Мастер-класс для молодых специалистов и воспитателей ДОУ «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»
консультация

Мастер-класс  для  молодых специалистов и воспитателей ДОУ

«Использование здоровьесберегающих технологий

 на музыкальных занятиях»

 

Цель по ФГОС: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и эмоционального благополучия.

Задачи:

  • Расширить знания о ЗОЖ, овладевать основами гигиенической и двигательной культуры;
  • Повышать адаптивные возможности детского организма  с помощью оздоровительных  упражнений;
  • Развивать познавательно –исследовательскую деятельность;
  • Развивать коммуникативные навыки и речь с помощью артикуляционной гимнастики;

 

Актуальность:

На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для ребенка.

Например: начинать музыкальное занятие нужно с жизнеутверждающей валеологической попевки («Доброе утро!», «Здравствуйте!»). Слушание и разучивание текстов песен размежевать с игровым массажем, пальчиковой игрой. Перед пением заниматься дыхательными упражнениям, артикуляционной гимнастикой, упражнениями для горла с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать игрой в оркестре, а танцевальную импровизацию совместить в музыкотерапией.

           От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность.

 

К элементам здоровьесбережения относятся такие виды деятельности:

• Психогимнастические упражнения;

• Валеологические песенки-распевки;

• Дыхательная и артикуляционная гимнастика;

• Фонопедические упражнения;

• Пальчиковые игры;

• Игровой массаж;

• Речевые игры с движениями (логоритмика)

• Музыкотерапия;

• Ритмопластика;

Музыкальный руководитель:

(Предлагаю всем слушателям принять участие в практических действиях)

1. Психогимнастические упражнения - используются в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад (в зависимости от их настроения) и в конце занятия – упражнения на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу после  игр.

                              Упражнение «Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу.

Ведущий:

 «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите вообра жаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

                             Упражнение «Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

Все играющие стоят или сидят в кругу.

Ведущий:

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

                             Упражнение «Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

Ведущий: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».

Рекомендации: Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глаза ми пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

2. Валеологические песенки-распевки

Цель распевания: подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. В практике моей работы песни - распевки имеют здоровьесберегающую направленность.

Задачи:

  • предупреждать заболевания верхних дыхательных путей,
  • укреплять хрупкие голосовые связки детей,
  • подготовить их к пению.

Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.

(Предлагаю слушателям образовать круг)

-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)

И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (по тексту)

Носик и щёчки,

Будем мы красивыми, ("фонарики")

Как в лесу цветочки.

Ушки мы теперь потрём (по тексту)

И здоровье сбережём

Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)

Будьте все здоровы.

-Вот мы и зарядились позитивными эмоциями.

3. Игровой массаж

Цель: обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.

             Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку.

При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.).

Весёлая потешка для массажа «Две тетери»

Как на нашем – разводят руки в стороны

На лугу, на лугу

Стоит миска творогу.

Прилетели две тетери, - машут руками.

Поклевали,  - щиплют двумя пальцами.

Улетели.  -  гладим  животик по часовой стрелке.

 

Потешка «Били лён» «Бегают» пальчиками по телу.

(Дети стоят «паровозиком»).

Били лён, били,

Топили, топили,

Колотили, колотили,

мяли, мяли.

Трепали, трепали,

белы скатерти ткали,

На столы накрывали. Стучат друг другу кулачками по спине.

Растирают ладонями.

Шлёпают ладошками.

Разминают пальцами.

Трясут за плечи. - «Чертят» по спине рёбрами ладоней.

Поглаживают ладонями.

Потешка «Зайка»

Зайка белый прибежал -дети легко постукивают пальчиками по ступням ног.

И по снегу прыгал стал.

Прыг-скок, прыг – скок!

Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пенек, - дети шлепают ладошками по коленям

В барабан он громко бьет:

Бум-бум-тра-та-та!

Зимой погода – красота!

А в лесу такой мороз!

Зайка наш совсем замерз. – дети хлопают ладошками по плечам.

Лапками – хлоп-хлоп! - хлопки в ладоши

Ножками – топ-топ! - топают

Носик – трет – трет – трет, - поглаживают крылья носа

Ушки мнет-мнет-мнет. – пощипывают ушки.

Прыгай выше, зайка, - легкие прыжки.

Зайка - попрыгайка.

4. Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

• Активный громкий короткий вдох - через нос

   Пассивный свободный выдох - через рот, нос.

