Статья "Патриотическое воспитание"
статья (старшая группа)

Тема патриотического воспитания особенно актуальна в наши дни. Ведь в поколении, так называемых «90-х г.» это было упущено как в семьях, так и в школах. А сейчас эти вчерашние дети стали родителями. Как они прививают и прививают ли, вообще чувство патриотизма своим детям, если сами были лишены этого? И нужно ли заниматься этим воспитанием? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

                          Патриотическое воспитание.

Тема патриотического воспитания особенно актуальна в наши дни. Ведь в поколении, так называемых «90-х г.» это было упущено как в семьях, так и в школах. А сейчас эти вчерашние дети стали родителями. Как они прививают и прививают ли, вообще чувство патриотизма своим детям, если сами были лишены этого? И нужно ли заниматься этим воспитанием? И если даже кто-то задумывается над этим вопросом, то и отсутствие методической литературы является большой проблемой. Как в этой непростой ситуации вырастить детей благородными, готовыми к подвигу, патриотами своей страны? И кто будет прививать эти чувства-родители или учителя в школе, а может начинать надо еще с дошкольных учреждений?

Думаю, что нужно начинать планируемую работу по патриотическому воспитанию с младших дошкольников, это даст более высокий результат. Вместе с этим должны быть разработаны комплексные занятия.  И только в этом случае можно рассчитывать на такие результаты как:

-повышение уровня развития у детей познавательных интересов к своему дому, к родной улице, городу, своей стране,

-развития чувства гордости за своих предков, за такую порой трагическую, но вместе с тем и памятную историю нашей страны,

-за желание сохранить в своей памяти, передать следующим поколениям память о великом прошлом своей страны,

-заинтересовать в краеведческой работе,

-желание приумножать великие дела, прославить свою страну,

-гордиться ею и восхищаться,

-любить свою Родину и быть готовым ее защитить!

         В толковом словаре термин «патриот» обозначает человека, который любит свою отчизну, предан своему народу. Формирование патриотизма происходит во время обучения и воспитания детей. Но, конечно, же, очень большое значение имеет и влияние семьи, и других социальных институтов общества. Это и средства массовой информации, общественные и религиозные организации, учреждения культуры и спорта, здравоохранения, военные организации. Патриотизм, его воспитание, является одной из важнейших задач нашего общества, нашего государства. И во времена Великой Отечественной войны он был и щитом и мечем, позволившим сохранить нашу страну независимой, да и просто ее сохранить. Современный мир навязывает нам измененные понятия о верности героическим традициям прошлого, о чувстве долга и чести перед Родиной. В сознании людей появилось негативное отношение к своим же гражданам, проживающим в других регионах страны. Появилось равнодушное отношение к своему отечеству, к своей родине. И это является огромной проблемой для нашей страны в данное время. Как же это случилось, ведь несколько десятилетий назад так актуально эта проблема не звучала. Мне кажется, этому способствовал мощный духовный кризис, связанный с распадом СССР в 1991г. Произошла переоценка ценностей, зачастую связанная с ограничением потребительно -бытовой сферы, приземленностью интересов. Новые условия жизни диктуют необходимость поиска новых форм воспитания. Патриотизм ведь должен быть не только на словах, а прежде всего в поступках, поведении человека. И вспоминаются высказывания В.А. Сухомлинского, что патриотизм-чувство самое стыдливое и деликатное…Что нужно поберечь святые слова, не кричать о любви к Родине на всех перекрестках. А лучше - молча трудиться во имя ее блага и могущества.  В.Г. Белинский также писал, что патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом. И как все великое - начинается с малого. Начинается с семьи, с уважительного отношения друг к другу, к старшим, к своей «малой Родине». По словам Н.А. Некрасова - не может сын смотреть спокойно на беды матери  родной, не станет человек достойный к Отечеству спиной. А ведь это и чистая улица, и чистый двор. Ведь культурный человек не станет мусорить, не будет уничтожать природу, не нахамит прохожему и т.д. И мне кажется, что это и есть задатки патриотизма, если можно так выразиться. Ну а дальше, если правильно развивать эти качества - вырастит человек с уверенной гражданской позицией, взглядами. Для которого понятие «патриотизм» не будет являться просто понятием. Это будет смыслом его жизни. История нашей страны говорит о том, что без патриотизма невозможно создать сильное государство. Патриотическое воспитание всегда будет являться духовным, политическим, экономическим оплотом нашей страны, гарантом ее безопасности. Как писал К.Д.Ушинский, что дело патриотического воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. В нем сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины.  Д.С. Лихачев писал, что мы не выживем физически, если погибнем духовно.

          Нужно вызывать потребность мотивационной реализации патриотического воспитания. Вызвать восторг ее героической историей, мужеством и храбростью ее патриотов. Чтобы ребятам хотелось бы быть похожими на этих героев. Ведь как писал М. Ломоносов, что народ, не знающий своего прошлого, не будет иметь и будущего. И вспоминаются золотые слова А.С. Пушкина о том, что неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А ведь в действительности, когда спрашиваешь у детей о героях, они называют черепашек -ниндзь, человека – паука, бетмана и т.д. А о наших былинных героях они и не слышали. Современные дети не знают и пионеров-героев. А ведь эти маленькие герои были такого же возраста. И они умирали, защищая свою землю. А теперь их имена помнит только старшее поколение. Нужно использовать эмоционально-чувственный компонент патриотизма для создания патриотических взглядов. И очень важно, чтобы дети не просто знали, а пропустили это через себя, свои переживания. Нужно включить в работу дискуссии.  Чтобы дети могли бы обсудить, выразить свои мнения, чтобы начала складываться своя правильная внутренняя позиция. Как нельзя лучше подходят для проявления волевых патриотических качеств и занятия спортом, трудовые поручения, туристическо - краеведческая работа, поисковые экспедиции, встречи с ветеранами, связи с воинскими частями. Вспоминается и опыт по проведению игр- зарниц.

 И если ребенок ярко пережил в детстве эти знания и впечатления, то они навсегда останутся с ним.

И родители, воспитатели и учителя могут и справятся с этими трудными заданиями. Только нужно всем вместе, сообща, помогая друг другу, двигаться к цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...