Главные вкладки

    Картотека игр для фланелеграфа
    методическая разработка по теме

    Невучева Наталья Петровна

    Игры для фланелеграфа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kartoteka____igr_dlya_flanelegrafa.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

       

    1.ЛЕСЕНКА

         

         Программное содержание:1.  Различать постепенное движение      

         мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.

         2. Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое    

        мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх    

        и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения  

        руки) по слуховому восприятию.

        Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание    

        мелодии от отрывистого. Развивать представление об

        изобразительных возможностях музыки.

        Материал: лесенка  девочка  мишка  зайка  бабушка.

        Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной  

        лесенке поднимается маленькая девочка и старая бабушка, или    

        большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные  

        фрагменты.

        Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим.

       

        Игровые действия: Показ рукой.

         

        Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.

       

        Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При    

        повторном исполнении  предлагает детям  поиграть: показать рукой,  

        куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз.  

        Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее

        слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и

        предлагает детям самим закончить ее.

        Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка

        из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.

        Для 7 ступенек:           Для 5 ступенек:            Для 3 ступенек:

      -До, ре, ми, фа,             Вот иду я вверх,           Вверх иду,

       соль, ля, си.                 И спускаюсь вниз.        Вниз иду.

       

      3.КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?

        Программное содержание: (СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ) Развивать у

        детей  представление о регистрах ( высоком, среднем, низком ).

       

        Материал: карточки: колобок на пеньке, лиса, заяц, мишка.

       

        Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок»

        и ее персонажей ( волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет    

        соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в

        нижнем  регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети

        усвоят звучание какого регистра соответствует художественному      

        образу  каждого животного, им предлагается поиграть и

        определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать    

        соответствующую картинку

       

        Программное содержание:  (СТАРШИЙ ВОЗРАСТ) Развивать

        музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии

        изобразительного характера, исполненные в разных регистрах:

        высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное

        восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с

        художественным по слуховому и зрительному восприятию.

       

       Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать

       отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.

       

       Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального

       фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно  

       самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.

       

       Игровая цель: Угадать первым.

           5.СОЛНЫШКО  И  ТУЧКА   

                         

       Программное содержание: (младший возраст) Развивать у детей    

       представление о различном характере музыки ( веселая, спокойная,

       грустная).

       

       Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца,

       тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и

       спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного

       характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям

       выбрать карточку соответствующую по настроению характеру

       музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по

       звучанию веселые и грустные мелодии.

       Материал: карточки: солнышко, тучка, солнышко за тучкой.

       Программное содержание: (старший возраст) Развивать

       музыкальную память, представление детей о различном характере

       музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое  

       восприятие,  

       элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение

       сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

       

       Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать

       другим.

       

       Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор

       соответствующего изображения.

       

       Игровая цель: Угадать первым.

                   7.УЗНАЙ, КАКОЙ  

            ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ

            Программное содержание: Развивать у детей умение различать    

        тембр звучания различных детских музыкальных инструментов 

        Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей  

        различать по слуховому восприятию тембр звучания различных

        детских музыкальных инструментов: развивать музыкальную память

        и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать

        высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-

        ля-фа.

        Материал: музыкальные инструменты.

        Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых    

        музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А

        вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для

        этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке  

        детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д.

        Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и

        выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать

        песенку:

        средний возраст:                               старший возраст:

       -Музыкальных инструментов               Музыкальных инструментов

        Знаем мы, ребята, три.                       Знаем мы, ребята, пять.

        А какой сейчас сыграет,                      А какой сейчас сыграет,

        Ну-ка быстро говори.                           Ты попробуй отгадай.                            

        Музыкальных инструментов               Знаем мы, ребята, семь.                            

        А какой сейчас сыграет                       Отгадаем дружно все

        Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и

        не подсказывать.

        Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением  

        руки или самостоятельно напеть.

       

        Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение. Первым  

        собрать всех музыкантов. Слушать внимательно звучание

        инструментов, не мешать отвечать друг другу.

        Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими      

        инструментами.

                                                2.МОРЕ

     

      Программное содержание: (средний возраст)  Развивать у детей    

      представление об изобразительных возможностях  музыки, ее

      способности отражать явления окружающей природы.

      (старший возраст) Закреплять умение различать динамические

      оттенки  в музыке: тихо(р), громко (  ), не слишком громко (    ), очень    

      громко (     )   и т.д. Через умение соотносить музыкальный и    

      художественный  

      образы, развивать воображение, умение представить картины

      реальной действительности, переданные с помощью средств  

      музыкальной выразительности.

