Конспект интегрированного занятия "Птицы-весенние гости"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сидалинова Гульнара Рафаиловна

для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_od_ptitsy-vesennie_gosti._sidalinova_g.r.docx373.25 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ  «Детский сад № 91 «Росинка»  г. Орска»

СЦЕНАРИЙ

Занятия интегрированное

в подготовительной группе компенсирующей направленности

тема: «Птицы – весенние гости»

Лэпбук «Зимующие и перелётные птицы» - незаменимое средство экологического воспитания дошкольников.

Подготовил: воспитатель

Г.Р. Сидалинова                

г. Орск, 2020 г.

Цель: создание предпосылок для формирования связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • актуализировать пассивный словарь, расширять глагольную лексику, словарь по теме «Птицы»;
  • развивать грамматический строй-употребление глаголов настоящего и прошедшего времени;
  • упражнять в практическом употреблении предлога «за», в предложениях;
  • формировать умение образовывать притяжательные прилагательные;
  • закрепить представления о перелётных птицах, их внешнем виде.

          Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать общеречевые  навыки - разборчивость, темп, интонационную окраску, дыхание;
  • развивать психические функции - восприятие, внимание, память, мышление;
  • формировать фонематические процессы;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать положительное отношение к занятиям, эстетические чувства;
  • развивать эмоциональную сферу.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для дошкольников с ТНР.

Длительность образовательной деятельности - 35 минут.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

  • уметь применять правила и пользоваться устными инструкциями;
  • уметь узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
  • уметь осуществлять классификацию и выделять существенные признаки объектов;
  • уметь производить анализ и синтез объектов;
  • ориентироваться в пространстве и времени.

Личностные  УУД:

  • уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами; умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • формировать познавательную и социальную мотивацию;  
  • формировать  умения прийти на помощь другу, учитывать чужую точку зрения;

Регулятивные УУД:

  • уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель;
  • уметь планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; контролировать свою деятельность по результату;
  • уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; работать по инструкции, удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

  • уметь устанавливать контакты, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • уметь организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
  • уметь вести диалог и монолог, отвечать на вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Методическая новизна: Знакомство дошкольников с новой птицей, через применение игровых  технологий.

Оборудование и материалы: Ноутбук, телевизор «Smart-TV», колонка, флэш-носитель, презентация;  зеркала, предметные картинки, ширмочки-карточки, 7 конвертов с заданиями, мнемотаблица с картинками «Опиши синицу», картинки с изображением птиц, карточки с изображением частей тела птиц, карточки с заданиями, картинка с изображением иволги, карточки «Птицы», мяч, карандаши цветные, листы для продуктивной деятельности, карточки «Гнёзда», деревянное декоративное дерево, листочки, медали по количеству детей, раскраски.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Методы формирования сознания (фронтальная беседа).
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (речевые проблемные ситуации).
  3. Методы стимулирования  и мотивации (красочная презентация, поощрение мотивационными наклейками, использование персонажей – птиц в виде картинок).
  4. Методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
  5. Методы организации и осуществления познавательной деятельности (проблемные вопросы, отгадывание загадок,  работа с карточками, игры: «Назовите части птицы»,  «Художник», «Что делают птицы - что делали птицы?», «Отгадай загадку-подбери отгадку», «Кто за кем прилетел?», «Чей домик?».

Предварительная работа с дошкольниками: чтение художественной литературы,  беседы на тему: «Перелётные птицы», рассматривание иллюстраций репродукций картин на весеннюю тему, загадывание загадок про времена года, птиц, прослушивание аудиозаписей «Голоса природы», «Звуки окружающего мира».

Направленность занятия. Сценарий занятия рекомендуется для использования широкому кругу специалистов: воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, преподавателям дополнительного образования.

Ход занятия

Части ОД

Содержание

Области

Временной отрезок

1. Введение в тему занятия.                                                         

Организационный момент.

Дети играют в группе. Дети встают в круг.

Психогимнастика. (Воспитание положительного отношения к занятию, развитие эмоций).

Воспитатель: 

Доброе утро! (Дети встают в круг и произносят слова приветствия).

Солнце проснулось!