Можно сочетать дыхательную гимнастику со словами:

Вот наши ладошки (показывают)

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем, (сжимают ладошки)

Носом правильно вдыхаем, (вдох)

Как ладошки разжимаем, (ладошки разжимают)

То свободно выдыхаем. (выдох)

Цветок.

Дети присоединяют ладони друг к другу, чуть раскрывая пальцы – «цветок»

«Цветок» - сделать вдох носом («понюхать цветок», задержать дыхание, плавно выдохнуть ртом через маленькую щелку («подуть на цветок»)

«Пыльца» - сделать короткий вздох, задержать дыхание, затем сделать легкий короткий выдох («сдуть с цветка пыльцу»)

«Подуем на каждый лепесток» - сделать короткий вдох, задержать дыхание, сделать пять коротких выдохов на пальцы правой руки («подуть на каждый лепесток», затем снова сделать вдох и пять коротких выдохов – на этот раз на пальцы левой руки.

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики:

-обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому; выработку контроля за положением рта.

В артикуляционную гимнастику входит:

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);

«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);

«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);

«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);

«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);

«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);

«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

«Улыбка» (улыбнуться).

В игре ребёнок самоутверждается, как личность, у него развивается фантазия, дети в игре решают сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.

5. Логоритмика (речевые игры с движением) метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом, движением и музыкой.

Упр –е «Пограничники»

Ведущий: Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! -Имитировать игру на горне, поворачивая туловище вправо-влево.

По порядку стройся в ряд, - ходьба на месте.

Пограничников отряд.

Левая, правая, -  топнуть сначала левой ногой, потом правой.

Бегая,   - бег на месте.

Плавая, - имитация «брасса» в наклоне прогнувшись.

Мы растем смелыми, - встать на носки, руки вверх.

На солнце загорелыми. - стойка, руки за голову.

Ноги наши быстрые, - поднимание согнутых ног вперед.

Метки наши выстрелы, - рывки руками.

Крепки наши мускулы - сгибание рук к плечам.

И глаза не тусклые.

Кто шагает дружно в ногу? - Ходьба на месте.

Пограничникам дорогу!

6. Пальчиковые игры:

Эти игры развивают речь, чувство ритма, мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика. «Защитники Отечества»

Ведущий:

Бойцы-молодцы

Пальцы эти — все бойцы, - Показать раскрытые ладони.

Удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два — гвардейца-храбреца,

Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.

Два — сметливых молодца.

Два — героя безымянных.

Но в работе очень рьяных!

Два — мизинца-коротышки —

Очень славные мальчишки!)

Пальчиковая гимнастика «Наша армия»

Аты – баты! Аты – баты! - поочередно шагают указательным

и средним пальцами то правой, то левой руки

На парад идут солдаты.

Вот идут танкисты,

потом артиллеристы,

А потом пехота

Рота за ротой.  - по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальц.)

7. Ритмопластика.

Цель: психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

 Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Танец «Мишка»

8. Музыкотерапия.

Песня с движениями «Колыбельная»(1,2-я младшие группы)

Использую в играх-драматизациях и как заключительное упражнение на релаксацию.

Ой, люли-люшенки, - кладут руку на руку

Баиньки-баюшеньки. - и покачивают ими.

Сладко спи по ночам

Да расти по часам. - Поднимают руки вверх.

Музыкальный руководитель:

Спит малыш. Свернулся клубочком кот и тоже задремал. И мы с вами отдохнем. Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной. Потом садятся, потягиваются, встают и спокойно выходят из зала.

Использование здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от темы занятий.

1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка - пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика)Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Как можно использовать здоровьесберегающие технологии в других видах?

(Кружковая деятельность, праздники и развлечения, индивидуальная работа.)

 

Уважаемые коллеги, в ходе нашей работы произошла взаимоучеба. Надеюсь, вам пригодятся в работе новые приемы с использованием здоровьесберегающих технологий. Пусть у вас и ваших воспитанников будет крепкое здоровье и хорошее настроение. Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master2.docx52.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс  для  молодых специалистов и воспитателей ДОУ

«Использование здоровьесберегающих технологий

 на музыкальных занятиях»

Цель по ФГОС: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и эмоционального благополучия.

Задачи:

  • Расширить знания о ЗОЖ, овладевать основами гигиенической и двигательной культуры;
  • Повышать адаптивные возможности детского организма  с помощью оздоровительных  упражнений;
  • Развивать познавательно –исследовательскую деятельность;
  • Развивать коммуникативные навыки и речь с помощью артикуляционной гимнастики;

Актуальность:

На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для ребенка.

