Программа развития творческого воображения детей 6-7 лет посредством сказкотерапии
статья (старшая группа)

 Анисимова Александра Викторовна

В качестве основного направления программы является использование сказкотерапии в развитии творческого воображения детей 6-7 лет.

Сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, верить в добро, приоткрывать дверь в непознанное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Анисимова А.В.

Воспитатель

МДОУ детский сад

№ 51 «Центр детства»

                                                                                    Г.о. Серпухов 

Программа развития творческого воображения детей 6-7 лет посредством сказкотерапии

Проанализировав теоретические аспекты по проблеме исследования, была поставлена задача изучить развитие творческого воображения детей 6-7 лет на констатирующем этапе.  

В результате проведенного исследования по определению уровня развития творческого воображения, возникла необходимость в разработке и реализации программы.

        В качестве основного направления программы является использование сказкотерапии в развитии творческого воображения детей 6-7 лет.

Сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, верить в добро, приоткрывать дверь в непознанное.

Цели программы:

- стимулирование раскрытия творческого потенциала ребенка;

- расширение границ творческого восприятия мира.

Задачи:

- развитие творческого воображения с помощью использования сказок;

- стимулирование творческого самовыражения;

- развитие умения выделения, анализа и оценки ситуации;

- гармонизация эмоционального состояния.

Программа состоит из 16 занятий, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста. Групповые занятия можно проводить как в первой, так во второй половине дня. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30 минут. Форма проведения подгрупповая (индивидуальная).

Программа включает в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, тематическое рисование и лепку, изготовление коллажей, релаксационные этюды, визуализации, игровую терапию, арт-терапию, цветотерапию.        

Каждое занятие включает в себя приветствие, ритуал входа в сказку, основную часть, рефлексию, ритуал выхода из сказки.

        Программа занятий составлена с учетом следующих основных принципов:

1. Принцип соответствия возрастных и индивидуальных возможностей ребенка (программа строится в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития).

2. Принцип систематичности и последовательности (устанавливает взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному).

3. Принцип индивидуализации (переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего занятия).

4. Принцип наглядности (построение задания с использованием всех видов наглядных средств, привлечение детей к восприятию).

        Содержание программы развития творческого воображения детей 6-7 лет посредством сказкотерапии представлен в таблице 9.

Таблица 9

Содержание программы развития творческого воображения детей 6-7 лет посредством сказкотерапии

Название

занятия

Цель занятия

Содержание занятия

1

«Где водятся волшебники»

-знакомство детей друг с другом и психолога с группой

- создание сказочной атмосферы

-стимулирование творческого самовыражения

1. Приветствие «Моя бабушка из Бразилии делает вот так..»

2.Знакомство. «На что похоже имя?»

3.Ритуал входа в сказку «Волшебное перышко»(превращаемся в сказочный персонаж)

4.Упражнение «Ассоциации»

5.Арт-терапия «Цвет моей  сказки»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из сказки

2.

Путешествие на Волшебную поляну

(песочная терапия)

- сплочение детского коллектива

-создание атмосферы группового доверия и принятия

-формирование навыков позитивной коммуникации, снятие психоэмоционального напряжения

1.Приветствие «Я рад тебя видеть»

2. Ритуал входа в сказку «Листопад»

З.Пескотерапия «Волшебная поляна»

4.Релаксационное упражнение «Танец рук»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

 

3.

 На Горизонтских островах

-развитие творческого воображения и фантазии

-развитие вариативности и оригинальности мышления

- поддержка и развитие творческого самовыражения

1. Приветствие «»Мое настроение похоже на фрукт»

2.Ритуал входа в сказку

Полет на пузыре»

3.Психогимнастическое упражнение «Мое воображение»

4.Упражнение «Путешествие на горизонтские острова»

5.Арттерапевтическое упражнение «Рисование мыльными пузырями»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из сказки 

4.

