Этапы, методы и приемы формирования интеллектуальных умений дошкольников
статья

Нечаева Анна Олеговна

Этапы формирования интеллектуальных умений в обучении.

1. Диагностический этап (структурный компонент познавательной деятельности старшего дошкольника – цель).

Теоретические основы выяснения исходного уровня развития ребенка содержатся в трудах ученых, посвященных проблеме диагностики развития (С.Ф. Жуйков, А.З. Зак и др.). В последнее время активно разрабатывается такое направление, как педагогическая диагностика. В отечественной педагогике общепризнанным является следующее определение, «педагогическая диагностика – это определение педагогом состояния образованности, развитости, воспитанности обучающихся с помощью диагностических методов в процессе обучения».

На практике наиболее распространенными диагностическими методами являются наблюдение, анализ устных ответов и письменных работ, тестирование. Однако стоит отметить, что применение метода наблюдения с целью изучения развития интеллектуальных умений практически ничего не даст. В этом случае должны применяться анализ результатов (ответов, письменных работ) и тестирование.

Выяснение уровней развития интеллектуальных умений при подготовке к обучению грамоте предполагает использование педагогом вопросов и заданий, требующих от детей выполнения анализа слова, фразы (проверяется умение анализировать), сравнения языковых явлений - звуков, слов (проверяется умение сравнивать) и т.д.

В научной литературе имеется немало описаний методов изучения дошкольников (О.С. Гребенюк, А.К. Маркова, А.Б. Орлов и др.). Они отмечают, что изучение ребенка не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза, а следует строить как проникновение в закономерности становления воспитанника как личности и как субъекта деятельности.

Педагог, приступая к формированию приема умственной деятельности, прежде всего, должен провести диагностику сформированности приема у детей (показатель – осознание дошкольниками этого приема). Целям диагностики могут служить задания двух видов: 1) направленных на выявление уровня сформированности отдельных составляющих действий приема; 2) направленных на выявление уровня сформированности самого приема. По результатам диагностики педагог устанавливает уровни сформированности интеллектуальных умений, по результатам анализа познавательной деятельности, тестирования, наблюдения – ставит цели познавательной деятельности. Старшие дошкольники выполняют работы, включающие задания на приемы умственной деятельности.

2. Мотивационный этап (компонент – мотив). Педагогу необходимо создать атмосферу заинтересованности детей в овладении этим приемом. Он может использовать различные методы, анализ работ детей по основным структурным компонентам приема, подводя их к мысли, что для правильного выполнения приема необходимо знать его сущность и состав действия. В этом случае дети принимают задачу, поставленную педагогом, и осознают необходимость в овладении соответствующим приемом умственной деятельности.

Наряду с теми целями, которые определены в нормативных документах, педагогу важно наметить для себя цели, связанные с конкретными условиями работы (главным образом с достигнутыми уровнями развития детей в отдельной группе). Особое место должны занять цели развития интеллектуальных умений:

- перспективные (обеспечить уровень развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, проводить аналогии в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования);

- текущие (обеспечивать поэтапное овладение мыслительными операциями, сознательное стремление каждого ребенка к овладению ими).

Цели развития мотивационной сферы старших дошкольников включают следующее:

- перспективные (развитие желания учиться);

- текущие (вызывать потребность в выполнении заданий, требующих мыслительной деятельности и проявления чувств, вызывать желание оценивать свои интеллектуальные умения, стремление совершенствовать их, развивать познавательные потребности и формировать познавательный интерес).

3. Ознакомительный этап (компонент – объект). На данном этапе происходит осмысление сути приема и правил его реализации. В зависимости от результатов диагностики ознакомительный этап может состоять из двух ступеней. Первая ступень – осознание детьми составляющих действий приема – необходима, если получены неутешительные результаты диагностики. На второй ступени происходит разъяснение сути приема, выделение его содержания, формулируется определение и вводится правило, служащее ориентиром для последующего выполнения. Ребята должны усвоить содержание приема, характеристики действий в составе приема и т.д.

