Формирование у младших дошкольников представлений о сенсорных эталонах средствами игровой деятельности
статья (младшая группа)
В статье рассказывается о возможностях формирования у младших дошкольников представлений о сенсорных эталонах средствами игровой деятельности, в приложении представлена картотека дидактических игр по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_mladshih_doshkolnikov_sensornyh_etalonov.docx | 51.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у младших дошкольников представлений о сенсорных эталонах средствами игровой деятельности
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного формирования, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходимо последовательное, планомерное формирование сенсорных эталонов.
Исследованием в области сенсорного воспитания дошкольника занимали многие отечественные и зарубежные ученые. Так, отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, и некоторые из этих представлений начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. В дошкольном детстве происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов.
Слово «сенсорный» произошло от латинского слова «sensus» - чувство, ощущение, восприятие, способность ощущения. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведенья об окружающем мире.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития личности.
Для успешного формирования представлений о сенсорных эталонах младших дошкольников необходимо создать в группе развивающую предметно - пространственную среду и широко использовать ее в игровой деятельности.
При организации игровой деятельности, направленной на формирования представлений о сенсорных эталонах необходимо учитывать, что у детей младшего дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, а наглядность действует эффективнее слова, поэтому целесообразно показывать игровые действия, а не рассказывать о них.
А.К. Бондаренко советует проводить игровую деятельность так, чтобы она создавала бодрое, радостное настроение у детей.
Необходимо учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами.
С детьми младшего дошкольного возраста необходимо самому педагогу включиться в игру, вызывать интерес к игровому материалу, учить детей играть с ним.
Для детей младшего дошкольного возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира, поэтому нужно подбирать такой игровой материал, который можно активно обследовать и действовать с ним, выделяя существенные признаки.
Известные детям игры необходимо постепенно усложнять, вводя что-то новое, требующее умственной работы.
Чтобы игра проходила успешно необходимо подготовить детей к игре: познакомить детей с предметами и их свойствами, которые будут использоваться.
По окончании игры обязательно подводиться итог, отмечаются положительные стороны, указывает конкретно на то, чему научились, что узнали нового.
Как показывают исследования основным методом работы при формировании представлений о сенсорных эталонах является дидактическая игра.
Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий).
Представим картотеку дидактических игр на развитие представлений о сенсорных эталонов младших дошкольников.
Приложение
Картотека дидактических игр на развитие представлений о сенсорных эталонов младших дошкольников
Наименование игры | Цель | Материал и оборудование |
«Цветные кубики» | Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. | Кубики разных цветов (деревянные или пластмассовые) |
«Цветные парочки» | Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. | Одинаковые: красные кубики, желтые шарики зеленые карандаши и др., Разные: красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок и др.) |
«Разложи фигурки по домикам» | Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами. | Разной формы большие фигуры- (домики), маленькие фигуры разной формы.
|
«Собери целое» | Учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление. | Любая сборно-разборная игрушка. |
«Домики» | Развивать умение анализировать, быстро находить в заданном предметном поле нужный предмет по характерным признакам. | Хорошо знакомые детям геометрические фигуры разного цвета и величины. Не одна фигура не повторяется дважды. |
«Дай такой же» | Учить детей при выборе формы по образцу отвлекаться от других признаков. | Различные по форме детали от разных конструкторов в общей коробке и у каждого ребенка так же коробочка с различными деталями. |
«Упакуй подарок» | Формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру. | Картинки кукол разных по размеру и толщине. Пакеты разные по размеру и толщине. |
«Найди предмет» | Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. | Два столика: на одном - геометрические формы, на втором – предметы (соответствующие геометрическим формам), обруч. |