Например: начинать музыкальное занятие нужно с жизнеутверждающей валеологической попевки («Доброе утро!», «Здравствуйте!»). Слушание и разучивание текстов песен размежевать с игровым массажем, пальчиковой игрой. Перед пением заниматься дыхательными упражнениям, артикуляционной гимнастикой, упражнениями для горла с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать игрой в оркестре, а танцевальную импровизацию совместить в музыкотерапией.

           От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность.

К элементам здоровьесбережения относятся такие виды деятельности:

• Психогимнастические упражнения;

• Валеологические песенки-распевки;

• Дыхательная и артикуляционная гимнастика;

• Фонопедические упражнения;

• Пальчиковые игры;

• Игровой массаж;

• Речевые игры с движениями (логоритмика)

• Музыкотерапия;

• Ритмопластика;

Музыкальный руководитель:

(Предлагаю всем слушателям принять участие в практических действиях)

1. Психогимнастические упражнения - используются в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад (в зависимости от их настроения) и в конце занятия – упражнения на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу после  игр.

                              Упражнение «Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу.

Ведущий:

 «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите вообра жаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

                             Упражнение «Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

Все играющие стоят или сидят в кругу.

Ведущий:

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

                             Упражнение «Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

Ведущий: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».

Рекомендации: Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глаза ми пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

2. Валеологические песенки-распевки

Цель распевания: подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. В практике моей работы песни - распевки имеют здоровьесберегающую направленность.

Задачи:

  • предупреждать заболевания верхних дыхательных путей,
  • укреплять хрупкие голосовые связки детей,
  • подготовить их к пению.

Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.

(Предлагаю слушателям образовать круг)

-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)

И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (по тексту)

Носик и щёчки,

Будем мы красивыми, ("фонарики")

Как в лесу цветочки.

Ушки мы теперь потрём (по тексту)

И здоровье сбережём

Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)

Будьте все здоровы.

-Вот мы и зарядились позитивными эмоциями.

3. Игровой массаж

Цель: обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.

             Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку.

При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.).

Весёлая потешка для массажа «Две тетери»

Как на нашем – разводят руки в стороны

На лугу, на лугу

Стоит миска творогу.

Прилетели две тетери, - машут руками.

Поклевали,  - щиплют двумя пальцами.

Улетели.  -  гладим  животик по часовой стрелке.

Потешка «Били лён» «Бегают» пальчиками по телу.

(Дети стоят «паровозиком»).

Били лён, били,

Топили, топили,

Колотили, колотили,

мяли, мяли.

Трепали, трепали,

белы скатерти ткали,

На столы накрывали. Стучат друг другу кулачками по спине.

Растирают ладонями.

Шлёпают ладошками.

Разминают пальцами.

Трясут за плечи. - «Чертят» по спине рёбрами ладоней.

Поглаживают ладонями.

Потешка «Зайка»

Зайка белый прибежал -дети легко постукивают пальчиками по ступням ног.

И по снегу прыгал стал.

Прыг-скок, прыг – скок!

Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пенек, - дети шлепают ладошками по коленям

В барабан он громко бьет:

Бум-бум-тра-та-та!

Зимой погода – красота!

А в лесу такой мороз!

Зайка наш совсем замерз. – дети хлопают ладошками по плечам.

Лапками – хлоп-хлоп! - хлопки в ладоши

Ножками – топ-топ! - топают

Носик – трет – трет – трет, - поглаживают крылья носа

Ушки мнет-мнет-мнет. – пощипывают ушки.

Прыгай выше, зайка, - легкие прыжки.

Зайка - попрыгайка.

4. Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

• Активный громкий короткий вдох - через нос

   Пассивный свободный выдох - через рот, нос.

Можно сочетать дыхательную гимнастику со словами:

Вот наши ладошки (показывают)

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем, (сжимают ладошки)

Носом правильно вдыхаем, (вдох)

Как ладошки разжимаем, (ладошки разжимают)

То свободно выдыхаем. (выдох)

Цветок.

Дети присоединяют ладони друг к другу, чуть раскрывая пальцы – «цветок»

«Цветок» - сделать вдох носом («понюхать цветок», задержать дыхание, плавно выдохнуть ртом через маленькую щелку («подуть на цветок»)

«Пыльца» - сделать короткий вздох, задержать дыхание, затем сделать легкий короткий выдох («сдуть с цветка пыльцу»)

«Подуем на каждый лепесток» - сделать короткий вдох, задержать дыхание, сделать пять коротких выдохов на пальцы правой руки («подуть на каждый лепесток», затем снова сделать вдох и пять коротких выдохов – на этот раз на пальцы левой руки.

