Семинар-практикум "Играем в театр"
материал

В ходе семинара-практикума педагоги ещё раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_igraem_v_teatr.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Играем в театр»

Подготовила: Нестеренко Наталья Игоревна,

Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №1

Цель: Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.

Задачи:

1. Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.

2.Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

3. Закрепить знания о способах организации и педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.

4. Развивать творчество и фантазию воспитателей в процессе изготовления различных видов театра.

Предварительная работа

1. Презентация «Такой разный театр».

2. Подборка заданий для педагогов по данной теме.

3.Домашнее задание педагогам: объединившись в команды по каждому возрасту (младший, средний, старший, подготовительный к школе) представить одну театрализованную игру на семинаре-практикуме.

4. Подготовить материал для выполнения педагогами творческого задания.

План семинара-практикума

1. Значение театрализованных игр в развитии дошкольников.

2. Выполнение упражнений педагогами по теме семинара-практикума.

3. Задачи по развитию театрализованной деятельности в каждой возрастной группе и особенности педагогического руководства театрализованной игрой.

4. Виды театрализованных игр.

5.Творческое задание «Изготовление различных видов театра для театрализованных игр».

6. Домашнее задание «Играем в театр» (Показ театрализованной игры).

7. Подведение итогов семинара-практикума.

Материал и оборудование: Ноутбук, экран, проектор.

Ножницы, клей, фломастеры, картинки, пластиковые тарелки, ложки, стаканчики, смайлики.

Ход семинара-практикума:

1. Значение театрализованных игр в развитии дошкольников. 

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.

«Театр – это волшебная страна, в которой ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы С. И. Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом.

Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. 

Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения, приемлемый по ФГОС ДО: учить играя. Театр был и остаётся действенным помощником в нравственном и эстетическом воспитании. Хороший мудрый спектакль даёт очень много и уму, и душе маленького зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Непосредственное участие в театральной постановке развивает маленького актера интеллектуально, творчески, духовно и физически. Заучивание текста роли – развивает память. Сценическое движение учит управлять своим телом. Взаимодействие с партнерами в спектакле – это особый опыт общения, формирования умения контактировать и работать с людьми. Необходимость действовать на публике приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает.

Театр – это игра, а игра – стихия ребёнка.

2. Игры и упражнения по театрализованной деятельности в ДОУ

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития. Сейчас предлагаю вам поиграть. Начнем с творческих игр и упражнений, которые способствуют пополнению словарного запаса у детей, развитию мелкой моторики, воображения и фантазии, умения вести диалог с партнёром. Выполнение таких упражнений приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями и способами их вербального (с помощью слов) и невербального (с помощью мимики, жестов, пластики) выражения.

Задание для педагогов подготовительных к школе групп (повторить 3 раза скороговорку)

  1. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка, чертили чёрными чернилами чертёж.
  2. Во дворе трава на траве дрова.
  3. Шла Маша по шоссе и сосала сушку.
  4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  5. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.

Задание для педагогов старших групп (им предлагаются карточки, на которых нарисованы эмоции (страх, радость, печаль, удивление, злость), каждый должен произнести фразу «К нам придут гости» с соответствующей интонацией и мимикой).

Задание для педагогов средних групп (прочитать любое детское стихотворение, как будто сильно мерзнешь, и прочитать стихотворение, как будто тебе очень жарко).

Задание для педагогов младших групп (исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица Козы, то от лица Волка:

 

Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отворитеся,

Ваша мать пришла, молочка принесла.)

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только речь, психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, создаёт условия для социализации, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в соответствии с ФГОС ДО:
• в непрерывную образовательную деятельность;

• в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;

 в самостоятельную деятельность детей;

В ФГОС ДО выделены образовательные области, призванные обеспечить разностороннее развитие дошкольников: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы можем решать целый комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие:

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
• воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

Познавательное развитие:
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации)
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие:
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
• овладение выразительными средствами общения: вербальными, т.е. словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно-эстетическое развитие:
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.

3. Задачи по развитию театрализованной деятельности в каждой возрастной группе и особенности педагогического руководства театрализованной игрой.

