Знакомство с фланелеграфом.
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Пашкова Наталия Викторовна

материал о знакомстве детей среднего и старшего возраста с фланелеграфом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_flanelegrafom.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Золотой петушок»

с.Доброе Добровского муниципального района Липецкой области

       

                                                                     Воспитатель:

                                                 Пашкова Н.В.


Знакомство с фланелеграфом.

Цель: Познакомить детей с назначением фланелеграфа. Упражнять в выкладывании фигур на фланелеграфе.

Материал: Фланелеграф, набор фигурок, изображающих знакомые детям предметы, на подносе (в коробке). Лоскут фланели.

                                         Ход игровой деятельности:

Воспитатель: (Демонстрирует фланелеграф).

Дети, это – фланелеграф. На нём можно выкладывать разные фигурки, и они будут держаться. Посмотрите! (Выкладывает три – четыре фигурки. Затем снимает их.) Почему фигурки не падали? Погладьте фланелеграф рукой. Чувствуете, какой он шершавый, не гладкий? (Показывает обратную сторону фигурок). С этой стороны фигурки мягкие, пушистые, потому что сюда я наклеила мягкую тряпочку – фланель (бархатную бумагу), вот такую (показывает лоскут фланели, бумаги, даёт возможность пощупать; затем раздаёт детям по одной фигурке.) Переверните фигурки обратной стороной вверх, погладьте пальцем и скажите, какая она (мягкая, пушистая). Фигурки своей пушистой стороной «цепляются» за шершавый фланелеграф и потому не падают. Теперь вы сами будите выкладывать свои фигурки на фланелеграф.

Называет каждого ребёнка по имени, спрашивает, что или кого он поместит на фланелеграф. Выслушивает ответы, следит за действием детей. Каждому предмету, помещенному на фланелеграф, даёт характеристику: «Это весёлая матрёшка, она улыбается... У этого флажка ровная палочка… Это яблоко круглое и румяное и т.п.» Затем ставит на середину стола поднос (коробку).

Воспитатель: Аккуратно снимите свою фигурку с фланелеграфа и положите на поднос (в коробку.)

Называет имена детей, они друг за другом выполняют задание. Если малыши не устали, работа выполняется с другими фигурками.

Называет имена детей, они друг за другом выполняют задание. Если малыши не устали, работа выполняется с другими фигурками.

Грибочек.

 Цель: Учить составлять предмет из двух разных по форме и цвету частей. Закрепить название частей гриба: «шляпка», «ножка». Учить пользоваться индивидуальным фланелеграфом, правильно располагать части предмета на нём (вверху – шляпка, под шляпкой – ножка).

Материал: Фланелеграф, части гриба (шляпка и ножка) в коробке (на подносе) – на каждого ребёнка и для воспитателя. Корзинка с игрушечным грибом.

                                         Ход игровой деятельности:

Воспитатель: Показывает корзинку.

- Я ходила в лес. Там под ёлочкой вырос… (достаёт из корзинки гриб, дети досказывают: «грибочек»). У грибочка есть шляпка (обводит её пальцем) и ножка (проводит по ножке сверху вниз). Шляпка закруглённая, а ножка длинная (кладёт гриб в корзину). Такой гриб можно выложить на фланелеграфе. Вот у меня (берёт из корзинки шляпку и показывает) шляпка, а это (показывает) – ножка. Вверху я выложу шляпку. Видите, под шляпкой осталось место для ножки. Под шляпкой выложу ножку.

Что получилось? (Грибочек.)

Убираю грибочек с фланелеграфа по частям: шляпку потом ножку.

-Теперь вы на своём фланелеграфе выложите грибочек. Возьмите в руки шляпку и выложите её на фланелеграфе вверху так, как я делаю. (Выкладывает шляпку, дети выполняют задание.)

-Посмотрите, у всех ли осталось место для ножки. Возьмите ножку и приложите её к шляпке, как я. (Выкладывает ножку. Следит, что бы дети плотно прикладывали одну часть к другой.)

-Что вы выложили на фланелеграфе? (Грибочек.)

- Где у него шляпка? (Вверху.)

- Где ножка? (Внизу.)

