Семинар ППО для педагогов ВОУ. Моделирование на фланелеграфе. Занятие на тему: "Что будет, если из леса исчезнут птицы?"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Уколова Антонина Анатольевна

(из личного опыта, используя подручный материал)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Образования города Москвы

Восточное Окружное Управление Образования

Государственное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида № 1286

/для детей с нарушением зрения/

     

                             (моделирование на фланелеграфе)

                                                                                              Подготовила и провела:

                                                                                              Воспитатель ГОУ детский сад

                                                                                              компенсирующего  вида №1286

                                                                                              /с нарушением зрения/

                                                                                          Уколова Антонина Анатольевна.

       

Занятие  на тему: «Что будет, если из леса исчезнут птицы?»

                                              (моделирование на фланелеграфе)

 

                       Программное содержание:

- Изучить с детьми последствия исчезновения из  леса одного из экологических звеньев  -  птиц;

- Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, через экспериментирование с моделями;

- воспитывать бережное отношение к природе.

                     Предварительная работа:

- Беседа на тему: «Птицы – наши друзья».

- Чтение рассказов М. Пришвина «Лесные гости».

                                 Н. Сладков: «Лесные сказки».

- Рассказы детей о своих приключениях в лесу.

- Экологические игры: «Кто где живёт?».

                                        «К дереву беги».

                                        «С какого дерева ветка?».

                    Оборудование и материалы:

- Фланелеграф;

- Набор деталей  леса:

   - деревья и кустарники;

   - животные;

   - птицы;

  - насекомые;

 - грибы.

                Краткое содержание занятия:

1-й блок - вспомнить, кто живёт в лесу и кто чем питается;

2-й блок – обсуждение вопроса, как сказывается  в целом изменение численности отдельных групп живых организмов;

3-й блок – собрать модель леса;

4-й блок – рассматривание последствия исчезновения из леса птиц.

                                   Ход занятия:

  Блок – 1.                        

                                    

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас предлагаю послушать аудиозапись, и вы узнаете, о чём – же у нас пойдёт речь на занятии.

(Включается кассета с записью лесных птиц)

Воспитатель: Ну, что догадались? (Ответы детей). Ребята, все вы бывали в лесу. Скажите, что вы видели там? Какие животные живут?

Ответы детей: (они называют вразнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы).

Воспитатель: Правильно, ребята. Лес – это большой дом для всего живого.

- А скажите пожалуйста, кто в лесу ест листья деревьев? (насекомые, лоси)

- А насекомых кто-нибудь ест?  (Птицы, медведи, кабаны – личинками разных насекомых).

- Чем ещё питаются птицы?  (Птицы питаются семенами и плодами деревьев, ягодами).

- А кто ест траву, кору деревьев, веточки деревьев? (Насекомые, зайцы, лоси, медведи, мыши).

- А птиц, зайцев кто-нибудь ест?  (Их едят лисы, волки, совы).

- Чем питаются например: совы, лисы, волки (мышами, зайцами).

- Ребятки, а лису, волка кто-нибудь ест, например, если они заболели и погибли? (Их съедят насекомые, черви).

- Так какой - же вывод  мы сделаем: что в лесу все кого-то едят. При этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.

Блок -2.

Воспитатель: - Ребята, представьте себе, что в лесу стало много мышей. Кому от этого будет хорошо?  (Совам, лисам, волкам).

- Почему?  (Потому - что у них много еды).

- А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц.

Кому от этого плохо?  (зайцам, мышам, лосям и другим растительноядным животным).

- А кому хорошо?  (Растениям, так как их не будут поедать грызуны и другие животные).

- И какой - же с вами сделаем вывод: если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо. Молодцы!

Блок-3.

- Ребята, а теперь давайте выложим на фланелеграфе лес. Только подумайте хорошо, куда лучше разместить отдельные объекты. (Детали каждого экологического звена лежат в отдельных коробочках).

- Деревья прикреплю я, а остальное вы будете располагать сами.

- Я буду прикреплять деревья, а вы называйте их.

- Ребятки, деревья в лесу растут близко друг к другу, их ветки тесно переплетаются.

(Дети приглашаются к фланелеграфу по очереди).

(Итоги каждого ребёнка обсуждаются всеми, при необходимости вносим коррективы).

Воспитатель: Посмотрите ребята, как хорош и красив наш лес. Всё ли мы сделали верно? Все ли животные находятся в удобных для себя местах?  (Ответы детей).

- Ребятки, что-то мы с вами засиделись, давайте покажем гостям как мы в лес за грибами ходили.