В младшем дошкольном возрасте.

Необходимо формировать интерес детей к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребёнку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать их желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребёнок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

В среднем дошкольном возрасте.

Происходит углубление интереса к театрализованным играм.

В возрасте 4-5 лет ребёнок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребёнок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

В старшем дошкольном возрасте.

Формируется углубление театрально-игрового опыта за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценировками, становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счёт марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

4. Виды театрализованных игр.

Давайте с вами вспомним, на какие две основные группы делятся театрализованные игры?

(По мнению многих авторов, театрализованные игры делятся на режиссерские игры и игры-драматизации)

Чем отличается режиссерская игра от игры-драматизации?

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр).

К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка). В играх-драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Организация игровой среды и оформление театральных зон в каждой возрастной группе важное условие для поддержания интереса детей к театрализованной деятельности. При подборе оборудования, пособий и материалов в каждой возрастной группе необходимо учитывать круг детских представлений, знаний и интересов. Пополнение материала должно быть не случайным, оно должно затрагивать все стороны воспитательного процесса ДОУ.

Условно театральное оборудование можно разделить:

Театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи);

Дополнительный реквизит (плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавески и т.д.);

Декорации (плоскостные, объемные, нарисованные, сконструированные);

Элементы костюмов (шапочки, манишки, курточки, манжеты);

Информационный материал (афиши, объявления, пригласительные билеты);

Специальная мебель для обустройства театральных зон

Требование к оборудованию:

  • Соответствовать возрастным особенностям детей
  • Быть прочным, безопасным, гигиеничным
  • Быть привлекательным и эстетичным
  • Простым по устройству
  • Подвижным и легко передвигающимся

Для организации театрализованной деятельности необходимы различные виды театра:

настольный: бумажный (конусный, из коробок и тп), из природного материала, театр кукол, деревянный, на спичечном коробке, из CD дисков, оригами и т.п.

стендовый, к нему относятся: теневой, на фланели, магнитный

верховой: би-ба-бо, фигурка на палочке, на прищепке, куклы на гапите, театр ложек.

наручный: пальчиковый (бумажный, вязанный и т.п.), наручный.

напольный: куклы марионетки

театр живой куклы: театр масок, театр кукол-великанов, шагающий театр.

Презентация «Такой разный театр»

5. Творческое задание «Изготовление разных видов театра».

Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребёнка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребёнка главное – получить радость от общения с взрослыми, сверстниками.

И сегодня мы с вами, уважаемые коллеги, превратимся в волшебников и попробуем создать разные виды театров для дошкольников. Предлагаю вам окунуться в мир детства, проявить своё творчество и фантазию. Ведь только творческий педагог может воспитать творческую личность!

- педагоги подготовительной  к школе группы – конусный театр;

- педагоги старшей группы – театр ложек;

- педагоги средней группы – театр тарелочек;

- педагоги младшей группы – театр стаканчиков.

6. Домашнее задание «Играем в театр»

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. И сейчас мы с вами, уважаемые педагоги проявим своё творчество и фантазию, превратимся на миг в маленьких детей и поиграем в разные театрализованные игры, которые вы заранее приготовили.

(Педагоги каждой группы предлагают для проигрывания одну театрализованную игру в соответствии с возрастом своих детей).

7. Подведение итогов семинара.

Уважаемые педагоги! Разрешите поблагодарить вас за активное участие, за вашу фантазию и творчество, которое вы проявили. В ходе нашего семинара-практикума мы ещё раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребёнка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познаёт, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию. «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…» Б. М. Теплов.

Заключительная часть: Рефлексия

И в заключение, попрошу вас, нарисуйте на смайлике-маске вашу эмоцию после сегодняшнего мероприятия.

Литература:

1. ФГОС ДО

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009

3. Антипина Е. А. Кукольный театр в детском саду. Сфера, 2010

4. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1. От игры до спектакля: СПб: ЛОИРО, 2002

5. Буренина А.И., Родина М.И. Кукляндия. – СПб: РЖ «Музыкальная палитра», 2008

6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...

Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""

КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок                  ...