Профилактика подросткового суицидального поведения в условиях социально – реабилитационного центра
статья

Съедина Татьяна Николаевна

Любую проблему легче предупредить, чем бороться с её последствиями. Тем более, если это касается жизней детей и подростков. Детский суицид всегда можно предотвратить. Главное вовремя заметить изменения, которые проходят с ребенком. Как правило, это спланированные и продуманные действия. Подростковый возраст очень сложный и непростой. Здесь и непонимание, непринятие точки зрения взрослых; новые эмоции, переживания, связанные с первой влюбленностью; максимализм; переоценка детских ценностей; новые права и обязанности и многое — многое другое… 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tn_sedina_.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика подросткового суицидального поведения в условиях социально – реабилитационного центра

Социальный педагог МБУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области

Т.Н. Съедина

Любую проблему легче предупредить, чем бороться с её последствиями. Тем более, если это касается жизней детей и подростков. Детский суицид всегда можно предотвратить. Главное вовремя заметить изменения, которые проходят с ребенком. Как правило, это спланированные и продуманные действия. Каждый ребенок пытается привлечь внимание родителей, но проблемы детей остаются не замеченными. Многие родители ведут аморальный образ жизни, не работают, употребляют спиртные напитки и забывают о воспитании своих детей. Бывает и так, что родители ссорятся, а у ребенка, воспринимающего себя частью отца и матери, развивается внутренний конфликт. И та агрессия, которая должна направляться на родителей, в итоге обращается на себя. А особенно это касается наших воспитанников, которые часто сталкиваются и попадают в разные сложные жизненные ситуации. Подростки предоставлены сами себе и могут попасть под разное влияние окружающих. Поэтому мы стараемся установить заботливые взаимоотношения с ребенком, быть внимательным слушателями, искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивать о ситуации, которая их тревожит, помогаем определить источник психического дискомфорта, вселить надежду, что все проблемы можно решить конструктивно, помогаем ребенку осознать его личностные ресурсы. Оказываем поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогаем определить перспективу на будущее.

Иногда все может исправиться лишь одним разговором. Подростковый возраст очень сложный и непростой. Здесь и непонимание, непринятие точки зрения взрослых; новые эмоции, переживания, связанные с первой влюбленностью; максимализм; переоценка детских ценностей; новые права и обязанности и многое — многое другое… Хочется привить нашим воспитанникам основные моральные и этические нормы, активную жизненную позицию, любовь к спорту, к искусству, так чтобы это не растерялось, а лишь приумножилось с годами…

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

•        внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

•        правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

•        не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;

•        не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

•        постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

•        не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

•        стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

•        прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";

•        косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";

•        много шутит на тему самоубийства;

•        проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

2. Поведенческие признаки. Подросток может:

•        раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;

•        демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

- в еде - есть слишком мало или слишком много;

- во сне - спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде - стать неряшливым;

- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость;

- находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

•        проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

3. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:

•        социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

•        живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

•        ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

•        предпринимал раньше попытки суицида;

•        имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

•        перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

•        слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

Кроме того, суицидальную планку поднимает и еще одно обстоятельство: отсутствие коммуникативных навыков у современных детей и подростков, неумение общаться, для этого нами была разработана программа «Я и моё окружение», которая направлена на всестороннее развитие и воспитание нравственных качеств и поступков детей школьного возраста. Целью программы является формирование у ребенка способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим людям, обществу, государству, миру в целом.

С. Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» призывал ценить все хорошее, что приобретается в молодые годы и не растрачивать этих богатств. Всё, что впитывается в юности — сохраняются на всю жизнь….

Важно при проведении профилактических действий учитывать, что в понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

 Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно проводить занятия, беседы, игры, тестирование и анкетирование. Нужно научиться переключать психическую энергию подростка с деструктивного на конструктивное направление. Выявить интересы и увлечения подростка и направить туда его внимание, время и энергию.

Очень важны индивидуальные беседы. Специфика индивидуальных бесед состоит в следующем:

  ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-нибудь несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи);

 при выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался);

 в процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела.