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики:

-обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому; выработку контроля за положением рта.

В артикуляционную гимнастику входит:

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);

«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);

«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);

«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);

«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);

«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);

«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

«Улыбка» (улыбнуться).

В игре ребёнок самоутверждается, как личность, у него развивается фантазия, дети в игре решают сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.

5. Логоритмика (речевые игры с движением) метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом, движением и музыкой.

Упр –е «Пограничники»

Ведущий: Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! -Имитировать игру на горне, поворачивая туловище вправо-влево.

По порядку стройся в ряд, - ходьба на месте.

Пограничников отряд.

Левая, правая, -  топнуть сначала левой ногой, потом правой.

Бегая,   - бег на месте.

Плавая, - имитация «брасса» в наклоне прогнувшись.

Мы растем смелыми, - встать на носки, руки вверх.

На солнце загорелыми. - стойка, руки за голову.

Ноги наши быстрые, - поднимание согнутых ног вперед.

Метки наши выстрелы, - рывки руками.

Крепки наши мускулы - сгибание рук к плечам.

И глаза не тусклые.

Кто шагает дружно в ногу? - Ходьба на месте.

Пограничникам дорогу!

6. Пальчиковые игры:

Эти игры развивают речь, чувство ритма, мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика. «Защитники Отечества»

Ведущий:

Бойцы-молодцы

Пальцы эти — все бойцы, - Показать раскрытые ладони.

Удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два — гвардейца-храбреца,

Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.

Два — сметливых молодца.

Два — героя безымянных.

Но в работе очень рьяных!

Два — мизинца-коротышки —

Очень славные мальчишки!)

Пальчиковая гимнастика «Наша армия»

Аты – баты! Аты – баты! - поочередно шагают указательным

и средним пальцами то правой, то левой руки

На парад идут солдаты.

Вот идут танкисты,

потом артиллеристы,

А потом пехота

Рота за ротой.  - по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальц.)

7. Ритмопластика. 

Цель: психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

 Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Танец «Мишка»

8. Музыкотерапия.

Песня с движениями «Колыбельная»(1,2-я младшие группы)

Использую в играх-драматизациях и как заключительное упражнение на релаксацию.

Ой, люли-люшенки, - кладут руку на руку

Баиньки-баюшеньки. - и покачивают ими.

Сладко спи по ночам

Да расти по часам. - Поднимают руки вверх.

Музыкальный руководитель:

Спит малыш. Свернулся клубочком кот и тоже задремал. И мы с вами отдохнем. Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной. Потом садятся, потягиваются, встают и спокойно выходят из зала.

Использование здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от темы занятий.

1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка - пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика)Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Как можно использовать здоровьесберегающие технологии в других видах?

(Кружковая деятельность, праздники и развлечения, индивидуальная работа.)

Уважаемые коллеги, в ходе нашей работы произошла взаимоучеба. Надеюсь, вам пригодятся в работе новые приемы с использованием здоровьесберегающих технологий. Пусть у вас и ваших воспитанников будет крепкое здоровье и хорошее настроение. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора на музыкальных занятиях. Консультация для воспитателей.

Дидактическая направленность фольклора. Использование игр, танцев, песен  детского фольклора на музыкальных занятиях детского сада. ...

Семинар для воспитателей ДОУ «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с дошкольниками в процессе реализации ФГОС ДО».

Семинар для воспитателей ДОУ "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с дошкольниками в процессе реализации ФГОС ДО"  Тема выступления: "Утренняя гимнастика на...

Фотоматериалы открытого занятия для воспитателей на тему: " Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре"

12 апреля 2019 г. в ГБОУ Школа №2075 д/о №2,  прошло Открытое занятие для воспитателей " Использование здоровьесберегающих технологий" на занятиях по физической культуре с  подгото...

"Использование логоритмики на музыкальных занятиях» Методическая разработка для воспитателей всех возрастных групп дошкольного возраста

Задача: познакомить участников с методами и прёмами применяемымина муз. зынятиях с использованием логоритмики....

Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателей в использовании здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.

Цель: Способствовать повышению компетенций педагогов в   вопросах  интеграции  художественной  деятельности.Задачи:Расширять знания педагогов о здоровьесберегающих  техно...