- Как много получилось грибочков! Аккуратно снимите с фланелеграфа части грибочка и положите их в коробочку (на поднос), сначала шляпку, потом ножку. (Дети выполняют задание).

-Хотите ещё раз выложить грибочек на своём фланелеграфе? (По желанию, дети самостоятельно выполняют задание один – два раза.)

Домик.

Цель: Учить замечать ошибки в строении домика (в расположении его частей), и исправлять их. Продолжать учить плотно, прикладывать часть предмета к другой части. Закреплять названия знакомых цветов.

Материал: Фланелеграф, две части домика разного цвета: стенка с окошком и треугольная крыша (в коробке) на каждого ребёнка и для воспитателя. Игрушечный медведь.

Ход игровой деятельности:

Воспитатель достаёт из-за фланелеграфа игрушечного медведя и говорит за него.

Мишка: Что вы собираетесь делать?

Воспитатель: Я хочу на фланелеграфе выложить домик.

Мишка: Я сам выложу домик.

Воспитатель: А ты сможешь?

Мишка: Конечно! Я всё могу! (Выкладывает на фланелеграфе стенку домика, потом крышу – то под стенкой, то сбоку.)

Воспитатель после каждой такой попытки обращается к детям и удивлённо спрашивает: «Разве у домика здесь крыша?»

Воспитатель: Какой ты, Мишка, хвастунишка! Не знаешь, где у домика крыша. Спросим у детей, они тебе скажут, что крыша у домика не внизу, не сбоку, а…(наверху).

Предлагает одному из детей выложить крышу домика там, где нужно – сверху. Всем остальным детям – показать, на своих фланелеграфах, как надо выкладывать домик. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Видишь, Мишка, где крыша у домика? Все дети приложили её к стенке сверху. Какие красивые разноцветные домики получились!

Мишка: Я знаю, какого цвета крыши у домиков! (Показывая на тот, или иной домик, неправильно называет знакомые детям цвета. Например: красную крышу называет зелёной.)

Воспитатель: Дети, Мишка говорит правильно? Разве это зелёная крыша? Какого цвета крыша? (красная.) Опять ты Мишка не знаешь. Лучше поучись у детей, они тебе покажут, где красная крыша, где синяя, где зелёная. (Каждый ребёнок называет цвет крыши своего домика).

Воспитатель: Ой, дождик пошёл! Посмотрите на свои домики, нет ли щёлочек между крышей и стенкой, а то дождик попадёт в комнату. Приложите к стенке крышу плотнее, и тогда в домике будет сухо. В конце занятия предлагает Мишке посмотреть, как дети аккуратно складывают части домика в коробки.

Яркое платье.

Цель: Закреплять умение располагать мелкие элементы по всей поверхности изображённого изделия (платья), не выходя за его края. Упражнять в выборе нужного цвета из двух предложенных. Объяснить значение слова «разноцветный».

Материал: Фланелеграф, на котором выложено платье из бархатной бумаги с прикреплённым к нему кружком красного, синего, жёлтого или другого цвета – на каждого ребёнка и для воспитателя. В коробках, для каждой пары детей, кружки тех же цветов, что и кружки на платьях. Набор кружков разного цвета.

Ход игровой деятельности:

-Давайте эти платья украсим горошинами. Я уже прикрепила по одной горошине на платье. Посмотрите на своё платье, и скажите, какого цвета на нём горошина. (Спрашивает каждого ребёнка.) В коробочке, на двоих детей, лежат горошинки. Выберите и прикрепите на платье такие же по цвету горошины, как горошинка, которая уже есть на вашем платье. Не перепутайте цвет горошинок и прикрепляйте их по всему платью. Горошины на платье должны быть везде: и возле ворота, и на рукавах, и на подоле. (Показывает соответствующие места на платье. В процессе работы следит, что бы дети заполняли кружками всё изображение.)

-Молодцы! Все закончили работу. Какого цвета горошины на ваших платьях? (Ответы детей.)

  -Посмотрите, жёлтые горошины хорошо заметны на платье красного цвета, а оранжевые – на зелёном. Платья получились красивые! Это платье синего цвета с красными горошинами. А это? (Дети называют цвет платья и горошин.) Снимите горошины с платьев и сложите в общую, для двоих, коробочку. (Добавляет в каждую коробочку кружки другого цвета.)