4. Формирующий этап (компонент – образец). Педагог организует практическую деятельность студентов по формированию умения. Здесь необходимо провести актуализацию имеющихся знаний детей об объектах, их свойствах и подвести к новым понятиям при выполнении заданий определенного типа. Дошкольники выполняют практические задания двух видов: направленных на усвоение отдельных составляющих действий приема и направленных на формирование самого приема.

5. Совершенствующий этап (компонент – действия). Преподаватель организует самостоятельную и творческую учебно-познавательную деятельность всех видов, создает условия и способствует применению приема для изучения всего материала, стимулирует применение алгоритмических предписаний, проверяет сознательность выполнения каждого шага. Старшие дошкольники применяют сформированные умения в учебно-познавательной деятельности, осуществляя перенос приема на другие темы, в другие ситуации.

Поскольку контроль осуществляется на всех этапах и по его результатам проводятся корректирующие действия по формированию и закреплению соответствующего умения, то контроль и коррекция в качестве отдельных этапов не выделяются. В процессе целенаправленной и постоянной работы педагога ДОУ по формированию приемов умственной деятельности дети разного уровня продвигаются по выделенным этапам в разном темпе, с различным содержанием формируемых приемов, с разной формой и мерой помощи со стороны педагога.

Наличие у старших дошкольников сформированных приемов умственной деятельности способствует их интеллектуальному развитию. Это соответствует основополагающему принципу современной концепции образования. Приемы познавательной деятельности сначала являются предметом усвоения, а потом – его средством. Формирование языковых и речевых понятий происходит с помощью таких приемов умственной деятельности, как: анализ и синтез, сравнение объектов и их свойств, установление и использование аналогии, обобщение и конкретизация понятий, выведение следствий из определения понятия, подведение под понятие, классификация и др. [46, с. 33] Эти приемы также необходимы ребятам для овладения интеллектуальными умениями на каждом этапе.

Уровни овладения интеллектуальными умениями.

Процесс формирования интеллектуальных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Поэтому можно установить следующие уровни овладения дошкольниками действиями, соответствующими интеллектуальным умениям: 0 уровень – ребенок совершенно не владеет данным действием (нет умения); 1 уровень – ребенок знаком с характером данного действия, умеет выполнять его лишь при достаточной помощи взрослого; 2 уровень – ребенок умеет выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям педагога или сверстников; 3 уровень – ребенок умеет достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг; 4 уровень – ребенок автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняет действия.

Подчеркнем, что в условиях ДОУ далеко не все интеллектуальные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Только в общеобразовательной школе одни интеллектуальные умения формируются обычно до 3-го уровня, другие, до 4-го уровня, после чего они совершенствуются в последующем обучении.

Представленный выше подход к формированию интеллектуальных умений старших дошкольников в процессе подготовке к обучению грамоте на базе ДОУ был экспериментально проверен и получил подтверждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_ns.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы, методы и приемы формирования

интеллектуальных умений

        

Анализ процесса обучения дошкольников в ряде ДОУ показал, что приемы умственной деятельности не являются предметом усвоения детей, а формируются стихийно, что отрицательно сказывается на их умственном развитии и, как следствие, на качестве знаний. Демонстрация или заучивание тех или иных приемов умственной деятельности непродуктивны в младшем школьном возрасте. Поэтому, на наш взгляд, процесс формирования интеллектуальных умений дошкольников целесообразно строить в соответствии с определенными педагогическими и психологическими теориями. К примеру, теорией умственного развития (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.), а также теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызина).

На основе теорий умственного развития и поэтапного формирования умственных действий, опираясь на собственный опыт, мы выделяем пять этапов формирования интеллектуальных умений (диагностический, мотивационный, ознакомительный, формирующий и совершенствующий) и определяем содержание деятельности педагога-воспитателя и воспитанников ДОУ по формированию интеллектуальных умений на каждом из этапов. Этапы опираются на структурные компоненты познавательной деятельности (цель, мотив, объект, образец, действие).

