«Готовность детей к обучению в школе»
материал (подготовительная группа)

Петелина Елена Владимировна

«Готовность детей к обучению в школе»

На сегодня наша  основная  цель - это  повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе.

 

Безусловно,  родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше нужно начинать его  готовить  к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции.

Психологи считают, что также  немаловажным в успешности обучения «первоклашки» является психологический настрой родителей. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка. Результаты предложенного теста дадут Вам ответ на вопрос, готовы ли вы отдать ребенка в школу (Приложение 1).

Компоненты школьной готовности:

    Физическая готовность.

  Физические способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, а также помогают наладить взаимоотношения с товарищами в играх, соревнованиях. Если  ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку, сидя за партой, долгое время работать на уроке из-за быстрой утомляемости.

 Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Хорошо развивают «ручную умелость» рисование карандашом (а не фломастером), кистью и красками, а также лепка, оригами, игры с мелкими предметами (бусинки, пуговицы, крупа, спички, мозаика), различные пальчиковые игры. Существует тесная связь между координацией движений и речью.

Важно, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также скоординированы движения рук и глаз.

Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность.

Чтобы ребенок успешно и безболезненно адаптировался к школьной жизни (а это новая для него роль ученика, и отношения с учителем, и многократно  возросшие нагрузки, и незнакомый детский коллектив), важно не только дать дошколенку необходимый набор базовых знаний, но и помочь ему достичь определённого уровня психологической зрелости.

Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно это обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка в школе и означает, что педагоги детских садов и родители, дети которых идут в школу, должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы у первоклассников были сформированы общие способности и качества личности, необходимые для осуществления принципиально новой для них учебной деятельности.

Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитие пытливости и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простые логические задачи.

 Мотивационная готовность – у ребенка должно быть сформировано желание учиться, сформирована адекватная самооценка (понимать свои удачи и промахи).

Плохо, если ребенок не хочет идти в школу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь». Нередко к этому приводит запугивание школой.

Интеллектуальная готовность. Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных  знаний, в развитии памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения, хорошая развернутая речь.

Вот ряд вопросов, которые помогут понять родителям, насколько широк кругозор его ребенка:

Как называется страна, в которой ты живешь?

Какой город называется столицей России?

В каком городе ты живешь?

Как зовут твою маму?

Кем работает папа?

Кем приходится дедушка твоей маме?

Когда ты родился? Когда у тебя день рождения?

Какое сейчас время года?

Какие летние месяцы ты знаешь?

Какие цветы ты посадил бы в своем саду?

Какие деревья ты знаешь?

Жираф – это дикое или экзотическое животное?

Кабан – это дикое или домашнее животное?

Какие фрукты ты любишь?

Что выращивают на огороде?

Ягоды могут расти в лесу?

 Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий  уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Не торопитесь давать малышу исчерпывающее объяснение по заинтересовавшему его вопросу. Предоставьте дошкольнику возможность самому поразмыслить и сделать «удивительное открытие». Ваша задача не давать готовые ответы, а обращать внимание ребенка на то важное и существенное в наблюдаемом предмете или явлении, что приведет его к верному решению.

Помогает пробудить в малыше любознательность и использование фантастических образов, небылиц, «перевертышей». Ведь повседневно наблюдаемы предметы и явления не вызывают у ребенка интереса. Фантастические образы, рассказы о небывальщине противопоставляются жизненному опыту малыша и дают возможность по-новому взглянуть на привычные вещи, а значит, и возвращают утраченный интерес.

Эмоционально-волевая готовность.

Волевая готовность – умение делать то, что требует педагог, режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.

 Откажется ли ребенок от игры ради выполнения поручения взрослого (дежурство по столовой, помощь маме)? Сможет ли побороть страх и войти в кабинет зубного врача, в темную комнату? Заплачет при ушибе, не сумев преодолеть боль?

Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо». В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины.

Коммуникативная готовность.

Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими, был доброжелателен с другими детьми, взрослыми, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого.

Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Необходимо сформировать умение слышать и слушать своего товарища, говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль.

Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается, прежде всего, личным примером.

Главная задача - учить ребенка общению.

 

Приложение 1

Тест А. Е. Хасанова «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу».

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны с ним, поставьте рядом 1 балл».

Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?

Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?

Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?

Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?

Вы думаете, что дети – «первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?

Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребенку?

Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка?

Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?

Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?

По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?

Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?

Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?

Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?

Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?

Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?

Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу.

5 – 10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас – не быть беспечным и невнимательным.

 

Приложение 2

Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение.

 

 - Экскурсия с ребенком в школу.

 - Рассказы о своих любимых учителях.

 - Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.

-  Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.

- Семейное чтение художественной литературы.

         - Организация книжного уголка для ребенка.

-  Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.

 

Уважаемые родители, у нас с вами осталось совсем немного времени. Давайте воспользуемся им правильно и с пользой!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)

Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе

Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...

Психологические аспекты готовности детей к обучению в школе

В последнее время задача подготовки дошкольников к обучению в школе занимает одно из наиболее важных мест в развитии психологии как  науки. Успешное решение задач развития личности ребенка,...

«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную -  жизнь. При выборе критериев результативности до...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...