Игры с Изюминкой

-развитие произвольного внимания;

- развитие творческого мышления и воображения;

-совершенствование механизмов саморегуляции;

-сплочение группы

1.Приветствие «Карусель хлопков»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебное зеркальце»

3.Знакомство с Изюминкой

4.Артерапевтическое упражнение «Подружка для Изюминки»(изготовление пальчиковых кукол)

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

5

Музыкальная шкатулка

- развитие творческого воображения и фантазии

-гармонизация эмоционального состояния

- развитие сенсорно-перцептивной сферы

1.Приветствие «Солнышко в подарок»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебный колокольчик»

3.Упражнение «Музыкальная шкатулка»

4.Арт-упражнение «Волшебные звуки»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

6

Волшебные краски

- развитие сенсорно-перцептивной сферы;

-развитие произвольности поведения;

- развитие воображения, символических представлений, креативности;

-гармонизация эмоционального состояния

1.Приветствие «Добрые ладошки»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебный мешочек»

3.Арттерапетическое упражнение «Волшебные краски»

4.Рефлексия

5.Ритуал выхода из сказки

7

Путешествие на Чудо-остров

-развитие сенсорно-перспективной сферы;

- развитие .воображения, оригинальности мышления;

-стимулирование творческого самовыражения.

1.Приветствие «Паровозик»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебная мантия»

3.Сказка о «Чудо-острове»

4.Артерапевтическое упражнение «Создание Чудо-острова» (коллективная работа)

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода

8

Деревья-характеры

-раскрытие своего «Я»

-гармонизация эмоционального состояния;

- развитие творческого воображения;

-совершенствование механизмов саморегуляции.

 

1.Приветсвие «Локотки»

2.Ритуал входа в сказку «Рукопожатие»

3 Сказка «Деревья-характеры».

4.Артерапевтическое упражнение «Волшебное дерево»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

9

Чудесные маски

-развитие интереса к самому себе;

- повышение самооценки.

- развитие творческого воображения;

-совершенствование механизмов саморегуляции. 

1.Приветствие «Я сегодня вот такое»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебные качели»

3.Сказка о Волшебной стране чувств»

4.Артерапевтическое упражнение «Волшебные маски»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

10

Обыкновенное чудо

-развитие сенсорно-перспективной сферы;

- развитие .воображения, оригинальности мышления;

-стимулирование творческого самовыражения.

1.Приветствие «Пятка , локоть, спина , коленка»

2.Вход в сказочную страну «Волшебный камень»

3.Упражнение «Разговор с камнем»

4.Легенда о камне

5.Арттерапевтическое упражнение «Рисование на камнях»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из сказки

11

Удивительные существа

- развитие сенсорно-перцептивной сферы;

-развитие произвольности поведения;

- развитие воображения, символических представлений, креативности

1.Приветствие  «Подари улыбку»

2.Ритуал входа в сказку «Облако»

3.Сказка об удивительных существах

4.Арттерапевтическое упражнение «Существа из воздушного шарика»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

12

Приключения Смешка

- стимулирование творческого самовыражения

- развитие творческих способностей

-развитие эмоциональной сферы

1.Приветствие «Комплимент»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебное зеркальце»

3.Упражнение «Продолжи сказку »

4.Упражнение «шкатулка улыбок»

5.Артерапевтическое упражнение «Удивительные приключения Смешка»

6.рефлексия

7.Ритуал выхода из сказки

13

Пластилиновая страна

стимулирование творческого самовыражения

- развитие творческих способностей

-развитие эмоциональной сферы

1.Приветствие «Доброе пожелание»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебная палочка»

3.Сказка о пластилиновой стране

4.Арттерапевтическое упражнение «Создание страны из пластилина»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

14

На Горизонтских островах

-развитие творческого воображения и фантазии

-развитие вариативности и оригинальности мышления

- поддержка и развитие творческого самовыражения

1. Приветствие «»Мое настроение похоже на фрукт»

2.Ритуал входа в сказку

«Волшебная вода»

3.Психогимнастическое упражнение «Мое воображение»

4.Упражнение «Путешествие на горизонтские острова»

5.Арттерапевтическое упражнение «Веселая клякса»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из сказки 

15

Выдумщик

-развитие творческого воображения

-активизация познавательного интереса и мыслительного процесса

- развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли

1.Приветствие «коровы, кошки и собаки»

2.Ритуал входа в сказку «Путешествие на пушечном ядре»

3.Игра «так бывает или нет?»