Этапы формирования интеллектуальных умений в обучении.

1. Диагностический этап (структурный компонент познавательной деятельности старшего дошкольника – цель).

Теоретические основы выяснения исходного уровня развития ребенка содержатся в трудах ученых, посвященных проблеме диагностики развития (С.Ф. Жуйков, А.З. Зак и др.). В последнее время активно разрабатывается такое направление, как педагогическая диагностика. В отечественной педагогике общепризнанным является следующее определение, «педагогическая диагностика – это определение педагогом состояния образованности, развитости, воспитанности обучающихся с помощью диагностических методов в процессе обучения».

На практике наиболее распространенными диагностическими методами являются наблюдение, анализ устных ответов и письменных работ, тестирование. Однако стоит отметить, что применение метода наблюдения с целью изучения развития интеллектуальных умений практически ничего не даст. В этом случае должны применяться анализ результатов (ответов, письменных работ) и тестирование.

Выяснение уровней развития интеллектуальных умений при подготовке к обучению грамоте предполагает использование педагогом вопросов и заданий, требующих от детей выполнения анализа слова, фразы (проверяется умение анализировать), сравнения языковых явлений - звуков, слов (проверяется умение сравнивать) и т.д.

В научной литературе имеется немало описаний методов изучения дошкольников (О.С. Гребенюк, А.К. Маркова, А.Б. Орлов и др.). Они отмечают, что изучение ребенка не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза, а следует строить как проникновение в закономерности становления воспитанника как личности и как субъекта деятельности.

Педагог, приступая к формированию приема умственной деятельности, прежде всего, должен провести диагностику сформированности приема у детей (показатель – осознание дошкольниками этого приема). Целям диагностики могут служить задания двух видов: 1) направленных на выявление уровня сформированности отдельных составляющих действий приема; 2) направленных на выявление уровня сформированности самого приема. По результатам диагностики педагог устанавливает уровни сформированности интеллектуальных умений, по результатам анализа познавательной деятельности, тестирования, наблюдения – ставит цели познавательной деятельности. Старшие дошкольники выполняют работы, включающие задания на приемы умственной деятельности.

2. Мотивационный этап (компонент – мотив). Педагогу необходимо создать атмосферу заинтересованности детей в овладении этим приемом. Он может использовать различные методы, анализ работ детей по основным структурным компонентам приема, подводя их к мысли, что для правильного выполнения приема необходимо знать его сущность и состав действия. В этом случае дети принимают задачу, поставленную педагогом, и осознают необходимость в овладении соответствующим приемом умственной деятельности.

Наряду с теми целями, которые определены в нормативных документах, педагогу важно наметить для себя цели, связанные с конкретными условиями работы (главным образом с достигнутыми уровнями развития детей в отдельной группе). Особое место должны занять цели развития интеллектуальных умений:

- перспективные (обеспечить уровень развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, проводить аналогии в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования);

- текущие (обеспечивать поэтапное овладение мыслительными операциями, сознательное стремление каждого ребенка к овладению ими).

Цели развития мотивационной сферы старших дошкольников включают следующее:

- перспективные (развитие желания учиться);

- текущие (вызывать потребность в выполнении заданий, требующих мыслительной деятельности и проявления чувств, вызывать желание оценивать свои интеллектуальные умения, стремление совершенствовать их, развивать познавательные потребности и формировать познавательный интерес).

3. Ознакомительный этап (компонент – объект). На данном этапе происходит осмысление сути приема и правил его реализации. В зависимости от результатов диагностики ознакомительный этап может состоять из двух ступеней. Первая ступень – осознание детьми составляющих действий приема – необходима, если получены неутешительные результаты диагностики. На второй ступени происходит разъяснение сути приема, выделение его содержания, формулируется определение и вводится правило, служащее ориентиром для последующего выполнения. Ребята должны усвоить содержание приема, характеристики действий в составе приема и т.д.

