Игровая деятельность дошкольников с особыми образовательными потребностями в процессе драматизации сказки в условиях лекотеки
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Статья, посвящена исследованию игровой деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях лекотеки, что является, несомненно, актуальным, в наши дни и открывают новые перспективы в поиске эффективных подходов их развития и социального сопровождения.

 Нашим исследованием мы хотим привлечь внимание специалистов лекотеки к использованию игр-драматизаций в своей работе, как еще одно направление, в системе коррекционно-воспитательной работы. Считаем интересным и актуальным возможности использования игры-драматизации в условиях лекотеки. Проведенное нами экспериментальное исследование помогло выявить интерес к игре-драматизации дошкольников с особыми образовательными потребностями и понять ее эффективность в процессе работы в условиях лекотеки.

Цель исследования: выявление особенностей игровой деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями в процессе драматизации сказки в условиях лекотеки, обоснование методических рекомендаций по использованию данного направления работы.

Выделены основные этапы работы по формированию навыков драматизации сказки в условиях лекотеки, для дошкольников с   особыми образовательными потребностями. Подчёркивается значение рациональной организации данного направления работы в условиях лекотеки, для развития основ коммуникативных умений и социальных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vak_16_lekoteka._microsoft_word.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376-053.6  

ББК 74.3

Игровая деятельность дошкольников с особыми образовательными потребностями в процессе драматизации сказки в условиях лекотеки

Р.А. Афанасьева

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Теории и практик специального обучения и воспитания Педагогического Института Иркутского Государственного Университета

 

А. А. Пшенко

студент выпускного курса кафедры Теории и практик специального обучения и воспитания Педагогического Института Иркутского Государственного Университета

Аннотация: Статья, посвящена исследованию игровой деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях лекотеки, что является, несомненно, актуальным, в наши дни и открывают новые перспективы в поиске эффективных подходов их развития и социального сопровождения.

 Нашим исследованием мы хотим привлечь внимание специалистов лекотеки к использованию игр-драматизаций в своей работе, как еще одно направление, в системе коррекционно-воспитательной работы. Считаем интересным и актуальным возможности использования игры-драматизации в условиях лекотеки. Проведенное нами экспериментальное исследование помогло выявить интерес к игре-драматизации дошкольников с особыми образовательными потребностями и понять ее эффективность в процессе работы в условиях лекотеки.

Цель исследования: выявление особенностей игровой деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями в процессе драматизации сказки в условиях лекотеки, обоснование методических рекомендаций по использованию данного направления работы.

Выделены основные этапы работы по формированию навыков драматизации сказки в условиях лекотеки, для дошкольников с   особыми образовательными потребностями. Подчёркивается значение рациональной организации данного направления работы в условиях лекотеки, для развития основ коммуникативных умений и социальных представлений.

Ключевые слова: дошкольники, особые образовательные потребности, лекотека, этапы игрового взаимодействия, игра – драматизация.

 


В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования (от 17.10. 2013) года для получения качественного образования без дискриминации детьми с особыми образовательными потребностями (ООП) создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей  с ООП [5]. Для решения данных задач создаются лекотеки.

Лекотеки в нашем регионе становятся популярными. Это довольно новое направление, соответственно и работать в нем предстоит молодым специалистам. Считаем возможным рекомендовать использование игр-драматизаций в условиях работы лекотеки.

Нашим исследованием мы хотим привлечь внимание специалистов лекотеки к использованию игр-драматизаций в своей работе, как еще одно направление, в системе коррекционно-воспитательной работы. Считаем интересным и актуальным возможности использования игры-драматизации в условиях лекотеки. Проведенное нами экспериментальное исследование помогло выявить интерес к игре-драматизации дошкольников с ООП и понять ее эффективность в процессе работы в условиях лекотеки [4].

Проанализировав литературу, мы отметили, что изучением игровой деятельности дошкольников с ООП занимались педагоги и психологи. У детей с ООП развитие игровой деятельности отстает по срокам становления от возрастной нормы; необходимым условием развития игровой деятельности является организация обучения в системе коррекционно- воспитательной работы [4].

