Технология ТРИЗ (Воскобович)
план-конспект занятия

Фармонова Екатерина Алексеевна

Конспект ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tirz.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ метода фокальных объектов.

Интеграция образовательных областей: «Познавательно развитие»,  «Речевое  развитие».

Тема: «Муравьиная история»

Возраст: старшая группа дошкольного возраста.

Цель занятия: формирование творческого мышления детей с помощью метода технологи ТРИЗ фокальных объектов.

Задачи занятия:
Образовательные: закрепить знание о насекомых. Развивать творческое мышление, воображение, продолжать учить составлять небольшой описательный рассказ по  картинке. 

Развивающие: развивать, внимание, память,   умение выслушать друг друга.

Воспитательные: воспитывать у детей  умение сопереживать, заботиться, помогать.

Оборудование: телевизор, аудиозапись « шум ветра», фрагмент мультфильма «Муравьишка - хвастунишка», магнитная доска, предметные картинки «насекомые», игрушка муравей,  бумажный  берёзовый листочек.

Этапы деятельности

Педагог

Дети

Методы, формы, приемы

Ребята  посмотрите в группе  мы сегодня  не одни, к нам пришли  гости, давайте поздороваемся.

Здравствуйте.

Организационно- мотивационный этап

(Звучит аудио запись «Шум ветра»).

Ой, ребята! Что за шум,  что это такое, давайте  посмотрим! (появляется муравей на листочки).

Да! Это муравей.

Это ветер.

Муравей! Муравей!

Метод повышения эмоциональной активности (Игровые и воображаемые ситуации)

Вопросы

Что случилось? Как вы думаете? Как он к нам попал?

Был сильный ветер, муравей  приполз  к нам.

Проблемная ситуация

Да,  может  быть. А вы хотите узнать, что могло произойти на самом деле?

Да.

Давайте посмотрим? (Воспитатель включает  фрагмент мультфильма «Муравьишка - хвастунишка»).

Наглядный метод: демонстрация мультфильма (использование ИКТ)

Ребята, что произошло с муравьем?

Как он к нам попал?

Как вы считаете это хорошо или плохо, что муравей забрался на березу?

Что плохого?

Что хорошего?

Наступил вечер, все муравьи спешат  вернуться в свои домик муравейник. Только маленький муравей решил забраться на вершину березы. Налетел, ветер сорвал лист березы и унес его далеко от муравейника.  Он прилетел  на листе березы.

Беседа

Игра «Хорошо-плохо»

(учить находить в одном и том же, действии плохие и хорошие стороны).

Что нам теперь делать?

Да мы можем его оставить в д/с, но дома его ждут, переживают.

Оставить в детском саду.

Решение проблемной ситуации.

Лес далеко, у него там свой домик?

Как он называется?

Отнести в лес, на улицу.

Муравейник.

Основной этап – уточнение противоречий, выяснение ресурсной базы с помощью игр, моделирование возможных вариантов решения с помощью приёмов методики ТРИЗ

Ребята давайте мы с вами еще подумаем, как  отправить его домой,  пусть муравей отдохнет перед обратной дорогой. Ведь был, сильный ветер он долго к нам летел, устал, испугался.

Да, давайте.

А мы с вами поиграем в игру «Теремок – муравейник»

Поиграем.

А как?

Послушайте правила игры: Что бы  попасть в теремок нужно сказать «тук тук тук кто в теремочке живет»? и описать насекомое, которое у вас на картинке. В «Теремок – муравейник» могут попасть только насекомые.

Вам понятны правила.

Поиграем.

Да.

Понятно.

Поиграем.

Игровой метод 

Объяснени, указание, вопросы.

Выбирайте картинки (на столе разложены картинки насекомых и других  животных, игрушек).

Давайте я  пойду первая.

Послушайте, я опишу муравья.

«Тук тук тук кто в теремочке живет»?  У муравья,  есть голова, грудь, брюшко. На голове у  него усики и глаза, есть   3 пары лапок и  крылья. У   муравья  хорошо развиты верхние  челюсти, которыми он размельчает  пищу и защищается от врагов.  Он живет  в муравейники, есть  все, но особенно любит сладкое. Мне нравится муравей, потому что он очень трудолюбивый.

«Тук тук тук кто в теремочке живет»?  

Дети описывают насекомых.

Словесные методы: речевой образец

Теперь вы, подходите по очереди к «Теремку – муравейнику».

- Молодец  Полина правильно описала бабочку.