-Теперь украсьте своё платье по-другому – горошинками разных цветов. (Дети выполняют задание.)

-Платья с разноцветными горошинками тоже очень красивые. У вас получился разноцветный узор. На этом платье (показывает на фланелеграф одного из детей) и розовые, и жёлтые, и красные горошинки. Посмотрите на свою одежду, у кого есть разноцветные узоры на одежде? (Два – три ребёнка называют цвета узора.)

-Аккуратно сложите горошинки в коробочки. (Дети выполняют задание.)

Посади на скамеечку много зверушек, а на табурет – одну.

Цель: Научить различать скамейку и табурет. Разместить две – три фигурки на скамейке, а одну на табурете. Учить размещать фигурки вплотную к сиденьям. Объяснить значение слова «напротив».

Материал: Фланелеграф, на котором выложены силуэты табурета и скамейки; фигурки какого-либо животного и двух – трёх его детёнышей (маленькие фигурки повёрнуты в одну сторону, большая – в другую), коробки на каждого ребёнка. Игрушечная тележка или грузовик.

Ход игровой деятельности:

-Сегодня к нам решили приехать в гости разные зверушки: бельчата со своей мамой – белкой, зайчата с зайчихой, щенята с мамой – собакой и многие другие. Я для них, в ваших фланелеграфах, поставила скамейки и табуреты, что бы вы пригласили гостей отдохнуть с дороги. Покажите, где скамейка, а где табурет? (Дети показывают.) Как вы думаете, куда  можно больше посадить гостей: на скамейку или на табурет?

- На скамейку.

- Почему на скамейку?

- Она длинная, на неё сразу могут сесть несколько зверушек.

- На табурет, сколько посадим гостей?

- Одного.

- Вот и едут наши гости. (Прокатывает тележку или грузовик, рядом с каждым ребёнком, с фигурками животных, раздаёт их детям.) Кто к тебе приехал в гости? (Спрашивает каждого ребёнка, поправляет, если дети не правильно называют детёнышей животных.)

-Мам зверушек посадите, пожалуйста, на табуреты, а детёнышей на скамейки. (Дети рассаживают животных. Воспитатель следит, что бы они прикладывали фигурки вплотную к сиденьям.) Посмотрите, все детёныши на скамейке повернулись в одну сторону, и смотрят на свою маму. На кого смотрят бельчата? (На белку.) Щенки? (На собаку.) Зайчата? Котята? (Ответы детей.)

- Мамы сидят напротив своих деток так, что они смотрят друг на друга. Наверное, мамы рассказывают интересную сказку.

- Отдохнули гости и сказали вам «спасибо» за то, что вы их приветливо встретили. А сейчас они поедут домой.

Дети снимают фигурки с фланелеграфа, кладут их в тележку (грузовик) и говорят «до свидания». Силуэты скамейки и табурета складывают в коробки.

Вышла Курочка гулять.

Цель: Учить располагать на фланелеграфе персонажей песенки в соответствии с текстом – друг за другом. Упражнять в самостоятельном расположении фигурок.

Материал: Фланелеграф с выложенной внизу полоской зелёного цвета – «травой», фигурки курицы и двух цыплят, разных по величине, цвету или длине лапок (в коробке).

Ход игровой деятельности:

Воспитатель поёт или произносит слова песенки:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки –

Жёлтые цыплятки.

Если дети знают песенку, поют её вместе с воспитателем.

- Можно, на фланелеграфе, выложить то, о чём поётся в песенке? (ответы детей)

- Кто будет идти впереди?

- Мама – курица.

- Кто пойдёт за курочкой?

- Цыплята.

- выложите на своём фланелеграфе картинку: курочку и цыплят. Не забудьте прикладывать фигурки к травке. (Дети выполняют задание) покажите рукой, в какую сторону идут курочка и цыплята. Какой цыплёнок идёт за курочкой, а какой за своим братом?

- За курочкой идёт оранжевый цыплёнок, а за ним идёт жёлтый цыплёнок.

- Все они идут друг за другом. Теперь поместите курочку и цыплят по-другому, кто как хочет. Цыплята могут идти впереди курочки или один может идти впереди курочки, а другой сзади своей мамы.