Игра – самостоятельная деятельность детей, помогающая им осознавать окружающий мир, и являющаяся переходным этапом к учебной деятельности, а затем и к трудовой. Данная формулировка, применима для детей с нормативным развитием. Дошкольники с ООП нуждаются, в целенаправленной работе в данном направлении. [8]

В условиях лекотеки игра – ведущий метод. Игра-драматизация – новое направление, поэтому методические рекомендации по организации сопровождения дошкольников в условиях лекотеки актуальны для педагогов и родителей.

Значение лекотеки для детей с разным уровнем развития очень важно в их развитии. Она постепенно приучает ребенка к социуму, контактировать с окружающими миром, тем самым, облегчая жизнь родителям, и расширяет границы его социализации. [9]

Считаем возможным введение игры-драматизации в систему работы в условиях лекотеки, для более успешного развития детей.

Исследование проводилось на базе лекотеки МБДОУ №18 г. и группы с умеренной и тяжелой умственной отсталостью МБДОУ №182 г. Иркутска. На базах данного учреждения было обследовано 24 ребёнка с тяжелыми множественными нарушениями 6 — 7 лет. Речь у детей находится на уровне звукоподражания и односложных слов.  

Для изучения особенностей детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в процессе драматизации сказки нами была адаптирована методика А. П. Зарин, из нее мы взяли 10 критериев и адаптировали их для наблюдения за детьми с тяжелыми множественными нарушениями. А также изменили количественную оценку каждого критерия [2]:

  1. Способность согласовывать свои действия с педагогом в процессе драматизации сказки;
  2. Отношения между участниками (ребенок – взрослый) в процессе драматизации сказки;
  3. Отношение, предпочтения в выборе и распределении ролей;
  4. Уход от реальности;
  5. Проявление творчества в игре;
  6. Участие взрослого в руководстве игрой;
  7. Речевая активность;
  8. Способ выполнения игрового действия;
  9. Содержание игровых действий;

10.  Использование предметов-заменителей.

Перед проведением, экспериментальной игры-драматизации по сказке «Колобок» мы провели предварительную работу в течение нескольких занятий. Детям рассказывалась русская народная сказка «Колобок», был показан мультипликационный фильм с комментариями по ходу всего фильма, а также обыграли содержание сказки с опорой на настольный театр.

Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком. Изучение процесса игры – драматизации в условиях лекотеки было проведено у разновозрастных дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями.

Детям было предложено драматизировать русскую народную сказку «Колобок» в процессе совместной с педагогом деятельности. Все ролевые диалоги, были сокращены, для облегчения исполнения их детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития и нарушениями речи. Так как игра проводилась в индивидуальной форме, ребенок выполнял только одну - две роли, остальные роли в сказке выполнялись педагогом.

На рисунке 1. представлен средний балл значений результатов обследования детей по 10 критериям.

 

Анализ действий по первому критерию показал, что некоторые дети делали попытки согласовать свои действия с педагогом в процессе драматизации сказки. Критерий отношений в процессе игры показывает наименьший средний балл. По критерию распределения и выбору ролей, мы видим, что большая часть детей принимает роль с помощью взрослого, а меньшая принимает, те роли, которые им дают. Распределение ролей проводилось нами в соответствии с развитием каждого ребенка.

         Большая часть детей совсем не уходит от реальности в игре, меньшая же часть может уйти от реальности, только с помощью взрослого.

 Дети не вносили в сказку ничего нового, не проявляли никаким образом творчества в игре. Объяснить это можно трудностями в их интеллектуальном развитии. Игра драматизация в большинстве случаев проводилась при непосредственном участии взрослого, без его участия игра была невозможна.

Проанализировав результаты, мы видим, что дети не владеют речевой активностью, большая часть детей не разговаривает.  Самостоятельный способ выполнения роли не сформирован ни у кого. Все дети играют строго под руководством взрослого. Двое детей только смогли проиграть свою роль более-менее самостоятельно, по повторению действий за взрослым.  При этом, как видим, почти все дети играют строго по сюжету. Часть детей отклонилась от сюжета. Дети не понимают назначение предметов-заместителей. Даже после нашего указания и проговаривания инструкции к тому или иному предмету, дети все равно не обращали на них никакого внимания.