«Собери капельки в стакан» | Цель: выявить умения выделять основные цвета, формировать практические действия по цветовому различению. | Материал: цветные стаканчики 4 основных цветов, кружочки разного цвета. Ход игры: играют 2 - 4 ребенка. Попросить детей собрать капельки в стакан: «Наберем целый стакан одинаковых капелек». Выигрывает тот, кто быстрее соберет все капельки одного цвета в стаканчик. |
«Собери лепесточки» | Цель: выявить умения выделять основные цвета, формировать практические действия по цветовому различению. | Материал: карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепесточки. Ход игры: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как можно на рисунок наложить лепесточки одного цвета вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки. Красивые цветочки! А теперь вложите разноцветные серединки. |
«Собери цветик-семицветик» | Цель: выявить умения выделять основные цвета, формировать практические действия по цветовому различению» | Материал: Карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепесточки. Ход игры: дать ребенку лепесточки разного цвета и предложить на рисунок наложить лепесточки разного цвета вокруг серединки цветка. |
«Сложи цветочек» | Цель: научить размещать цвета по наглядному образцу | Материал: мозаика, альбом. Ход игры: у ребенка есть опыт собирания цветочка из игр «Собери лепесточки», «Собери цветик-семицветик». Попросите найти мозаику нужного цвета как на первой странице альбома. Закрепить ее на игровом поле. Выполнить пошаговые действия, опираясь на альбом. Назвать какого цвета получился цветочек. |
«Сложи пирамидку» | Цель: научить размещать цвета по наглядному образцу. | Материал: мозаика, альбом. Ход игры: у ребенка есть опыт собирания игрушечной пирамидки. Попросите найти мозаику нужного цвета как на первой странице альбома. Закрепить ее на игровом поле. Выполнить пошаговые действия, опираясь на альбом. Назвать какого цвета колечки получились у пирамидки. |
«Цветовое лото» | Цель: упражнять детей в умении правильно выбирать цвета при назывании его взрослым, способствовать закреплению знаний и системе цветов. | Материалы и оборудование: флажки разных цветов, диск со стрелкой, вырезанные кружки четырёх цветов, стол и стулья. Ход игры: дети сидят на стульях вокруг стола, по углам которого закреплены флажки (красный, синий, жёлтый, зелёный). В центре стола — диск со стрелкой, вокруг которого разложены кружки четырёх цветов. Воспитатель (крутит стрелку). Стрелка, стрелка, покружись, Всем кружочкам покажись! И какой тебе милей, Укажи нам поскорей, Стоп! Берёт кружок, на который указывает стрелка, и кладёт его к флажку соответствующего цвета. Дети повторяют игровые действия. |
«Подбери шарик» | Цель: упражнять детей в умении названий цветов, способствовать закреплению знаний и системе цветов. | Материалы: флажки вырезанные из цветного картона, воздушные шарики разных цветов. Ход игры: педагог: Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона). А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу. |
«Воздушные шары» | Цель: упражнять детей подбору по образцу шести цветов спектра. | Материалы: воздушные шары разного цвета, цветные ниточки, фланелеграф, шесть цветных полосок вырезанных из цветной бумаги. Ход игры: дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета. Дети по очереди привязывают шарики и называют цвет каждого. |
«Угадай, какого цвета одежда» | Цель: упражнять детей в умении правильно называть цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. | Материалы и оборудование: стульчики Ход игры: Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Взрослый говорит: «Место рядом со мной справа свободно. Я хочу, чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т.д.)» |
«Подбери по цвету» | Цель: выявить умения детей правильно размещать цвета по наглядному образцу, закреплять представления о шести цветах. | Материалы: цветные игрушки, коврики из разноцветных клеток. Ход игры: дети, мы будем играть в игру. У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна. |
«Сложи радугу» | Цель: упражнять детей в умении названий цветов, способствовать закреплению знаний и системе цветов. | Материалы: цветные полоски в форме радуги разрезанные пополам . Ход игры: ребёнок собирает радугу из цветных дуг, разрезанных пополам, по образцу воспитателя и называет цвета. Если ребёнок не может назвать цвет, взрослый отвечает за него. |