 В ходе беседы, необходимо установить тесный эмоциональный контакт, проявить истинную заинтересованность, терпеливо, без сомнения и критики выслушать подростка. После восстановления последовательности событий, приведших к кризису, надо показать (не умаляя значимости происходящего для человека), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям («снятие безысходности», «преодоление исключительности ситуации»). Затем главное внимание требуется сосредоточить на совместном планировании способа преодоления создавшейся ситуации. При этом важно побудить ребенка к словесному оформлению планов предстоящих действий («планирование»). В заключение беседы нужно высказать активную поддержку, чтобы придать уверенности воспитаннику в своих силах и возможностях.

Если у специалиста или другого взрослого существуют подозрения о наличии суицидальных намерений у ребенка, то беседа с ним может строиться следующим образом:  Как твои дела?  Как ты себя чувствуешь?  Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит?  Что ты собираешься делать? В случае открытого суицидального высказывания следует серьезно обсудить эту проблему с ребенком:  Ты надумал покончить с собой? Как бы ты это сделал?  А если ты причинишь себе боль?  Представь некую шкалу, где хорошее самочувствие отмечено нулем, а желание совершить самоубийство, десятью баллами, то сколькими бы баллами ты оценил свое нынешнее состояние?  Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было? Что произошло в тот период в твоей жизни? На какой отметке шкалы ты был в то время?  Если бы я попросил тебя не причинять себе боль, ты смог бы отказаться от своих намерений? Что мешает тебе дать обещание?  Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом? Помогло бы тебе это теперь?  От кого бы ты хотел получить помощь?  Знают ли твои близкие о твоих трудностях сейчас?  Если бы ты пообещал не причинять себе боли, ты бы сдержал слово? Такая беседа является первичной формой профилактики (превенции) суицида у ребенка и необязательно может быть проведена специалистом, а любым человеком, находящимся рядом с несовершеннолетним, переживающим кризис душевного состояния.

Также можно использовать разбор различных ситуаций, например:

Ситуация.

Как бы ты себя повел в данной ситуации. Что бы чувствовал? Что бы сказал?

  1. Как ты поступишь, если твой знакомый или друг часто говорит: «Я собираюсь покончить с собой», «я не могу так больше жить»?
  2. Твои действия, если твой друг или знакомый проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти?
  3. Если ты слышишь: «Я совершил скверный поступок. Я такое натворил!»- скажи этому человек…
  4. Подумай, как изменится твое настроение, если:

- твои друзья «за тебя горой»;

- ты завалил экзамен;

- твои родителя тебя хвалят.

Мнение.

Что здесь имеется в виду? Верно суждение или неверно?

Каково твое мнение по данному поводу?

  1. Суицид- психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека.
  2. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякая надежда.
  3. Основными причинами суицида являются сложные взаимоотношения и конфликты с родителями, учителями, друзьями, одиночество, страх будущего, неразделенная любовь.
  4. Спасти от решающего шага может даже взгляд и слово понимания и поддержки.
  5. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Из десяти покушавшихся на свою жизнь подростов семь делились своими планами.
  6. Суицид. Выход есть.
  7. Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о самоубийстве возникают у каждого пятого подростка.
  8. «Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым». А. Эйнштейн.
  9. Поведение каждого человека имеет цель: наши поступки не происходят «просто так», каждый человек несет персональную ответственность за свои решения.
  10. Суицид- это лучший способ быстро и навсегда избавиться от накопившихся проблем.
  11. Если мои родные не пытаются меня понять и принять я их могу наказать тем, что покончу с собой- пусть знают!

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическая реабилитация детей – жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

презентация раскрывает сущность и специфику социально-психологической реабилитации детей-жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать социальный пед...

Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Вопросы нравственного развития, воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить насилие и жестокость, проблема нравственного воспитания ...

Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Наши воспитанники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, требуют особого подхода в нравственном воспитании, потому что большее время бывают, предоставлены сами себе. Проблемы нравственного воспита...

Реабилитационная программа: Культура поведения и общения для детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Жизнь ребенка в реабилитационном центре связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги, родители), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе о...