На основе вышеперечисленных данных мы можем сделать следующие выводы. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития от 4-7 лет, воспитывающиеся в условиях лекотеки, неспособны самостоятельно драматизировать сказку. Им необходима помощь взрослых, на протяжении всей игры. Эти дети неспособны самостоятельно согласовывать свои действия и выстраивать взаимоотношения с партнером по игре в силу тяжелых интеллектуальных нарушений, что затрудняет процесс драматизации. При распределении ролей они не принимают никакого участия, так как понимание инструкций у них затруднено. Весь процесс игры, проходит почти без речевого сопровождения, лишь в некоторых случаях, кто имеет возможность, звукоподражанья или даже произносит отдельные слова. Взрослый является полноправным участником драматизации, что помогает детям справляться со своей ролью. Дети не проявляют творческого интереса и не уходят от реальности, действует шаблонное поведение, то есть, как им сказали, как они видели, так они и действует. Таким образом, мы видим, что эти дети впервые в жизни сталкиваются с такой ситуацией.

Анализ результатов исследования особенностей детей в процессе игры – драматизации в условиях лекотеки показал, что без помощи взрослых самостоятельная игра детей с тяжелыми множественными нарушениями затруднена. Задача взрослого помогать ребенку на протяжении всего процесса игры - драматизации.

Нами были разработаны методические рекомендации, в ходе которых планировалось, реализовать поставленные задачи и организовать поэтапный ход работы.

Были реализованы следующие задачи:

  1. Закрепить содержание знакомых сказок (Колобок, Репка, Теремок).  
  2. Создание условий для раскрепощения детей.
  3. Расширение границ социализации, на материале содержания сказки;
  4. Развитие: внимания, восприятия, памяти, наглядно – образного мышления;
  5.  Развивать и совершенствовать базовые коммуникативные умения и навыки;
  6. Прививать детям интерес и желание участвовать в инсценировках эпизодов знакомых сказок;
  7.  Учить детей участвовать в драматизации сказок с простым сюжетом;
  8.  Закреплять умение детей принимать на себя понравившуюся роль;
  9. Дать основы предварительного планирования этапов предстоящей драматизации сказки.

Мы выделили базовые принципы работы лекотеки [11]:

1. Индивидуальный подход – учёт особенностей развития ребёнка, опора на индивидуальный план развития;

2. Не директивность в игровом взаимодействии с ребёнком – взрослый играет роль организатора, собеседника или партнера, но, ни в коем случае не навязывает и не принуждает ребенка к игровой деятельности.

3. Уважительное отношение к игре ребёнка и к самому ребёнку – уважать выбранную ребенком игру, какой бы она не была «глупой» или «примитивной».

4. Соответствие игр и игрушек уровню развития и особенностям ребёнка – каждому уровню развития игровой деятельности у ребенка, должны соответствовать игрушки и игры, то есть, если ребенок старшего дошкольного возраста, не нужно ему предлагать поиграть погремушкой или постучать по барабану, следует ему дать игру по возрасту.  

5. Организация оптимальной игровой среды – игровая среда должна быть четко спланирована и организованна.

Мы планировали осуществлять работу по следующим этапам:

Первый этап. Знакомство со сказкой.

Заключатся в том, чтобы познакомить ребенка с содержанием произведения. Рассчитан на восемь занятий.

Цель этапа – создание условий для развития памяти и эмоциональной оценки содержания сказки.

Используемые приемы работы на данном этапе:

  • рассказывание – сказки;
  • беседа по содержанию сказки;
  • театрализованная деятельность (пальчиковый театр, куклы бибабо, настольный театр).

Завершением этапа можно считать момент, когда ребенок понимает содержание сказки.

Второй этап – работа над содержанием сказки.

Произведение нужно проработать, чтобы ребенок без затруднений смог выполнить свою роль.  Этап включает примерно десять занятий.

Цель этапа – создание условий для формирования умения работать с содержанием сказки.

