Картотека игр для фланелеграфа
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
1.ЛЕСЕНКА
Программное содержание:1. Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки. 2. Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию. Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки. Материал: лесенка девочка мишка зайка бабушка. Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленькая девочка и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты. Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим.
Игровые действия: Показ рукой.
Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.
Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее. Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3. Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек: -До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду, соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду.
3.КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК? Программное содержание: (СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ) Развивать у детей представление о регистрах ( высоком, среднем, низком ).
Материал: карточки: колобок на пеньке, лиса, заяц, мишка.
Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей ( волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку
Программное содержание: (СТАРШИЙ ВОЗРАСТ) Развивать музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.
Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.
Игровая цель: Угадать первым. 5.СОЛНЫШКО И ТУЧКА
Программное содержание: (младший возраст) Развивать у детей представление о различном характере музыки ( веселая, спокойная, грустная).
Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям выбрать карточку соответствующую по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии. Материал: карточки: солнышко, тучка, солнышко за тучкой. Программное содержание: (старший возраст) Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.
Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.
Игровая цель: Угадать первым. 7.УЗНАЙ, КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов: развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до- ля-фа. Материал: музыкальные инструменты. Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку: средний возраст: старший возраст: -Музыкальных инструментов Музыкальных инструментов Знаем мы, ребята, три. Знаем мы, ребята, пять. А какой сейчас сыграет, А какой сейчас сыграет, Ну-ка быстро говори. Ты попробуй отгадай. Музыкальных инструментов Знаем мы, ребята, семь. А какой сейчас сыграет Отгадаем дружно все Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать. Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.
Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение. Первым собрать всех музыкантов. Слушать внимательно звучание инструментов, не мешать отвечать друг другу. Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими инструментами. | 2.МОРЕ
Программное содержание: (средний возраст) Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы. (старший возраст) Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо(р), громко ( ), не слишком громко ( ), очень громко ( ) и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности.
Материал: 3 карточки:1 спокойное море, слегка взволнованное, 3 бурное.
Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.
Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.
Игровая цель: Угадать первым. (на трезвучии). 4.МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО Программное содержание: Учить детей различать форму музыкального произведения ( запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.
Материал: карточки: разноцветные круги, однотонные квадраты по 3 штуки каждой. Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и просит детей исполнить песни, соответствующие изображению.
6.ТИХО – ГРОМКО Программное содержание: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко ( ), не слишком громко: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки : тихо (р), громко ( ), не слишком громко ( ). Материал: Карточки - старший возраст: голубой – синий – темно - синий, розовый – красный – бордовый, бледно – желтый – оранжевый – коричневый; средний возраст: голубой – синий, розовый – красный, желтый – коричневый.
Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно-синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередование динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки. Рекомендуемые цветовые сочетания: Для старших групп: для младших групп: Голубой – синий - темно-синий голубой – синий Розовый – красный – бордовый розовый – красный Бледно-желтый – оранжевый – коричневый желтый – коричневый - По-разному музыка может звучать. Оттенки ее научись различать. Громко и тихо я буду напевать, Слушать внимательно, чтоб отгадать. Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон. Игровая цель: Угадать первым. 8.ВЫЛОЖИ МЕЛОДИЮ Программное содержание: средний возраст: развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии. Материал: цветочки разного размера и цвета. Геометрические фигуры (напр. квадраты и овалы) Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки. В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии. |
9.Какая посуда убежала от Федоры Цель: формировать обобщающее понятие «посуда» знания о предметах посуды.. Ход игры: Педагог читает стихотворение один реб. выкладывает на фл – фе, другие поднимают соответствующие тексту карточки. «Вот и чайник за кофейником бежит, тараторит, тараторит, дребезжит. И помчались по улице ножи. Эй, держи – 3р. А за ними блюдца, прыгают, несутся. И бренчит сковорода Вы куда – 3 р. А за нею вилки, чашки да ложки скачут по дорожке! | ИГРЫ ДЛЯ ФЛАНЕЛЕГРАФА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар ППО для педагогов ВОУ. Моделирование на фланелеграфе. Занятие на тему: "Что будет, если из леса исчезнут птицы?"
(из личного опыта, используя подручный материал)...
«Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).
ТЕМА: «Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа). ЦЕЛИ: - активизация предметного словаря по теме; ...
Сказка на фланелеграфе.
Петушок с семьей, сказка на фланелеграфе(по мотивам сказки К.Чуковского "Цыпленок")...
Использование фланелеграфа в учебном процессе
Основная ценность работы с фланелеграфом заключается не в том, чтобы как можно быстрее выставить детали на экран, а в том, чтобы понять суть процессов, происходящих в природе. Поэтому надо заранее ост...
Эстетическое воспитание дошкольников. Фланелеграф показвыают дети.
В статье рассказвается о пользе фланелеграфа на занятиях по театрельной деятельности и досугах ....
Картотека игр на фланелеграфе
картотека...
картотека игр на фланелеграфе
Надеюсь, что данный материал будет полезен коллегам...
Комментарии
Картотека игр для фланелеграфа
Игры очень понравились, спасибо большое, возьму себе на заметку!