4.Артерапевтическое упражнение «Нарисуй небылицу»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из сказки

16

Облачковое молочко

-стимулирование развития творческих способностей

-активизация познавательного  интереса и мыслительного процесса

-гармонизация эмоционального состояния

1.Приветствие «Я рад тебя видеть»

2.Ритуал входа в сказку «Волшебная капелька»

3.Сказка  «Облачковое молочко»

4.Упражнение «Чудесные облака»

5.Релаксационное упражнение «Путешествие на облаке»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из сказки

Подробное содержание занятий представлено в Приложении 7.

Таблица 10.

Перспективный план работы с родителями

п/п

Формы работы

Тема

Консультация - рекомендация на

информационном стенде

«Роль сказки в жизни

ребенка»

Участие в подготовке выставки

фоторабот - совместная деятельность детей и родителей

Выставка детских рисунков

«Вкусная сказка из теста»

«Моя любимая сказка»

Выставка фоторабот

Консультация - рекомендация на

информационном стенде

Семейное словотворчество - совместная

деятельность детей и родителей

«Сказки вместе сочиняем!»

«Мастерим из носков куклу

для театра!»

Папка-передвижка

«Прививаем любовь к

книгам»

Фоторепортаж

Консультация - рекомендация на

информационном стенде

«Сказка в гости к нам

пришла»

«Ребенок и книга»

Таблица 11.

Перспективный план работы с педагогами

п/п

Формы работы

Тема

1.

        Оформление картотеки

«Подвижные

Дидактические игры

мотивам русских народных

сказок»

2.

        Мастер-класс (персонажи кукольного

театра)

«Сказка из… носков!»

                   Так программу можно условно разделить на 4 блока.   Первый (установочный) блок включает в себя 1 занятие и направлен на побуждение желания взаимодействовать, создание атмосферы, благоприятной для продуцирования творческого воображения детей. Также в данном блоке проводится работа с педагогами и родителями которая включает в себя консультацию - рекомендацию на информационном стенде «Роль сказки в жизни ребенка» и оформление картотеки «Подвижные, дидактические игры по мотивам сказок»

        Второй (коррекционный) блок включает в себя 12 занятий и направлен собственно на развитие творческого воображения, креативного решения поставленных задач. В данном блоке проводится следующая работа с педагогами и родителями: Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка», консультация - рекомендация на информационном стенде «Семейное словотворчество – совместная деятельность детей и родителей», «Сказки вместе сочиняем!», мастер-класс (персонажи кукольного театра) «Сказка из… носков!»

Третий (закрепляющий) блок включает в себя 2 занятия и направлен на закрепление у детей старшего дошкольного возраста навыков самостоятельной деятельности детей по замыслу, используя полученные знания. В данном блоке работа с педагогами и родителями включает в себя: папка-передвижка «Прививаем любовь к книгам», семейное словотворчество – совместная деятельность детей и родителей.

Четвертый (контрольный) блок включает в себя 1 занятия и направлен на определение динамики развития творческого воображения. Здесь подводятся итоги работы с родителями проводится консультация - рекомендация «Сказка в гости к нам пришла» и оформляется фоторепортаж «Ребенок и книга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»

В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков  изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Как разные виды деятелности, такие как игры с цветом, лепка и рисование влияют на развите творческого воображения....

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...

методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...

Аналитический отчет за межаттестационный период на тему: "Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии"

Аналитический отчет за 2018-2022 межаттестационный период на тему: "Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии" на высшую квалификационную категори...

Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений и основ танцевального искусства «Если хочешь танцевать».

Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство  для успешного художественного и нравственного воспита...