Физкультминутка:

       Мы вчера в лесу гуляли            Маршируют  на месте

     И везде грибы искали           Руки на поясе, наклоны влево, вправо

   Под берёзой, под осиной,      Приседание. Руки на поясе.

   Под сосной,  и под рябиной

  На лугу в траве густой        Маршируют высоко поднимая колени

 И ни с чем пришли домой.    Наклоняются вперёд, руки разводят  в  

                                                 стороны.                

         

- А сейчас  давайте покажем  ещё одну  физкультминутку:

 

Ветер тихо клён качает                 (руки за голову согнутые в локтях)

Вправо-влево наклоняет                (при наклонах смотрим на локоть)

Раз-наклон, два - наклон,                (наклоны в сторону)

Зашумит листвою он.                   (Опускаем руки вниз)

На зарядку солнышко                     (смотрим на доску вперёд)

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы                     (приподняться на носочки, смотрим вверх

                                                       на кончики пальцев рук.

По команде «раз»

А над нами весело

Шелестит листва                      (Движения руками вправо, влево

                                                       сопровождаем взглядом))

Опускаем руки мы

По команде «два».                     (Опускаем глаза вниз)

Воспитатель: Молодцы!

Блок -4.

Воспитатель: А теперь начинается самая главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все птицы, то ли их кто напугал, то ли ещё что случилось, но птиц в лесу не стало.  

(Говоря это воспитатель снимает с экрана всех птиц).

- Кому от этого станет хорошо?  (насекомым).

- Их станет больше или меньше?    (больше)

- Тогда давайте отразим это на фланелеграфе, выложим много насекомых.

Приглашается ребёнок,  и  он быстро выкладывает всех имеющихся в наборе насекомых).

- Посмотрите, сколько много насекомых, кому от этого стало плохо? (насекомые быстро съедят все листья на деревьях).

- Чтобы увидеть, что случится на самом деле, давайте заменим зелёные деревья на голые.

Вызванный ребёнок производит указанную замену).

- Посмотрите ребята, насекомые съели всю растительность.  Кто остался без пищи? (зайцы, белки, ежи, лоси).

- Что может случиться с ними?  (Зверям негде спрятаться, они становятся добычей для хищников, могут погибнуть от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась).

- Раз их в этом лесу не будет, давайте уберём их с экрана.

(Вызванный ребёнок снимает фигурки животных: зайцев, белочек, ежей, лосей – кроме хищников).

- Как же будут себя чувствовать хищники  - лисы, волки, медведи?

Они будут голодать, им нечего есть. Они тоже погибнут, либо уйдут в другие места).

- Давайте уберём и хищников.  (Вызванный ребёнок делает это).

- Ребята, скажите пожалуйста, что же осталось от пышного красивого леса? (Голые деревья).

- Вам нравится такой  лес?  (Нет, вообще не нравится).

- А по какой причине это произошло? С  чего всё началось?  (Из – за того, что из леса исчезли птицы, животные лишились не только пищи, но и дома).

- Недаром говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».

- В природе всё взаимосвязано, поэтому там, где насекомые, там и птицы. Трудно даже  с представить себе, какое количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы. Вот почему в нашей стране охрана птиц, забота о них, считается важным, полезным для государства делом.

- Природа и животный мир России очень богаты, их надо беречь!

- Тогда, давайте вновь воссоздадим лес в его первозданном виде.

(Дети заменяют голые деревья, на деревья с зелёными листьями, и заново выкладывают животных, птиц, насекомых и т.д.)

- Молодцы, ребята! На этом наше занятие закончено, вы так хорошо занимались, и я для вас приготовила угощение.

                       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что будет, если из леса исчезнут птицы?

Изучение последствий исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев - птиц....

Конспект совместной деятельности педагога и детей по физическому развитию на тему: « ПРОГУЛКА КОЛОБКА ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»

ЦЕЛЬ: Укрепление здоровья детей, повышение функциональных возможностей организма. Задачи: Закреплять выполнение знакомых упражнений на фитболе в положении сидя и лёжа, сохраняя правильную ос...

конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему:" Что будет, если из леса исчезнут птицы." или "Кто в лесу главный"

Изучить с детьми последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев - птиц. Дать знания о лесе( это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга ) Воспи...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях художественно-эстетического цикла»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМдля педагогов«Использование проблемных ситуаций на занятиях художественно-эстетического цикла»Цель:  Формирование творческих способностей на занятиях по изо-деятельно...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности - сомнения в подготовительной группе Тема «Что будет, если пересохнет река?»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности - сомнения в подготовительной группе ...