«Какого цвета не стало?» | Цели: продолжать формирование интереса к игре с цветом, ориентировку на цвет. Учить запоминать цвет, активизировать внимание. Стимулировать активное употребление знакомых названий цветов. | Материал. Наборное полотно, крупные цветные карточки, лист белой бумаги. Ход работы. Педагог располагает на доске наборное полотно, вставляет в него в случайном порядке четыре карточки (названия цветов должны быть хорошо знакомы детям) и просит назвать цвета. Затем закрывает наборное полотно листом бумаги и незаметно забирает одну из карточек. Снимает бумагу и спрашивает, какого цвета не стало. Игра повторяется, каждый раз педагог убирает карточку другого цвета. В дальнейшем игра усложняется за счет увеличения количества карточек, использования не только знакомых цветов, но и их оттенков, геометрических фигур разной формы и цвета, разных по цвету предметных изображений. |
«Знакомство с кругом» | Цель: познакомить с геометрической фигурой, круг, закреплять умение выбирать ее из других фигур. Научиться конструировать из плоскостных кругов. | «Жила была одна геометрическая фигура, она была похожа на…(солнышко, тарелку, колесо) и звали ее…(круг). Она была особенна тем, что у нее не было…(углов). Она была круглая, покажите какая. Выберите нужную у себя». |
«У круга появились друзья» (цвет) | Цель: познакомить с геометрической фигурой, круг, закреплять умение выбирать ее из других фигур. Научиться различать цвета. Закреплять счет. | «Жил был…(круг), он был один, ему очень хотелось завести друзей. Как то раз он пошел на прогулку и встретил еще один …(круг). - Здравствуй, меня зовут…(круг), у меня нет…(углов) и я желтый как…(солнышко). А ты кто? - Я тоже…(круг) и у меня тоже нет…(углов) и я красный, как…(ягода). Давай дружить! - Давай. Теперь кругу не было так одиноко, у него был друг. Пошли друзья дальше гулять и повстречали на пути еще один…(круг). - Здравствуй, меня зовут…(круг), у меня нет…(углов) и я желтый как…(солнышко). - Я тоже…(круг) и у меня тоже нет…(углов) и я красный, как…(ягода). А ты кто? - Я тоже…(круг) и у меня тоже нет…(углов) и я зеленый, как (трава, огурец). Давайте дружить! -Давай! Был круг…(один), а теперь их стало…(много)». |
«Светофор» (цвет) | Цель: познакомить с геометрической фигурой, круг, закреплять умение выбирать из других фигур. Научиться конструировать из плоскостных кругов. Закреплять названия цветов светофора. | «Как то раз наши старые друзья…(круги) пошли гулять. Вдруг они попали на улицу, по которой ездят машины. Как же узнать когда машинам стоять, а когда ехать? Тогда зеленый круг сказал: «Когда я буду мигать, машинам можно будет ехать». Желтый круг запрыгнул сверху на…(зеленый) и сказал: «Когда я буду мигать, всем нужно будет приготовиться и быть внимательным». И тогда, красный круг запрыгнул сверху на..(желтый) и сказал, когда я буду мигать всем нужно будет стоять, движение запрещено!» таким образом из наших друзей кругов получился…(светофор). Красный – стой, желтый – внимание, зеленый – в путь!». Дети выкладывают светофор на фланелеграфе. |
«Мышки в норках» | Цель: Закреплять знания о круге, умения классифицировать цвета. | У каждого ребенка маленькие кружки разного цвета. У воспитателя на фланелеграфе изображена кошка и наложены большие круги красного, желтого, зеленого цвета. В: У вас на столах лежат мышки, а у меня их норки. Ваших мышек нужно спрятать так, чтобы их не нашла кошка. У каждой мышки своя норка. Если мышка спрячется не в свою норку ее будет видно, и кошка ее поймает и съест. Дети по очереди подходят и прячут своих мышек. По окончанию игры подводятся итоги. Уточняются цвета. |
«Знакомство с квадратом» (как круг повстречал квадрата) | Цель: познакомить с геометрической фигурой, квадрат, закреплять умение выбирать ее из других фигур. | Однажды наш старый знакомый круг пошел гулять. Выберите нужную у себя и выложите на фланелеграфе». И повстречал странную фигуру, не похожую на себя. -Здравствуй, меня зовут меня зовут…(круг), у меня нет…(углов) и я круглый как…(солнышко). А ты кто? - Здравствуй, сказала фигура. Меня зовут квадрат. У меня есть …(углы) и я похож на (окошко, книгу, телевизор). Давай дружить. Давай. |
«Строим башню» | Цель: развивать представление о размере, о форме прямоугольник. Учить строить сериационные ряды. | - Сегодня мы с вами опять строители. На этот раз наша задача построить прочную башню. Для того чтобы ее построить нам нужно наложить кирпичи друг на друга. (кирпичи это кубики разного размера). Начинаем с самого большого, а заканчиваем самым маленьким. (У детей по 4 кирпича). После того, как все дети выполнили задание. Воспитатель складывает башню и дети сравнивают правильно ли они сделали. |
«Знакомство с треугольником» | Цель: формировать знания детей о треугольнике, научить выделять его среди других фигур, закреплять названия цвета | Однажды круг и квадрат пошли гулять. И повстречали странную фигуру, не похожую на себя. -Здравствуй, меня зовут меня зовут…(круг), у меня нет…(углов) и я круглый как…(солнышко, тарелка). - А меня зовут…( квадрат). У меня есть …(углы) и я похож на (окошко, книгу, телевизор). - А ты кто? - Меня зовут треугольник. И у меня тоже, как и у тебя, квадрат, есть..(углы) и я похож на…(пирамидку, елочку, крышу, гору). - Давай дружить. - Давай. |
