Конспект занятия старшая группа компенсирующей направленности для детей с ОНР.
методическая разработка (старшая группа)

Каурцева Нина Николаевна

Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей посредством ритмо-музыкальных игр и упражнений, сопровождающихся речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon "Навстречу к весне"2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия старшая группа компенсирующей направленности

для детей с ОНР

Тема: «Навстречу к весне»

Цель: Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей посредством ритмо-музыкальных игр и упражнений, сопровождающихся речью.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- обогащать словарь детей, формировать грамматические категории;

- формировать умение слушать и слышать музыкальное произведение;

- совершенствовать умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Развивающие:

- способствовать развитию динамической координации движений, пространственной организации движений, мелкой, мимической и артикуляционной моторики;

- развивать чувство ритма и темпа;

- развивать объем физиологического и речевого дыхания, силу, выразительность и высоту голоса.

-развивать произвольное внимание, фонематический слух, двигательную память.

Воспитательные:

- создавать условия для хорошего настроения детей;

- воспитывать любовь к музыке;

- воспитывать эмоционально – волевую сферу.

Оборудование: Картинки с изображением времен года: весна, осень, зима, лета; фонограмма стука капель дождя;  пьесы «Апрель. Подснежник.» П. И. Чайковского; слайды на тему «Весенняя природа»; цветущие веточки 2 ; раскраски: цветы-первоцветы по количеству детей.

Ход образовательной деятельности.

Звучит музыка, дети с учителем-логопедом входят в зал, проходят на стульчики. (слайд №1)

Муз. руководитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга по музыкальному.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, ребята! Раз, два, три.

Девченки и мальчишки, здраааавствуууйтеее)

Вдруг кто-то стучится в дверь.

Логопед: Ребята это почтальон был, письмо передал вам. показывает «загадочное письмо», (которое принес почтальон) давайте его прочитаем (и предлагает его прочитать.)

Муз. руководитель:  Ребята, здесь загадка, но не простая, а про времена года! Давайте отгадаем! (слайд №2)

 «Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движением полна, зовут меня время года … (Весна)

Логопед: (слайд № 3) Ребята вот и наступила долгожданная весна! Вы ей рады? (да)

Ребята, посмотрите, перед вами картинки с изображением времен года (на доске 4 картинкивесна, осень, зима, лета). Определите, на какой по счету картинке изображена весна. И расскажите, почему вы так думаете? (Дети отвечают, в зависимости от изображения на картинке, называют признаки веснылогопед добивается полного ответа). Дети определяют последовательность картинок времён года.

(слайд №4)Упражнение: «Подбирай, называй, запоминай». (Проводит муз. рук. и уч. лог.) Назови как можно больше слов – признаков, слов – действий.(поочередно лог. и муз.)

- Весна (какая?) – теплая, долгожданная…

Солнце (какое?) - ….

Почки (какие) - ….

- Солнце весной (что делает?) – греет, припекает, ласкает, согревает…

Ручьи (что делают?) - ….

Листья на деревьях (что делают?) - …

Логопед: Ребята, а у нас для вас, есть весенняя история   называется «История веселого язычка»

Артикуляционная гимнастика «История весёлого язычка»

Логопед: Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую.) От его лучиков звонко закапала капель (цокать язычком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы. «Ку-ку,ку-ку!» - куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание)«Д-д-д!» - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Все пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка язычок на чудесную полянку («лопатка»). Сел язычок на пенёк («грибок») и огляделся («часики»). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть, выполнить 5 раз). Язычок поспешил домой.

Настроение волшебное, так и хочет запеть. Ребята, а мы же  знаем  песню про весну! Споем?(слайд №5)

Муз. руководитель: Давайте встанем как артисты и исполним песню о нашей весне.  «Ох, весна» сл. Юрия Полякова муз. Гульнары Азаматовой (после исполнения дети остаются в положении стоя)

Муз. руководитель: Ну, а теперь пора весну встречать, пойдем  навстречу Весне- матушкеВесна - красна идет в наш край, стужу-холод уводит, тепло и солнышко приводит. Дорога будет интересная, поэтому нам нужно размяться (слайд№6)

Разминка «Мишка» (дети стоят около стульчиков)

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна!

 Чтоб скорей набраться сил,

 Головой медведь крутил (вращение головой)

Наклонялся взад, вперед (наклоны)

 Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)

Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)

 И трухлявые пеньки.

 В них съедобные личинки –

 Для медведя – витаминки.

