Этапы деятельности | Педагог | Дети | Методы, формы, приемы |
| Ребята посмотрите в группе мы сегодня не одни, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. | Здравствуйте. |
|
Организационно- мотивационный этап | (Звучит аудио запись «Шум ветра»). Ой, ребята! Что за шум, что это такое, давайте посмотрим! (появляется муравей на листочки). Да! Это муравей. | Это ветер. Муравей! Муравей! | Метод повышения эмоциональной активности (Игровые и воображаемые ситуации) Вопросы |
| Что случилось? Как вы думаете? Как он к нам попал? | Был сильный ветер, муравей приполз к нам. | Проблемная ситуация |
| Да, может быть. А вы хотите узнать, что могло произойти на самом деле? | Да. |
|
| Давайте посмотрим? (Воспитатель включает фрагмент мультфильма «Муравьишка - хвастунишка»). |
| Наглядный метод: демонстрация мультфильма (использование ИКТ) |
| Ребята, что произошло с муравьем? Как он к нам попал? Как вы считаете это хорошо или плохо, что муравей забрался на березу? Что плохого? Что хорошего? | Наступил вечер, все муравьи спешат вернуться в свои домик муравейник. Только маленький муравей решил забраться на вершину березы. Налетел, ветер сорвал лист березы и унес его далеко от муравейника. Он прилетел на листе березы. | Беседа Игра «Хорошо-плохо» (учить находить в одном и том же, действии плохие и хорошие стороны). |
| Что нам теперь делать? Да мы можем его оставить в д/с, но дома его ждут, переживают. | Оставить в детском саду. | Решение проблемной ситуации. |
| Лес далеко, у него там свой домик? Как он называется? | Отнести в лес, на улицу. Муравейник. |
|
Основной этап – уточнение противоречий, выяснение ресурсной базы с помощью игр, моделирование возможных вариантов решения с помощью приёмов методики ТРИЗ | Ребята давайте мы с вами еще подумаем, как отправить его домой, пусть муравей отдохнет перед обратной дорогой. Ведь был, сильный ветер он долго к нам летел, устал, испугался. | Да, давайте. |
|
А мы с вами поиграем в игру «Теремок – муравейник» | Поиграем. А как? |
|
Послушайте правила игры: Что бы попасть в теремок нужно сказать «тук тук тук кто в теремочке живет»? и описать насекомое, которое у вас на картинке. В «Теремок – муравейник» могут попасть только насекомые. Вам понятны правила. Поиграем. | Да. Понятно. Поиграем. | Игровой метод Объяснени, указание, вопросы. |
Выбирайте картинки (на столе разложены картинки насекомых и других животных, игрушек). |
|
|
Давайте я пойду первая. Послушайте, я опишу муравья. «Тук тук тук кто в теремочке живет»? У муравья, есть голова, грудь, брюшко. На голове у него усики и глаза, есть 3 пары лапок и крылья. У муравья хорошо развиты верхние челюсти, которыми он размельчает пищу и защищается от врагов. Он живет в муравейники, есть все, но особенно любит сладкое. Мне нравится муравей, потому что он очень трудолюбивый. | «Тук тук тук кто в теремочке живет»? Дети описывают насекомых. | Словесные методы: речевой образец |
Теперь вы, подходите по очереди к «Теремку – муравейнику». - Молодец Полина правильно описала бабочку. - Хорошо заходи в «Теремок – муравейник». | Пустишь меня в теремок? | вопросы |
- Саша как ты думаешь, правильно он ответил? - Ребята, помогите, что еще можно рассказать об этом насекомом. | Да (дети дополняют, помогают) |
|
Молодцы хорошо описали насекомых. И все мы с вами в «Теремке – муравейники» | А. что мы будем делать? |
|
Ребята послушайте, как можно другими словами сказать о муравье. Строилище( Что это значит?) - Как ты думаешь Аня? крохотулечка( Что это значит?) трудолюбивчик( Что это значит?) силачище ( Что это значит?) | Значит, он строит. Он маленький. Он трудолюбивый, много работает. Он сильный. |
|
А сейчас послушайте и отгадайте, про какое насекомое я скажу. Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.) - А сейчас посмотрим на экране правильный ответ. Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.) Саша как ты думаешь? А ты Максим? - посмотрим на экране правильный ответ. Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела) - посмотрим на экране правильный ответ. Молодцы! | Бабочка Кузнечик Пчела | загадывание загадок |
А теперь давайте под музыку попархаем как бабочки, попрыгаем как кузнечики, полетаем как пчелки. | Выполняют движения под музыку. | игровой прием — имитация движения |
О ребята! Мы совсем забыли про муравья. Что нам делать? Как его вернуть домой? | На самолете, ракете, машине, птице. |
|
На машине хорошо, но на обычной он будет долго добираться. | На скоростной |
|
Ребята! А давайте мы с вами будем изобретателями (Кто такие изобретатели?) и попробуем изобрести необычный автомобиль. | Давайте. Это тот, кто, изобретает что то - новое. А какой? | Технология ТРИЗ, метод фокальных объектов (МФО) игра «Изобретатели» Метод активизации мышления |
Давайте выберем 2 предмета с помощью картинок. Дети выбирают картинки (мяч, лампочка). Что это? мяч и лампочка. Скажите мяч, какой? Что мяч может делать? Лампочка, какая? Что она делает? А ты Витя как думаешь? А ты Полина? Дети дают определение, а воспитатель записывает слова на листочки. Автомобиль – объект в фокусе. мяч | лампочка | круглый | светящаяся | резиновый, надувной | легкая | летает (если бросить) | электрическая | скачет | освещает | не тонет (плавает) | включается, выключается |
Что у нас получилась? автомобиль – круглый (круглой формы) автомобиль – резиновый (надувной) автомобиль – легкий. Почему? (потому что из резины, надувной) автомобиль – летает, скачет. Значит, он какой? (летающий автомобиль, может перепрыгивать ямы, реки). автомобиль – не тонет, плавает. Почему? (потому что из резины, легкий). автомобиль - светящейся. Значит, что он делает? (светится, освещает дорогу). автомобиль – электрический ( может работать на батарейках). автомобиль - включается, выключается Полученный результат: Круглый надувной автомобиль без колес, который ездит на электрических батареях и может перелетать, перепрыгивать препятствия. Он включается и выключается, светящейся. После использования с автомобиля скачивается воздух и для его хранения нужно совсем немного места. (Результат, разумеется, может быть любой другой, все зависит от фантазии воспитателя и детей). Как мы назовем наше изобретение? «Кругло – мобиль» Для кого мы её изобрели? Ребята, давайте выберем одного художника, он будет рисовать, а мы все помогать. Наш кругло – мобиль готов давайте отправим муравья домой. Попрощайтесь с ним. Н. В. отнесет его на улицу, и он поедет домой. | Круглый, резиновый, легкий и т. д. светящаяся, теплая, включается, выключается. автомобиль – круглый, резиновый, летает, скачет, плавает, светящейся, электрический. электромобиль, кругло – мобиль, «кузнечик». |
|
Заключительный этап | Ребята чем мы сегодня занимались? Что мы делали и для чего? Что изобрели? Что понравилось? | помогали муравью, играли. | вопросы |