Птицы запели.

К нам прилетели!

Много с собою

Нам дел принесли!

(Педагог предлагает детям поздороваться как птички – «локтями», затем поприветствовать гостей).

 Мотивация:

Звукозапись: крик птенцов.

Воспитатель: - Ребята, а вы слышите крик?

- Чей он? Как вы думаете?

- Идёмте на крик.

- Кто это? (птенцы)

Воспитатель: - Предлагаю проверить.

Упражнение на дыхание:

Мы будем заниматься,

И будем все стараться.

Чтобы догадаться,

О чём будем говорить,

Надо ширмочки открыть.

(Детям предлагается взять в руки ширмочки, носом сделать глубокий вдох и с силой подуть через рот. У каждого ребёнка изображена птица, дети их называют.)

Воспитатель: - О ком мы будем говорить? (О птицах и их детёнышах-птенцах).

- Предлагаю с помощью язычка изобразить птенчика в гнезде.

- Возьмите каждый себе зеркало, наш язычок – это птенчик.

Артикуляционная гимнастика.

(Детям предлагается выполнить артикуляционную гимнастику «Птенчик»).

Язычок наш - это птенчик,

Он из гнёздышка смотрел,

А потом он запорхал,

Вокруг гнезда облетел,

Влево-вправо поглядел,

А потом на ветку сел,

Клювом воду набирал,

Всю до капли выпивал,

Потом дятлу подражал,

Словно червячка искал.

Создание проблемной ситуации.

(Птенчик упал из гнезда).

Воспитатель: Крутился, крутился птенчик.

- Как вы думаете, что с ним произошло? (Выпал из гнезда, не чувствует край гнезда).

- Какая беда! Что же делать? (Нужно помочь вернуть птенца в гнёздышко).

- Где найти гнездо? (На дереве).

- Предлагаю найти дерево с гнездом.

 Основная часть.

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

5 минут

2. Основная часть занятия

Закрепление знакомых понятий:

(Электронная схема дерева, на которой изображены задания, а наверху дерева гнездо).

Дети с воспитателем подходят к экрану телевизора.

Воспитатель: Чтобы добраться до этого гнезда, нужно подниматься по веткам, на которых висят листочки с заданиями. По веткам лазать опасно. Как попасть на дерево?

Листок №1

Воспитатель: Предлагаю построить лестницу, найдя конверт с цифрой 1.

Д/и «Назовите части птицы» (развитие словаря, зрительного восприятия) по мнемотаблице.

Работа в парах, составление описания птицы по схеме.

Воспитатель: Давайте проверим ваши знания.

Я предлагаю вам объединиться в пары и взять по одной картинке.

А сейчас вы должны описать птицу по схеме: цвет – части тела – как передвигается – чем питается.

А другие ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите. (Дети описывают синицу: на голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса-галстучек, спина желто-зелёная, брюшко желтое, крылья и хвост серые.

Синичка устраивает гнёзда в углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках.

Питается насекомыми. Снегиря: снегирь называется от слова снег. Верх головы у снегиря, крылья, хвост и пятно под клювом черные. Брюшко – красное, а у снегирихи – серое, клюв короткий, толстый, черный.

Питается снегирь зёрнышками от рябины, расклёвывает семена клёна, липы.

Снегирь малоподвижен, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается).

Воспитатель: Молодцы! 1-е задание выполнили. Наш птенчик уже на пути к гнёздышку.

Листок №2

Воспитатель: Построим 2-ю ступеньку и выполним задания. Найдите конверт с цифрой 2.

Д/и «Художник» (развитие грамматического строя речи)

(На панно вывешиваются части птиц).

Воспитатель:- Художник рисовал птиц, но они улетели, он не успел их дорисовать.

Догадайтесь, каких птиц рисовал художник?

(Дети называют птиц, воспитатель вывешивает соответствующие картинки.)

Воспитатель:  Назовите, чья это голова? Чей хвост? Чьё крыло? Чья лапа?

- Умницы! Справились со 2-м заданием. Предлагаю обратиться к  электронной схеме, наш птенчик поднялся ближе к гнёздышку.