Содержание второго этапа:

Используемые приемы работы на данном этапе:

  • рассматривание серий сюжетных картинок – для установления последовательности, содержания произведения;
  • проигрывание, с опорой на разные виды кукольных театров.

Третий этап – этап игры - драматизации. Рассчитан он на десять занятий.

Цель этапа – создание условий для формирования умения разыгрывать сказку по ролям.

Приемы работы на данном этапе:

  • демонстрация, действий персонажей сказки;
  • драматизация, при ведущей деятельности педагога.

Четвертый этап. Заключительный этап - рефлексии. И рассчитан он на шесть занятий.

Цель этапа – создание благоприятных условий для умения подводить итоги собственной игровой деятельности.

Приемы работы на данном этапе:

  • выбор предпочтений при распределении ролей;
  • драматизация, при участии родителей, сверстников с нормативным развитием;

Этот этап необходим для детей и взрослых. Ребенок должен проявлять желание участвовать в игре драматизации, привлекать к совместной деятельности не только взрослых, но и сверстников с нормативным развитием.  

За проведённые нами занятия дети стали понимать содержание сказки, примеривать на себя роль и выполнить ее. Расширились коммуникативные возможности дошкольников, диапазон позитивных эмоций, появилось желание участвовать в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности и понимать её результат.

Проделанная нами работа, показала что, при помощи педагогов и родителей, дети  могут проявлять интерес к содержанию сказки; понимать его; брать на себя роль; выполнять ее; давать эмоциональный отклик на её выполнение.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Екжанова, Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта./ Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.// М.: Просвещение. - 2005. – 272 с.  
  2. Зарин, А. П. Карта развития ребенка с проблемами в развитии / А. П. Зарин.  - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015 - 56 с.
  3. Комиссаренко, А. А. Роль лекотеки в развитии особенных детей / А. А. Комисаренко. - Сборник материалов XIII-й региональной научно - практической конференции с международным участием, посвященной Году истории в Российской Федерации «Молодёжь ХХI века: шаг в будущее».
  4. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении: курс лекций / П. И. Пидкасистый. - М.: Академия, 2002. – 487 с.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  6. Сапожникова, Т. В. Методические рекомендации по организации работы лекотек в учреждениях социального обслуживания населения / Т. В. Сапожникова, Ю. А.. Мазаева, Т. С. Щигрева, Т. С. Меньшикова, З. С. Подорогина ; под обш. ред Т.В. Сапожниковой. – Бийск, 2015 – 414 с.
  7.  Стрелкова, Л. П. Игры-драматизации. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А. Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
  1. Эльконин, Д. Б. Психология игры: монография / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2008. – 400 с.
  2. Ильина, С.К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация (Приложение к журналу «Управление ДОУ») / С.К. Ильина. — М.: ТЦ Сфера, 2011
  3. Об утверждении Примерного положения об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования. Приказ департамента образования г. Москвы от 10.08.2006 №497
  4. Российская лекотека. - Режим доступа: http://www.lekoteka.ru/
  5. Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья. – Режим доступа: http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/lekoteka.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИИ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье представлен опыт по организации совместной деятельности дефектолога и родителей детей с ОВЗ....

Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекционной ритмике

«Коррекционная ритмика» (КР) – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психи...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Одной из инновационных форм работы по коррекции речи дошкольников является проект «Организация логообразовательной среды для родителей ДОУ»....

План практикума - тренинга для родителей «Сенсорное развитие дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях семьи»

План практикума - тренинга для родителей«Сенсорное развитие дошкольниковс особыми образовательными потребностями в условиях семьи»...

Коррекционная работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с особыми образовательными потребностями в реализации ФГОС

Формирование элементарных математических представлений ребенка- дошкольника  с особыми образовательными потребностями в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий , в кото...

План реализации проекта "Использование русского фольклора в развитии речи старших дошкольников с особыми образовательными потребностями в группе компенсирующей направленности "Солнышко"

Актуальность проекта: В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия.Это способствует формированию культуры толерантности в детском коллективе. Как нала...

Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....