Дети выполняют задание. Воспитатель побуждает их рассказывать о расположении персонажей на фланелеграфе.

- Услышали курочка и цыплята, что их зовёт хозяйка: «цып-цып-цып, скорее бегите во двор зёрнышки клевать, чистую водичку пить», - побежали они к хозяйке.

- Убирайте с фланелеграфа по одной фигурке и рассказывайте, кто первым побежал к хозяйке, кто за ним, кто побежал последний.

Воспитатель опрашивает всех детей. Напоминает, что фигурки надо положить в коробочку.

                Кто с кем встретился?

Цель: Учить располагать на фланелеграфе персонажей инсценировки напротив друг друга. Вызвать у детей желание передать разговор персонажей.

Материал: Фланелеграф, поднос с двумя фигурками зверей или птиц – на каждого ребёнка. Две игрушечные птицы (или звери) для инсценировки. 

                                 

                          Ход игровой деятельности:

Воспитатель: (Показывает инсценировку встречи утёнка и цыплёнка, сопровождает её рассказом).

Шёл по дорожке домой утёнок. Вдруг видит: идёт ему навстречу знакомый цыплёнок. Обрадовался утёнок и говорит: «Здравствуй мой дружок. Как я рад, что встретил тебя!» «Здравствуй, утёнок - отвечает цыплёнок, - я тоже рад тебя видеть. Где ты был?» «Я плавал на озере. А ты?» «Я на поляне искал червячков». Поговорили друзья, и пошли домой, каждый своей дорогой.

Вот так при встречи поговорили птички.

У вас на подносах лежат фигурки зверушек и птичек. Выберите две фигурки зверушек или птичек и поместите из на фланелеграф так, что бы было видно, что звери (или птицы) встретились и разговаривают друг с другом.

Дети выкладывают фигурки одну напротив другой. Воспитатель спрашивает каждого ребёнка, кто с кем встретился. Предлагает передать разговор персонажей пре встречи. В конце занятия напоминает. Что фигурки надо положить на поднос.

           

Бусы для куклы Кати.

Цель: Научить располагать на фланелеграфе бусины в чередовании по цвету.

Упражнять в расположении элементов изображения в определённом месте фланелеграфа (на нитке).

Материал: Фланелеграф с натянутой по центру ниткой – на каждого ребёнка и воспитателя; 6-7 кружков овалов «бусины» двух цветов (в коробке) – на каждого ребёнка. Кукла, нитка из бусин двух цветов. Кружки коричневого и розового цвета.

Ход игровой деятельности:

Воспитатель сажает перед детьми куклу, говорит за неё:

Кукла: Здравствуйте дети!

Дети приветствуют куклы.

Воспитатель: Катя, почему ты сегодня такая нарядная?

Кукла: У меня день рождения!

Воспитатель: Поздравляю! Это - подарок для тебя. Бусы (Надевает на куклу).

Кукла: Спасибо. Какие красивые бусы! Вот красные бусины, а между ними бусины другого цвета. Только я забыла, как он называется.

Воспитатель: Ребята, вы знаете бусины какого цвета возле красных? (Ответы детей.) Правильно, зелёные.

Кукла: Как красиво, когда бусины так расположены: красная – зелёная, красная – зелёная…, то одна, то другая, как бы выстроились в очередь! Бусины чередуются по цвету.

Воспитатель: Дети, вы хотите сделать Кате подарки на день рождения? (Ответы детей). Тогда давайте выложим на фланелеграфах бусы и украсим ими комнату.

Кукла: Я буду очень рада подаркам! Но из чего дети сделают бусы?

Воспитатель: У детей в коробочках лежат бусинки, а на фланелеграфа есть ниточки. Сначала я выложу на фланелеграфе бусы из розовых и коричневых бусинок, а потом дети сделают это на своих фланелеграфах. (Выкладывает две «бусины»: коричневого и розового цвета. (Спрашивает бусинка, какого цвета будет следующая после розового и т.д.). Смотрите, какие бусы получились: коричневая бусинка – розовая, снова коричневая – розовая... Выложите в чередовании по цвету бусинки на своих фланелеграфах.