Листок №3

Воспитатель: Построим 3 ступеньку нашей лестницы. Найдите конверт с цифрой 3.

Д/и «Что делают птицы - что делали птицы?»

(развитие словаря глаголов)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам  выбрать по одной  карточке, лежащей картинкой вниз  с изображением птицы и назвать, кто на ней что делает.

Ответы детей:

Воробей скачет - воробей скакал. Воробьи скачут – воробьи скакали.

Ласточка ловит – ласточка ловила. Ласточки ловят – ласточки ловили.

Скворец клюёт – скворец клевал. Скворцы клюют - скворцы клевали.

Стриж летает – стриж летал. Стрижи летают - стрижи летали.

Соловей поёт - соловей пел. Соловьи поют -  соловьи пели.

Грач вьёт – грач вил. Грачи вьют – грачи вили.

Кукушка подбрасывает -  кукушка подбрасывала. Кукушки подбрасывают – кукушки подбрасывали.

Воспитатель: Замечательно, вы выполнили это задание. Предлагаю подойти к электронной схеме. Наш птенчик поднялся ещё ближе к гнёздышку. Какое задание на следующем листочке?

Листок №4

Воспитатель: Предлагаю построить  4-ю ступеньку.

Д/и «Отгадай загадку, подбери отгадку» (развитие мышления).

Воспитатель: - Я знаю других птиц, вам загадаю загадки, а вы угадайте и подберите отгадки.

Чёрный, проворный, кричит «крак»,

Червякам враг. (Грач)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

У него есть свой дворец,

Лучше всех поёт…скворец.

Бродит по болотам грязным,

Ловит там лягушек,

Глупых попрыгушек. (Журавль)

Воспитатель: - Как называют, одним словом этих птиц? (Перелётными).

- Предлагаю поиграть в перелётных птиц.

Динамическая пауза. (развитие выразительности мимики, жестов, движений, согласование речи и движений).

Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

Вот грачи к нам прилетели,

На дороге тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро поскакали.

Воспитатель: Предлагаю снова обратиться к электронной схеме.

 Листок №5

Воспитатель: - Наш птенчик поднялся еще выше, найдите  конверт с цифрой 5. Предлагаю поставить 5-ю ступеньку.

Д/и с мячом «Кто за кем прилетел?» (развитие слуховой памяти, грамматического строя речи)

Воспитатель: - Раньше всех прилетают грачи, затем скворцы, потом журавли, потом ласточки.

- Предлагаю поиграть с мячом и  в заданном порядке отвечать на вопросы полными ответами.

Воспитатель: - Кто прилетел раньше всех? (Грачи)

- Кто прилетел за грачами? (Скворцы, жаворонки)

- Кто прилетел за скворцами и жаворонками? (Зяблики)

- За зябликами? (Лебеди, дрозды)

- За лебедями, дроздами? (Гуси, утки, журавли)

Воспитатель: Молодцы! Вы  справились с этим заданием, и мы идем дальше.

Листок  №6.

Воспитатель: Наш птенчик находится совсем рядом с гнездом.

- Предлагаю найти конверт с цифрой 6 и построить, какую по счёту ступеньку?

Д/и «Чей домик?» (развитие словаря прилагательных)

Воспитатель: - Когда прилетают перелётные птицы, они начинают вить гнёзда.

- Предлагаю вам найти гнездо, соответствующее каждой птице.

-Из чего вьют гнёзда грачи? (Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также использует различный мусор).

-Из чего лепит гнездо скворец? (Скворец селится в домике, который построили люди, и там въёт гнездо из веточек).

-Из чего лепит гнездо ласточка? (Ласточки лепят гнезда из сырой глинистой почвы, переносимой  в клюве в виде мелких комочков). 

-Из чего строит гнездо зяблик? (из тонких прутиков и веточек, корешков и стебельков).

-Из чего строит гнездо жаворонки? (из сухой травы и стеблей полыни).

-Из чего строит гнездо лебеди? (из веток).

-Из чего строят гнездо дрозды? (из сухих стеблей и листьев злаков и осоки, скрепленных липкой землей). 

(Дети называют гнёзда, используя притяжательные прилагательные).

Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам посмотреть на эту картинку и ответить на вопрос - Кто это? Это птица – иволга.

Иволга - желтовато-зеленая птица. От клюва к глазу чёрная полоса - «уздечка». Клюв бурый или красновато-коричневый, длинный и сильный. Селится в сосновых борах, в березовых и дубовых рощах. Прилетает к нам из жаркой Африки. Лоток гнезда выстилается берестой, клочками шерсти, перьями. В конце весны в гнезде появятся птенцы. Поедают иволги множество вредных гусениц, клопов, жуков и крупных мух, а во время созревания фруктов и ягод охотно кормятся и плодами.

Воспитатель: Отлично, молодцы! Вы выполнили очередное задание, и мы идём дальше.

Листок №7

Воспитатель:  - Наш птенчик почти добрался до гнезда.

- Найдите, пожалуйста, конверт с цифрой 7.

- Какую ступеньку строим? (7)

Воспитатель: Много ступенек уже построили, разомнём наши руки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Птички полетели («птички»)

Крыльями махали (махи ладонями с широко расставленными пальцами).

На деревья сели («деревья»),

Вместе отдыхали («птички»).

Воспитатель: Мы с вами рассказали о птицах и знаем, как они выглядят.

Предлагаю свои впечатления оставить на листе бумаги. Изобразите перья птицы, исходя  из образцов, предложенных вам на столах.

(Затем ребята берут карандаши и работают  на листочках.)

Д/и «Раскрасим пёрышки»

Воспитатель: - Предлагаю подойти к электронной схеме и посмотреть, где находится птенчик?

(Он уже в гнезде, добрался до своего домика).

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

25 минут

3.Заключитель-  

   ная часть.

Рефлексия.

Воспитатель:

- Ребята, предлагаю вам взять по одному листочку и, высказав своё мнение о занятии, повесить ее на дерево.

- Ребята, кому мы помогали, выполняя задания?  (Птенцу).

- Что произошло с птенцом? (Выпал из гнезда).

- А с какой новой информацией сегодня познакомились вы? (Узнали об иволге).

- Что вам понравилось и запомнилось? (Игры, новые знания, задания, пальчиковая гимнастика, помогать птенцу вернуться в гнездо, артикуляционная гимнастика, работать с карточками).

- Какие задания были для вас легкими, а какие трудными?

- Я очень рада, что вы умело, применяли свои знания и умения и помогли птенца вернуть в гнездо!  

- Всем спасибо!

Вручение каждому раскраски на тему «Птицы» и медалек!

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

2 минуты

Список использованной литературы:

1.  Аджи, А. В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте / А.В. Аджи. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 336 c.

2.  Шорыгина Т. А Птицы. Какие они? - М.: Гном, 2011. – 93 с.

3. Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» - М., 2010. – 115 с.

Интернет ресурсы, используемые при составлении конспекта:

1.  https://docviewer.yandex.ru/ 

2. https://yandexru/images/?stype=image&lr=11091&parent-reqid=1578820232463539-       445615749291322067200120-sas1-1685&source=wiz 

3. https://ped-kopilka.ru/blogs/49957/zagadki-o-skazochnyh-gerojah.html 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "В гости к зайчику "

Занятие-игра по ФЭМП, младшая группа....

Конспект интегрированного занятия "В гостях у солнышка"

Интегрированное занятие по художественному творчеству в первой младшей группе....

Конспект интегрированного занятия "В гостях у бабушки и дедушки" с использованием ИКТ в средней группе

Конспект интегрированного занятия "В гостях у бабушки и дедушки" с использованием ИКТ в средней группе...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «В ГОСТИ К ВЕСЕННИМ МЕСЯЦАМ»

Конспект интегрированного занятия по познанию, коммуникации и рисованию в  старшей группе  тема: «в гости к весенним месяцам» Цель: -  Научить детей  различать приз...

Конспект интегрированного занятия "В гостях у Весёлого молочника"

конспект для проведения интегрированного занятия в младшей группе...

КОНСПЕКТ интегрированного занятия «В гостях у хозяюшки»

ЦЕЛЬ:Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; знакомить с русской народной культурой.    ЗАДАЧИ: 1.     Развивать творчество детей;2....