     

     Материал: 3 карточки:1 спокойное море, слегка взволнованное, 3    

      бурное.

     

    Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова,  

      дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог

      обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину

      моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное,

      то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью  

      карточек  показывает изменение характера музыки на протяжении  

      всей пьесы.

     

      Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не

      подсказывать другим.

     

      Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать

      соответствующее  ей изображение.

     

      Игровая цель: Угадать первым.

                                                                (на трезвучии).

               4.МУЗЫКАЛЬНОЕ   ЛОТО

      Программное содержание: Учить детей различать форму    

      музыкального произведения ( запев и припев в песне), передавать

      структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде

      условного изображения.

     

      Материал: карточки: разноцветные круги, однотонные квадраты по

      3 штуки каждой.

      Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку

      выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев

      песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют,

      правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам

      выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и

      просит детей исполнить песни, соответствующие изображению.

       

                  6.ТИХО – ГРОМКО

    Программное содержание: Закреплять умение детей в

     различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко (   ),

    не слишком громко: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение

    детей в различении оттенков музыки : тихо (р), громко (  ),

     не слишком громко (  ).

     Материал: Карточки - старший возраст: голубой – синий –

    темно - синий, розовый – красный – бордовый, бледно –

    желтый – оранжевый – коричневый; средний возраст:

    голубой – синий, розовый – красный, желтый – коричневый.

         

          Ход игры: Детям  раздают  игровые  полотна с карточками  

          одного цвета, но разной  насыщенности  тона, объясняя, что

          голубой  цвет соответствует  тихой  музыке, темно-синий –

          громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог  исполняет    

          песню с чередование динамических оттенков. Детям

          предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую

          по цвету динамическому оттенку музыки.

                           Рекомендуемые цветовые сочетания:

         Для старших групп:                                          для младших  групп:

         Голубой – синий - темно-синий                           голубой – синий

         Розовый – красный – бордовый                          розовый – красный

         Бледно-желтый – оранжевый – коричневый      желтый – коричневый

        - По-разному музыка может звучать.

    Оттенки ее научись различать.

    Громко и тихо я буду напевать,

    Слушать внимательно, чтоб отгадать.

    Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.

    Игровая цель: Угадать первым.

    8.ВЫЛОЖИ МЕЛОДИЮ

        Программное содержание: средний возраст: развивать    

        ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического  

        рисунка мелодии.

        Материал: цветочки разного размера и цвета.  

        Геометрические фигуры (напр. квадраты и овалы)

        Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным    

        ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем

        он показывает детям как можно условно изобразить ритмический    

        рисунок  с использованием квадратов, обозначающих долгие

        звуки. В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и    

        предлагает им  выложить их ритмический рисунок. И наоборот

        просит детей  вспомнить песню по предложенному педагогом  

        условному  изображению ритмического рисунка мелодии.

    9.Какая посуда убежала от Федоры

            Цель: формировать обобщающее понятие «посуда» знания о      

                   предметах  посуды..

            Ход игры: Педагог читает стихотворение  один реб. выкладывает  

           на фл – фе, другие поднимают соответствующие тексту карточки.

           «Вот и чайник за кофейником бежит, тараторит, тараторит,    

           дребезжит.

           И помчались по улице ножи.

           Эй, держи – 3р.

           А за ними блюдца, прыгают, несутся.

           И бренчит сковорода

           Вы куда – 3 р.

           А за нею вилки, чашки да ложки скачут по дорожке!

    ИГРЫ ДЛЯ ФЛАНЕЛЕГРАФА


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).

    ТЕМА: «Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).   ЦЕЛИ: - активизация предметного словаря по теме; ...

    Сказка на фланелеграфе.

    Петушок с семьей, сказка на фланелеграфе(по мотивам сказки К.Чуковского "Цыпленок")...

    Использование фланелеграфа в учебном процессе

    Основная ценность работы с фланелеграфом заключается не в том, чтобы как можно быстрее выставить детали на экран, а в том, чтобы понять суть процессов, происходящих в природе. Поэтому надо заранее ост...

    Эстетическое воспитание дошкольников. Фланелеграф показвыают дети.

    В статье рассказвается о пользе фланелеграфа на занятиях по театрельной деятельности и досугах ....

    Опыт использование фланелеграфа в работе воспитателя: «Игра-изображение»

    Использование фланелеграфа вовторой младшей группе....


     

    Комментарии

    Игры очень понравились, спасибо большое, возьму себе на заметку!