4. Формирующий этап (компонент – образец). Педагог организует практическую деятельность студентов по формированию умения. Здесь необходимо провести актуализацию имеющихся знаний детей об объектах, их свойствах и подвести к новым понятиям при выполнении заданий определенного типа. Дошкольники выполняют практические задания двух видов: направленных на усвоение отдельных составляющих действий приема и направленных на формирование самого приема.

5. Совершенствующий этап (компонент – действия). Преподаватель организует самостоятельную и творческую учебно-познавательную деятельность всех видов, создает условия и способствует применению приема для изучения всего материала, стимулирует применение алгоритмических предписаний, проверяет сознательность выполнения каждого шага. Старшие дошкольники применяют сформированные умения в учебно-познавательной деятельности, осуществляя перенос приема на другие темы, в другие ситуации.

Поскольку контроль осуществляется на всех этапах и по его результатам проводятся корректирующие действия по формированию и закреплению соответствующего умения, то контроль и коррекция в качестве отдельных этапов не выделяются. В процессе целенаправленной и постоянной работы педагога ДОУ по формированию приемов умственной деятельности дети разного уровня продвигаются по выделенным этапам в разном темпе, с различным содержанием формируемых приемов, с разной формой и мерой помощи со стороны педагога.

Наличие у старших дошкольников сформированных приемов умственной деятельности способствует их интеллектуальному развитию. Это соответствует основополагающему принципу современной концепции образования. Приемы познавательной деятельности сначала являются предметом усвоения, а потом – его средством. Формирование языковых и речевых понятий происходит с помощью таких приемов умственной деятельности, как: анализ и синтез, сравнение объектов и их свойств, установление и использование аналогии, обобщение и конкретизация понятий, выведение следствий из определения понятия, подведение под понятие, классификация и др. [46, с. 33] Эти приемы также необходимы ребятам для овладения интеллектуальными умениями на каждом этапе.

Уровни овладения интеллектуальными умениями.

Процесс формирования интеллектуальных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Поэтому можно установить следующие уровни овладения дошкольниками действиями, соответствующими интеллектуальным умениям: 0 уровень – ребенок совершенно не владеет данным действием (нет умения); 1 уровень – ребенок знаком с характером данного действия, умеет выполнять его лишь при достаточной помощи взрослого; 2 уровень – ребенок умеет выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям педагога или сверстников; 3 уровень – ребенок умеет достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг; 4 уровень – ребенок автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняет действия.

Подчеркнем, что в условиях ДОУ далеко не все интеллектуальные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Только в общеобразовательной школе одни интеллектуальные умения формируются обычно до 3-го уровня, другие, до 4-го уровня, после чего они совершенствуются в последующем обучении.

Представленный выше подход к формированию интеллектуальных умений старших дошкольников в процессе подготовке к обучению грамоте на базе ДОУ был экспериментально проверен и получил подтверждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Основные методы и приемы в обучении дошкольников рисованию"

Материал полезен начинающим старшим воспитателям для пополнения картотеки консультаций, а также молодым воспитателям, которые проводят занятия по ИЗО-деятельности самостоятельно....

«Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости» на тему: «Как увидеть воздух»

«Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости»на тему: «Как увидеть воздух». Подготовил: воспитатель МБУ СОШ № 89 СП детски...

Консультация "Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой"

Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров....

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ КНИГ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МУРМАНСКА ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 57«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ К ...

Методы и приемы обучения старших дошкольников выполнению кистевой росписи.

Успешому развитию творческих пособностей детей помогает умелое использование педагогом произведения народного  прикладного искусства. Но от педагога зависит,  как он сумеет раскрыть красочну...

Современные методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования  наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей....