выполняют задание.

    По мере скручивания пакеты вздуваются, становятся выпуклыми.

    Воспитатель: Что случилось с Вашими мешочками?

    Дети: Они вздулись.

    Воспитатель: Отчего они вздулись?

    Дети: Мешочки наполнились воздухом.

    Воспитатель: Почему нам казалось, что пакеты пустые?

    Дети: Воздух невидимый.

    Воспитатель: Правильно. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

    Воспитатель: Ребята, давайте все вместе вдохнем воздух через нос и выдохнем его через рот в свои ладошки. Лунтик, и ты попробуй вместе с нами. Что вы почувствовали?

    Дети: Ветерок.

    Воспитатель: А ветерок – это что?

    Дети: Движение воздуха.

    Воспитатель: Воздух изо рта передвинулся к Вам на ладонь. Воздух движется. Возьмите полоски бумаги и подуйте на них. Что случилось с полосками?

    Дети: Они отклоняются.

    Воспитатель: Почему полоски отклонились?

    Дети: Это воздух их отклонил.

    Воспитатель: Какой вывод можно сделать из этого опыта?

    Дети: Воздух движется.

    Воспитатель: Правильно. Воздух может двигаться. Когда он перемещается с одного места в другое, мы говорим, что дует ветер. Когда воздух перемещается, то заставляет двигаться другие предметы.

    Воспитатель: А вы, ребята, воздух видите? А ты, Лунтик?

    Дети: Нет, мы не видим.

    Воспитатель: Если мы не видим его, значит, он какой?

    Дети: Невидимый.

    Лунтик: А я так хочу увидеть воздух. И еще я люблю играть с мыльными пузырями. Хотел бы узнать, как они получаются.

    Воспитатель: Ребята, как же решить эти проблемы, ответить на вопросы Лунтика?

    Воспитатель: Ребята, попробуем решить эту проблему – увидеть воздух

    Дети подходят к столу, на котором стоит таз с водой,

    резиновые игрушки. Проводится игра «Бульбочки».

    Дети топят в воде резиновые игрушки, сжимают их, пузырьки воздуха поднимаются вверх.

    Воспитатель: Почему появились пузыри? Куда они исчезли.

    Дети: Воздух был в игрушках.

    Воспитатель: Да, это из наших игрушек выходил воздух. Он легкий, поднимается через водичку вверх, получается пузырь. Воздух мы видим в виде пузыря. А когда весь воздух выйдет, то и пузырьки тоже исчезнут.

    Воспитатель: Дети, возьмите шарики, которые лежат на салфетках и надуйте их.

    Дети надувают шарики.

    Воспитатель: Хорошо. А теперь опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики. Что появилось в воде?

    Дети: Пузырьки.

    Воспитатель: Откуда же взялись пузырьки?

    Дети: Из шарика – то воздух выходит.

    Воспитатель: А почему пузырьки воздуха поднимались вверх?

    Дети: Воздух легче воды.

    Воспитатель: Да, дети, вы правы. Воздух легкий, легче воды. Ребята, давайте проведем опыт, возьмем и бросим камушки в воду. Что вы видите?

    Дети: Камушки утонули.

    Воспитатель: Почему камушки утонули?

    Дети: Камешки тяжелые.

    Воспитатель: Молодцы, камешки тяжелые, они тяжелее воды, вот поэтому и утонули.

    Игра с корабликами.

    Воспитатель: Ребята, возьмите кораблики и пустите в плаванье. Почему они плохо плавают? Что же надо сделать, чтобы кораблики плавали?

    Дети: Подуть.

    Воспитатель: Давайте подуем.

    Кораблики плывут.

    Воспитатели: Какой вывод можно сделать из этой игры?

    Дети: Воздух двигает предметы.

    Лунтик: Как это все интересно! Но у Вас то пузырьки другие, я люблю цветные.

    Воспитатель: У нас в тазу вода прозрачная, и пузыри получались прозрачные.

    Воспитатель: Поищем цветные пузыри.

    Воспитатель: Ребята, вы устали. Давайте отдохнем.

    Физминутка.

    Стой-ка смирно, руки вниз         (Ноги вместе, руки вдоль туловища)

    Гнись пониже, не ленись!         (Наклоны вперед)

    Кто с зарядкой дружит смело,         (Приседают)

    Тот с утра прогонит лень,         (Прыжки на месте)

    Будем сильным и умелым         (Хлопают в ладоши)

    И веселым целый день         (Шагают на месте)

    Дети подходят к столу, на котором стоят стаканчики с водой и красители. Воспитатель показывает стакан с прозрачной водой.

    Воспитатель: Какая вода в стакане?

    Дети: Чистая, прозрачная.

    Воспитатель: Хотите, сделаем воду красивой, цветной?

    Воспитатель: Какого цвета получилась вода?

    Дети: Красного цвета.

    Лунтик: Вода цветная, а пузырьков нет?

    Воспитатель: Сейчас увидишь. Дети, берите соломинки и подуйте на ладошку. Что почувствовали?

    Дети: Ветер.

    Воспитатель: Возьмите в руки веер и помашите друг на друга. Лунтик, можно я помашу на тебя веером?

    Воспитатель: Что Вы ощущаете?

    Дети: Движение воздуха прохладу, свежесть, приятное ощущение.

    Воспитатель: Воздух мы можем ощутить.

    Воспитатель: Ребята, а теперь подуем на водичку через соломинку. Что получается?

    Дети: Получаются пузыри.

    Воспитатель: Лунтик, такие пузыри любишь?

