Статья "Сенсорное развитие"
статья

Ефименко Валерия Олеговна

Сенсорное развитие играет большую роль в жизни ребенка с раннего детства. Оно основывается на формировании восприятий и представлений о форме, величине, свойствах предметов, цвете, музыкальных звуках, звучании родной речи. При совместной деятельности детей с воспитателями в виде игровых и практических упражнений у певых накапливаются и обобщаются знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_sensornoe_razvitie.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Сенсорное развитие»

        Очень важно организовать жизнь ребенка так, чтобы он под руководством взрослого мог познакомиться с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками, звучанием родной речи.

        В первую очередь у ребенка должны сложиться представления об основных цветах спектра – черном и белом и о пяти формах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), двух разновидностях величины (большой и маленький). Затем постепенно можно переходить к другим цветам и признакам.

        Лучше всего ребенок ребёнок воспринимает и запоминает новые сведения, когда ему удается потрогать, поперекладывать предметы, которые с этими сведениями связаны.

        Сначала нужно научить ребенка соотносить однородные (почти во всем схожие) предметы по одному из признаков, затем – разнородные. После этого предложить ребенку задачи на определение тождества и различия однородных, но разноцветных предметов, покажите, как модно группировать однородные и разнородные объекты по цвету. Также ребенку нужно объяснять и показывать, что предметы бывают твердые, мягкие, хрупкие, прочные и т.д.

        Что лежит в основе сенсорного воспитания:

Основой воспитания сенсорики является совместная деятельность детей с воспитателями. Игровые и практические ситуации позволяют накапливать и обобщать знания.         Практическая деятельность включает в себя следующее:

- Работу с разнообразными материалами;

- Рисование красками, мелками, карандашами;

- Лепку;

- Чтение рассказов и сказок;

- Изучение живописи;

- Конструирование;

- Двигательную активность.

        С самого раннего развития в детском саду проводится диагностика сенсорного развития малышей от 2 до 3 лет. Все исследования проводятся в игровой форме с использованием эталонов. Например, чтобы понять, различает ли малыш понятие величин, ему предлагают простейшую пирамидку.

Узнать, есть ли у ребенка представление о формах, можно с помощью вкладышей Монтессори. Они представляют собой игрушку с отверстиями, в которые нужно вставлять фигуры такой же формы.

        В среднем возрасте у дошкольников в игре появляется ролевое взаимодействие. В процессе игровой деятельности дети начинают осознавать, что все происходит ради смысла игры. Это позволяет активно развивать изобразительную деятельность. Особую роль уделяют рисованию. Оно становится предметным.

Например, ребенок в этом возрасте должен осознавать, что у человека есть глаза, рот, нос, волосы, пальцы, элементы одежды. Происходит усовершенствование изобразительной деятельности.

        С пяти лет начинается самый ответственный возраст перед подготовкой к школе. Дети уже четко знают понятия фигур, цветов, умеют сопоставлять один предмет с другим по свойствам. У них уже накоплен значительный опыт по тактильным ощущениям. В возрасте от 5 до 6 лет дошкольники уже способны играть в интеллектуальные игры. Отлично подходят для этого возраста игры в шахматы, шашки и детское лото. Это не только тренирует внимательность, но и память, логику. Лучше всего с пяти лет делать акцент на коллективные игры, ролевую деятельность.

        Значение сенсорики для развития детей трудно переоценить. От того, как будут даны основы, зависит дальнейшее успешное обучение в школе, социальная адаптация в коллективе. Сенсорное развитие влияет не только на умственные способности, но и на психологический аспект. Важно уделять особое внимание к сенсорному развитию с самого раннего детства, чтобы заложить правильные основы.

Упражнения:

- Упражнение «Нарисуем себя» Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания.

Воспитатель обращает внимание ребенка: «Посмотри на себя в зеркало, потрогай свое отражение». Затем она дает малышу краски и просит нарисовать на стекле себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует глаза, брови, губы и т.д. После этого малыш рассматривает результат без света и при свете.

- Упражнение «Рисуем эмоции» Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.

Воспитатель обращает внимание ребёнка на зеркало и просит его посмотреть и потрогать свое отражение. Затем она показывает веселую улыбку и спрашивает у ребенка, какая это эмоция. Назвав эмоцию, ребенок должен изобразить ее на зеркале красками. В ходе упражнения дети рисуют одну какую-либо эмоцию. Затем следует усложнить задачу — изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние воспитателя.

 - Упражнение «Мишка растерялся» Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет».

Воспитатель обращает внимание малыша на расстроенного Мишку. Обращается к ребенку: «У Мишки все бусинки перемешались, и он не может их рассортировать по цветам. Давай поможем Мишке!». Ребенок сортирует бусинки по цветам, а воспитатель помогает ему, проговаривая их названия. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться.

- Упражнение «Подари мишке бусы» Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет»; развитие мелкой моторики.

Воспитатель обращается к ребенку: «Мишка собрался в гости, а подарка у него нет. Но мы можем помочь ему собрать бусы». Она показывает ребенку, как нанизывать бусинки на нитку, леску (бусы собираются из однородных цветов.)

- Упражнение «Волшебный мешочек» Цель: развитие зрительной памяти, тактильной памяти.

На глазах у ребёнка воспитатель помещает в мешочек различные предметы из сенсорной емкости, называя их свойства. Малыш повторяет тактильные ощущения предметов.  Ребенок достает по одному предмету, на ощупь определяя, что именно он достал. Затем воспитатель просит найти такой же предмет, не подглядывая в мешочек.

- Упражнение «Сравнилки» Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, мышления, памяти.

Воспитатель предлагает ребенку поочередно вспомнить названия своих ощущений. Затем представить, с каким предметом связано каждое ощущение, что или кто обладает такими свойствами (колючие — ежик, спица; мягкие — котенок, рука воспитателя и т.п.).

- Упражнение «Эмоциональный рассказ» Цель: развитие всех сенсорных каналов, эмоционального мира детей.

Воспитатель вместе с ребёнком составляет рассказ с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей. Воспитатель говорит, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа, ассоциируя эмоциональное описание главного героя с характером поверхности предмета.

Например: «Летела злая Баба-Яга» — ребенок выкладывает колючий предмет (ассоциация: колючий — злой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...