"Наш дружный Южный Урал"
план-конспект занятия (старшая группа)

 Досуг в старшей группе с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наша дружный Южный Урал»

                                         Развлечение с родителями и детьми

                                                                         Воспитатель:  Ширяева Л.А

                                                                                                                     

«Наш дружный Южный Урал»

Цель: развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов.

Задачи:

  • расширять знания о культурах разных народов, их национальной кухне, одежде, народных подвижных играх;
  • формировать чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющие  народы России;
  • воспитывать  уважение к людям разных национальностей.

В музыкальном зале  расставлены столы, на которых расположены поделки, угощения  национальной кухни.  На экране иллюстрации народов России и  Южного Урала. Две семьи одеты в национальные костюмы башкир и русских.

Дети заходят в зал под песню « С чего начинается Родина?

(музыка В.Баснера, слова М.Матусовского)

Ребёнок 1 :  Родная земля! 

Холмы, перелески, 
Луга и поля — 
Родная, зелёная, 
Наша земля. 
Земля, где я сделал, 
Свой первый шажок, 
Где вышел когда-то, 
К развилке дорог. 
И понял, что это 
Раздолье полей — 
Частица великой 
Отчизны моей.   (Г. Ладонщиков)

Воспитатель: Ребята, это стихотворение о нашей земле русской, которая зовется Родина?

Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина

– Правильно, это страна, в которой мы живём. Она называется Россия. Но наша страна большая, а есть у каждого человека свой маленький уголок, где он родился и живёт.

– А как называется край, в котором мы живём? ( Южный Урал, Уральский край)

– А мы, его жители? (уральцы)

Воспитатель: Это наша малая Родина.

Стихотворение Л. Татьяничевой «Гордое имя – Урал» (рассказывает ребёнок)

 Ребёнок 2:Найдешь ли прекрасней

Уральского края?

Здесь горные реки

В ущельях играют,

Здесь горы в зеленых

Лохматых уборах,

Прозрачные воды

Шумят на озерах.

Здесь золотом, хлебом

Богата земля.

Кругом самоцветы,

Железо, руда.

Живут здесь умельцы-

Мастеровые,

Из камня цветы

Вырезают живые.

Слова здесь не ценят,

А ценят дела,

Чтоб дружбою крепла

Уральцев семья.

Здесь сказы Бажова

Все помнят и знают.

Рябинка листвою тихонько качает.

Любимый Урал!

Недаром ты гордостью Родины стал.

 

Воспитатель: На южном Урале живут и трудятся бок обок, люди разных национальностей.

Звучит  башкирская мелодия.

Чтение стихотворения

Ребёнок 3:

 Взгляни на глобус. Вот он шар земной

 На нем Башкирия с березовой листок величиной

 Всего лишь на всего

 Не больше обыкновенного листка

 Береза же — великая Россия

 Так зелена, так высока.

 Мустай Карим «О Березовом листе».

  Моң шишмәһе һандуғастай йырсы ла һин,

 Һығылма бил тал сыбыҡтай нәфис тә һин,

 Аллы-гөллө гөл-сәскәләй наҙлы ла һин,

 Эй, илһамлы, эй, хөрмәтле башҡорт теле!

 Зайнаб Биишева « БАШҠОРТ ТЕЛЕ».

Воспитатель: На южном  Урале живут люди разных национальностей. Каждый народ разговаривает на своем языке, носит свою национальную одежду. Издавна башкиры жили на Урале. Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов. А вы знаете почему? Потому что в реках было много рыбы, а возле гор хорошие пастбища, леса были богаты ягодами, грибами и медом диких пчел. Башкиры были хорошими скотоводами, рыболовами, охотниками, сборщиками меда.

Раньше башкиры были кочевым народом. Им часто приходилось переходить с одного места на другое (кочевать). Кочевали они потому, что табуны коней, стада овец выедали, вытаптывали траву. Их перегоняли на другое, богатое травой пастбище. Поэтому башкирам жить приходилось во временных жилищах (юртах, шалашах).(  слайды тексту)

Игра « Юрта» /муз. Гершова

 В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

 Мы веселые ребята,

 Соберемся мы в кружок

 Поиграем, и попляшем,

 И, помчимся на лужок

 На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

Воспитатель: У  башкир существовали свои обычаи, легенды и сказания. Сабантуй -  народный праздник, когда проводится много игр на скорость, ловкость.

Проводится игра «Бой петухов».

В круг  встают два ребенка, на голове у них шапочки петухов. Правила игры: прыгая на одной ноге, необходимо вытолкнуть соперника за пределы обруча. Побеждает то, кто первый отправил своего соперника за круг. Победителю вручается татарское угощение «Чак- чак».  

Воспитатель: Нас много и  все мы живем в нашей большой стране, России, которая тоже славится своей культурой и традициями, праздниками. Звучит русская народная мелодия.

Ребёнок 4:

Россия, Россия, наша страна.

Очень и очень большая она.

Россия, родина, наш дом,

Где вместе с вами мы живем.

Да, в мире много добрых людей,

И они живут среди нас.

И добротой бескорыстной своей

 Помогает нам каждый сейчас. Н. Колобаев.

Под музыку «Во поле береза стояла» Выходят дети Встают в круг Дети исполняют песню «Тень, тень,».

1 ребенок: На Руси люди не только танцевали, водили хороводы, но и играли в народные игры.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое «плетень»? А ну-ка, покажите, как он плетется!

Дети встают в шеренгу, лицом к родителям, и сплетают руки в «плетень».

Воспитатель: А родители смогут сплести «плетень»? Давайте, выходите, свое умение покажите!

Все вместе повторяют игру. Пока играет музыка, все двигаются в разном направлении. Как музыка заканчивается все сплетают руки в «плетень». Чья команда быстрее сплетет плетень (родители или дети).

Русская игра «Плетень»

Надо встать в две шеренги , друг против друга, идти навстречу друг другу под музыку, сделать поклон и пуститься в пояс. С окончанием музыке, каждая шеренга должна занять своё место, и быстро заплести  «плетень»(крест на крест руки)

1 ребенок: Любит русский человек всех гостей к себе позвать, 
Сладким чаем, караваем, пирогами  угощать. 
По русскому обычаю и мы хотим угостить вас.

2 ребенок: Русские люди всегда считались очень гостеприимными и встречали гостей с самоваром и угощениями. А пока мы пели и плясали, самовар давно закипел.

3 ребенок: Наш большущий самовар. Весь горит, как птица-жар.

Кран - верток открывается, Чудо-чай наливается.

Воспитатель: Пришло время и нам отведать столь полезный и ароматный напиток, все вкусности русских и башкир.  Всех приглашаем к самовару!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Бабочки Южного Урала"

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы, включающее в себя 2 части: - проверка усвоенных детьми знаний;                        ...

Дидактическая игра по играм народов Южного Урала.

Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого раннего возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий. В народных подвижных иг...

Материал к консультации для родителей на тему "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"

Консультация для родителей "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"...

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...