«Домик» | Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах, цветах. Учиться конструировать по команде педагога. | Воспитатель говорит, а дети действуют в соответствии со словами. - Жил да был синий большой квадрат, к нему в гости пришел маленький желтый квадрат. А сверху на большой синий квадрат спустился зеленый треугольник. Что получилось? (домик) |
«Найди такой же» | Цель: учиться классифицировать геометрические фигуры. | В: среди имеющихся фигур найди и выложи два одинаковых круга. Под ними расположи два одинаковых треугольника, под ними найди и расположи два одинаковых квадрата. После того, как все дети выполнили задание. Воспитатель делает это задание а дети сравнивают правильно ли они сделали. |
«Поезд» | Цель: учиться классифицировать геометрические фигуры, составлять из них постройку, обыгрывать ее. | Наши фигурки хотят путешествовать, как вы думаете, на чем им можно уехать в далекие страны? Дети предполагают. Воспитатель читает загадку… (поезд) Для того чтобы сделать поезд возьмите большой квадрат, поставьте на квадрат треугольник, рядом с большим квадратом поставьте квадраты поменьше друг за другом. Под квадратами положите круги. Что у нас получилось? (поезд) |
«Фигурки путешествуют» | Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах, цветах, умения классифицировать цвета. | У каждого ребенка по одной геометрической фигуре разного цвета. На фланелеграфе изображено три самолета. Зеленый, синий, желтый. В: однажды полетели фигурки путешествовать. Купили себе билеты, стали места в самолетах занимать. Но их не пускают в самолеты. Оказалось, что у каждой фигурки свой самолет. Не в свой самолет садиться запрещено. Давайте поможем фигуркам сесть на свои места. Дети выходят по очереди и «садят» свои фигурки в нужный самолет, объясняя свой выбор. |
«Поручение» | Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах, цветах, умения классифицировать цвета. | У детей набор разных фигур. Воспитатель дает поручение. - Возьмите и положите красный квадрат, зеленый круг, желтый треугольник, синий круг. Проверяет правильность задания. |
«Разноцветные цепочки» | Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах, цветах, умения классифицировать цвета. | Одна фигура, разные цвета. Воспитатель выкладывает на фланелеграфе цепочку из кругов: синий, желтый, красный, зеленый. Дети внимательно изучают ее. Потом воспитатель убирает свою цепочку, а дети должны повторить то что было. Один цвет, разные фигуры. Воспитатель выкладывает на фланелеграфе цепочку: треугольник, круг, треугольник, квадрат. Потом убирает. Дети должны повторить. |
«Сделай узор» | Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах, цветах, умения классифицировать цвета, учиться конструировать по образцу. | У воспитателя на фланелеграфе образец узора. Детям нужно повторить такой же. В зависимости от возраста узор усложняется. Сначала нужно выполнить по образцу. Затем посмотреть на узор и выполнить его по памяти. Примеры узоров могут быть такими: |
«Чего больше» | Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах, цветах, умения классифицировать цвета, конструировать, повторить счет. | У каждого ребенка квадраты 5 шт. (стены для дома) и треугольники 4 шт. (крыши). Задача состоит в том, чтобы собрать домики. Для одного домика в итоге не хватить крыши. Чего больше квадратов или треугольников? Всем ли квадратам хватило треугольников? Предложить уравнять (убрать один квадрат) чтобы остались только полноценные домики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция и развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной сферы личности, пространственной ориентации, основных сенсорных эталонов посредством игровой деятельности.
Материал содержит опыт работы по коррекции и развитию познавательной сферы личности, основных сенсорных эталонов, пространственной ориентации посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольн...
Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, сове...
Формирование сенсорных эталонов средствами изобразительной деятельности
Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ...
«Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность у детей третьего года жизни»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу поделиться своим опытом работы с детьми по развитию сенсорных эталонов. Набрав, вновь прибывших детей, я провела диагностику по сенсорному развитию и анкетирован...
Педагогический совет «Формирование математических представлений дошкольников посредством усвоения сенсорных эталонов в конструктивной деятельности».
Материалы для подготовки и проведения педсовета...