В процессе работы от имени куклы спрашивает детей о цвете выкладываемых бусинок. Указывает на ошибки в чередовании: «Ой, ты пропустил одну бусинку, у тебя на нитке рядом две одинаковые бусинки. Они не чередуются по цвету».

Воспитатель ставит фланелеграфы с работами на получившуюся длинную гирлянду разноцветных бус.

Кукла: Спасибо, вам за подарки!  Вечером ко мне в гости придут игрушки. Они удивятся, какой праздничной стала комната, украшенная бусами.

Красивая бабочка.

Цель: Развивать чувство симметрии, учить располагать одинаковые элементы, украшения на левых и правых крыльях бабочки. Упражнять в поиске ошибок в изображении при нарушении симметрии.

Материал: Картонная подставка с наклеенной бабочки их бархатной бумаги; в коробке: два больших (одного цвета) и два маленьких овала (одного цвета), четыре кружка (одного цвета) – на каждого ребёнка. Для воспитателя – картонная подставка с наклеенной  бабочкой из бархатной бумаги: её крылья симметрично украшены четырьмя овалами и четырьмя кружками; левая половина покрыта листом белой бумаги.

Предварительная работа: Рассматривание изображения бабочек (обратить внимание детей на симметричное строение бабочки и расположение узоров на крыльях).

Ход занятия:

Воспитатель: (Ставит перед детьми изображение бабочки, наполовину прикрытое листом бумаги). Угадайте, кто это? (Бабочка). Молодцы! Хотя я и закрыла половину бабочки листом бумаги, вы узнали её. Посмотрите, как я украсила крылья бабочки. На верхнем крылышке – большой оранжевый овал и два жёлтых кружка, на нижнем  маленький розовый овал. Кто отгадает, как украшены как украшены, крылья бабочки, прикрытые листом бумаги? (Ответы детей). Сейчас увидим, правильно ли вы угадали. (Снимает лист бумаги). Правильно, крылья который были прикрыты листом бумаги, украшены точно так же, как крылья, которые вы видели сначала, - они одинаковые. На верхнем левом крылышке (показывает) – оранжевый овал и два жёлтых кружка, на правом верхнем (показывает) – точно такие же украшения, на нижнем левом крылышке (показывает) – маленький розовый овал и на правом нижнем (показывает) – такой же. Украсьте одинаково левые и правые крылышки своей бабочки. Для этого возьмите из коробки две одинаковые фигуры, например два больших овала, и прикрепите один на левое верхнее крыло бабочки, а другой – на правое верхнее.

Дети самостоятельно выбирают фигуры и выполняют задание. Во время их работы воспитатель вопросами, советами добивается симметричного расположения фигур на крыльях.

Воспитатель: Молодцы! Ваши бабочки получились такие красивые, потому что их крылышки слева и справа украшены одинаково. (Незаметно для детей нарушает симметрию в узоре на крыльях своей бабочки: заменяет овал на левом крыле другим по цвету или величине.) Ой, посмотрите на мою бабочку, что-то в ней изменилось. Она стала не такой красивой, какой была. Что же произошло? (Ответы детей). Воспитатель хвалит тех, кто заметил нарушении симметрии. Предлагает одному из детей восстановить симметрию в узоре. Бабочка снова стала красивой – крылышки справа и слева у неё одинаковые.

Если дети заинтересуются игровым упражнением по поиску нарушения симметрии, можно его продолжить, изменить в узоре два элемента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для фланелеграфа

Игры для фланелеграфа....

«Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).

ТЕМА: «Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).   ЦЕЛИ: - активизация предметного словаря по теме; ...

Сказка на фланелеграфе.

Петушок с семьей, сказка на фланелеграфе(по мотивам сказки К.Чуковского "Цыпленок")...

Использование фланелеграфа в учебном процессе

Основная ценность работы с фланелеграфом заключается не в том, чтобы как можно быстрее выставить детали на экран, а в том, чтобы понять суть процессов, происходящих в природе. Поэтому надо заранее ост...

Знакомство детей с театром на фланелеграфе

Знакомство детей с театром на фланелеграфе...

Знакомство с фланелеграфом и с театром

В мире много разных сказокГрустных и смешных,Но прожить на светеНам нельзя без них.В сказке може все случиться,Наша сказка впереди,Сказка в двери постучиться-Скажем гостье:"Заходи"...