    Лунтик: Пузыри красивые, но они не летают.

    Воспитатель: Идем дальше и ищем пузыри, какие любит Лунтик.

    Дети подходят к столу, где стоит таз с водой и мылом, поролоновые губки.

    Воспитатель: Ребята, возьмите в руки поролоновые губки. Сожмите их. Что случилось?

    Дети: Губка стала меньше.

    Воспитатель: Разожмите. А теперь, что случилось с губкой?

    Дети: Приняла прежнюю форму.

    Воспитатель: Как вы думаете, что находится внутри дырочек в губке?

    Дети: Наверное, воздух.

    Воспитатель: Правильно. Внутри дырочек в губке находится воздух. Мы сжимаем губку, воздух выходит. Когда разжимаем, дырочки вновь наполняются воздухом. Губка принимает прежнюю форму.

    Воспитатель: А теперь я намочу и намылю губку, появилась пена. Посмотрите из мыльной пены можно сделать пузырь.

    Воспитатель: Лунтик, похоже пузыри эти на тех, с которыми ты играл с Кузей, Пчеленком, Милой.

    Лунтик: Да, почти такие, но наши умеют летать.

    Воспитатель: Идем дальше.

    Дети подходят  к столу, где находятся емкости с мыльным раствором и палочками с колечками на конце. Воспитатель выдувает мыльные пузыри через трубочку.

    Лунтик: Интересно. Пузыри то большие, то маленькие, почему это происходит?

    Рассуждения детей. Воспитатель вместе с детьми делают вывод.

    Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь большой – в него выдохнули больше воздуха, маленький – в нем меньше воздуха. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.

    Лунтик: Вот спасибо! Я теперь понял, как получаются мыльные пузыри. Понял, почему они летаю, в них воздух.

    Воспитатель: Ребята, мы ведь хотели Лунтику помочь вылечить шарик, чтобы он стал веселым. Как же помочь шарику?

    Дети: Его надо надуть, наполнить воздухом.

    Воспитатель: Давайте выберем считалкой того, кто надует шарик.

    Считалка:

    Раз, два, три, четыре, пять

    Собрались мы шарик надувать.

    К нам муха прилетела

    И тебе надуть велела.

    Выбранный считалкой ребенок надувает шарик и отдает Лунтику.

    Лунтик: Спасибо, ребята. Много интересного узнал о воздухе. Спасибо за то, что вылечили мой шарик. Он опять хорошо летает.

    Воспитатель: Ребята, давайте покажем Лунтику, что можно рисовать мыльными пузырями, воздухом. Садитесь за столы. У вас у каждого есть стакан с мыльной разноцветной водой, трубочки. Если взять трубочку опустить ее в стакан, подуть, что произойдет?

    Дети: Появятся пузыри.

    Воспитатель: Да, правильно, воздух поднимется вверх пузырьками, мы знаем, что воздух легкий. Когда у вас появятся пузырьки поднесите листок бумаги к стакану и приложите к краям стакана и прижмите. После того как закончили рисовать, протрите руки влажной салфеткой.

    Дети рисуют под музыку.

    Воспитатель: Молодцы! Вот какие волшебные воздушные шары появились у нас. Сейчас фломастерами нарисуем ниточки к нашим шарам. Подарим ваши рисунки Лунтику. Пусть он отнесет своим друзьям и расскажет всем о наших опытах, играх с воздухом.

    Воспитатель: Дети, вы много интересного узнали о воздухе. Какой он воздух?

    Дети: Легкий, невидимый, сжимается, движется, двигает предметы.

    Воспитатель: Молодцы! Воздух – невидимый, легкий, движется, перемещает предметы, его можно ощутить, почувствовать, или можно рисовать. Без воздуха нельзя жить. Воздух попадает в мыльную воду, получаются мыльные пузыри.

    Лунтик: Спасибо за рисунки. Я тоже хочу вам сделать подарок. Дарю вам набор мыльных пузырей. До свидания!

    Дети прощаются с Лунтиком, играют с мыльными пузырями больших размеров, делая разные фигуры из них.


    Литература

    1. Методические советы к программе «Детство» Ответственные редакторы: Т. И. Бабаева, З. И. Михайлова.
    2. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» Е. В. Морудова.
    3. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» Под редакцией: Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина.
    4. «Ознакомление дошкольников с неживой природой» С. Н. Николаева.
    5. «Родник. Программа социокультурного развития детей дошкольного младше школьного возраста». Л. Баряева, Е. Герасимова, Г. Данилина, Н. Мокарчук.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Зимние посиделки» в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские недели»

    Цель: Развитие музыкальности детей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Задачи: Область «Музыка» 1) Продолжать освоение игры на...

    Педагогическое мероприятие непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме: «Откуда хлеб пришел на стол»

    Цель: знакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.Задачи:-уточнять знания детей о хлебобулочных изделиях.- обогащать и активизировать словарь в процессе рассматривания иллюстра...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: «ПОЗНАНИЕ»: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»: РИСОВАНИЕ ТЕМА «НАРОДНАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА»

    Программные задачи: продолжать знакомить детей с народными игрушками (матрешкой), историей ее появления в нашей стране, особенностями и этапами изготовления деревянной куклы, воспитывать эстетическое ...

    Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по введению в грамоту. Тема: «У Солнышка в гостях».

    Цель: создать условия для свободного владения устной речью.Задачи:развивать интонационную  и звуковую культуру речи, фонематический слухразвивать связную грамматически правильную диалогическую...

    Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

    Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...