- Хорошо заходи  в «Теремок – муравейник».

Пустишь меня в теремок?

вопросы

- Саша как ты думаешь, правильно он ответил?

- Ребята, помогите, что еще можно рассказать об этом насекомом.

Да (дети дополняют, помогают)  

Молодцы хорошо описали насекомых. И все мы с вами  в «Теремке  – муравейники»

А. что мы будем делать?

Ребята послушайте, как можно другими словами сказать о муравье.

Строилище( Что это значит?)

- Как ты думаешь Аня?

крохотулечка( Что это значит?)   трудолюбивчик( Что это значит?)   силачище ( Что это значит?)  

Значит, он строит.

Он маленький.

Он трудолюбивый,

много работает.

Он сильный.

А сейчас послушайте и отгадайте, про какое насекомое я скажу.

Кружилочка,  красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)

- А сейчас посмотрим на экране правильный ответ.
Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)

Саша как ты думаешь? А  ты Максим?

-  посмотрим на экране правильный ответ.

Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)

-  посмотрим на экране правильный ответ. Молодцы!

Бабочка

Кузнечик

Пчела

загадывание загадок

А теперь давайте  под музыку попархаем как бабочки, попрыгаем  как кузнечики, полетаем как пчелки.

Выполняют движения под музыку.

игровой прием  — имитация  движения

О ребята! Мы совсем забыли про муравья.

Что нам делать? Как его вернуть домой?

На самолете, ракете, машине, птице.

 На машине хорошо, но на  обычной  он  будет долго добираться.

На скоростной

Ребята! А давайте мы с вами будем изобретателями (Кто такие изобретатели?)  и  попробуем изобрести необычный автомобиль.

Давайте.

Это тот,  кто,  изобретает что то  - новое.

А какой?

Технология ТРИЗ, метод фокальных объектов (МФО)

игра «Изобретатели»

Метод активизации мышления

Давайте  выберем  2 предмета  с помощью   картинок. Дети выбирают картинки (мяч, лампочка).

Что это? мяч и лампочка.

 Скажите  мяч, какой? Что мяч может делать?

 Лампочка, какая? Что она  делает?

А ты Витя как думаешь? А ты  Полина?
Дети дают определение, а воспитатель записывает слова на  листочки. 

Автомобиль  – объект в фокусе.

мяч  

    лампочка

круглый

светящаяся

резиновый, надувной

легкая

летает (если бросить)

электрическая

скачет

освещает

не тонет (плавает)

включается, выключается

Что  у нас получилась?

автомобиль – круглый (круглой формы)

автомобиль – резиновый (надувной)

 автомобиль – легкий. Почему? (потому что из резины, надувной)

 автомобиль – летает, скачет. Значит, он какой? (летающий автомобиль, может перепрыгивать ямы, реки).

 автомобиль – не тонет, плавает. Почему? (потому что из резины, легкий).

автомобиль -  светящейся. Значит, что он делает? (светится, освещает дорогу).

автомобиль – электрический ( может работать на  батарейках).

автомобиль - включается, выключается

Полученный результат: Круглый  надувной автомобиль без колес, который ездит на электрических батареях и может перелетать, перепрыгивать  препятствия.  Он включается и выключается, светящейся. После использования с автомобиля скачивается воздух и для его хранения нужно совсем немного места.

(Результат, разумеется, может быть любой другой, все зависит  от фантазии  воспитателя  и   детей).

Как мы назовем наше изобретение?

«Кругло – мобиль»

Для кого мы её изобрели?

Ребята, давайте выберем  одного художника, он будет рисовать, а мы все помогать.

Наш кругло – мобиль  готов  давайте отправим муравья     домой. Попрощайтесь с ним. Н. В. отнесет его на улицу, и он  поедет  домой.

Круглый, резиновый, легкий и т. д.

светящаяся, теплая, включается, выключается.

автомобиль – круглый, резиновый, летает, скачет, плавает, светящейся, электрический.

электромобиль, кругло – мобиль, «кузнечик».

Заключительный этап

Ребята чем мы сегодня занимались? Что мы делали и для чего? Что изобрели?  Что понравилось?

помогали муравью, играли.

вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...

Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»

Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

Игра по Лего-конструированию со слабовидящими детьми с использованием Сингапурской технологии, ТРИЗ-технологии и развивающих игр Воскобовича «Построим ракеты для жителей другой планеты"

Актуальность LEGO- технологии  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:-является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образова...