Наконец медведь наелся,

 И на бревнышке уселся (садимся)

Звучит фонограмма стука капель дождя.

Логопед: Ребята, слышите, начинается дождь. Но он теплый, весенний. Давайте поиграем с капельками дождя.

Логоритмическая- музыкальная  игра «Капля - раз»(под стульчиками, дети берут палочки для исполнения звука дождя). На интерактивном комплексе, дети просматривают видеоролик,  играют на палочках имитируя звук дождя.

Логопед: (слайд №7) С капельками мы поиграли и тучке пора лететь дальше, но без ветра она не сможет улететь. Давайте мы подуем вместо ветра.

Упражнение на дыхание «Ветерок»

А какую песенку паёт веиер: УУУУУУУ, ууууууу, ууууууууУУУУУУУУУУУУУУууууууууу….

Молодцы!

А вот прилетел и ветерок. Он поможет перенести нас на поляну.

Глазки закрывайте, немного помечтайте.

(Звучит нежная, спокойная музыка) (слайд №8)

С ветерком я подружусь, на полянке окажусь!

Муз. руководитель: Ребята! Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка!

Логопед: Прекрасное время года – весна! А как она красива!  Весна – начало жизни, пробуждение природы от зимнего сна. 

Муз. Руководитель: Весна всегда вдохновляла поэтов, художников, композиторов. Поэты сочиняли прекрасные стихи. Композиторы описывали увиденное с помощью музыки. Давайте и мы послушаем музыку и увидим весенние пейзажи родного края.

Слушание пьесы «Апрель. Подснежник.» П. И. Чайковского

Просмотр слайдов на тему «Весенняя природа»

Муз. руководитель: Ребята, скажите, чье произведение сейчас прозвучало? А как оно называется? Какое настроение передает музыка? (дети отвечают). Действительно, в музыке слышно, как, набирая силу, весна вступает в свои права.

Логопед: (слайд № 9, фоновая музыка пение птиц) Возвращаются птицы с теплых стран в родные края ..  Какие птицы первые возвращаются? (ответы детей) и на первых проталинах появляются первые цветы. Какие? (дети называют первоцветы: подснежники, тюльпаны) Давайте вместе покажем, как распускаются подснежники!

Логоритмическое  упражнение «Белые цветы». (слайд №10)

Дети приседают на корточки, изображая цветы, медленно встают.

Муз. Руководитель и логопед:

Наши белые цветки распускают лепестки,

(ладони правой и левой рук соединены, разъединять пальцы рук)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(руки-«цветок» вращать кистями)

Логопед: Как тепло и светло стало вокруг, чувствуется приближение Весны! Так и хочется поиграть! У меня есть мяч, сейчас я вам буду называть слова, а вы ловите мяч, повторяйте мое слово, но перед ним поставьте нужное слово «Весенний».

Проводится игра со словами: (инвентарь- 2 меча, по очереди лог.и муз.  ) день, погода, солнце, настроение, месяцы, гроза, лес, трава, одежда, деревья, ручеек….

 (Звучит музыка и фонограмма пения птиц)

Муз. руководитель

Ребята!  Весна красная!

Пришла к нам с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

Логопед: Ребята мы  вас приглашаю в весенний  хоровод, становитесь в круг.  

«Весенние проталинки»

Слова, музыка и аранжировка: Обухова Елена

(дети остаются стоять в кругу)

Логопед: А у нас есть цветущие веточки, их подарила нам весна, чтобы у нас всегда было весеннее настроение .

Муз. руководитель: и мы дарили всем окружающим радость и тепло.

Логопед: Ребята! Давайте поиграем в игру, к кому она прикоснется, 1) тот скажет слово наоборот

Упражнение «Скажи наоборот» (логопед и муз.руководитель)

1.Зимой снег чистый, а весной …

2.Зимой дни холодные, а весной …

3.Зимой солнце тусклое, а весной …

4.Зимой погода часто пасмурная, а весной …

2) Давайте ребята  весеннее слово назовем  ласково.

Слова (Поочередно начинает уч. лог.): ручей, капля, сосульки, облако, цветок, ветер, птица…. (логопед и муз. руководитель)

Логопед: Какие вы молодцы!

Муз. руководитель: Как хорошо, что мы с вами встретились и прекрасно провели время!

Логопед: Ребята! Давайте вы сейчас будете передавать нашу цветущую веточку и по очереди расскажете нам, что вам понравилось на вашем увлекательном  занятии. (ответы детей, по окончанию ответов дети проходят на стульчики )     (логопед и муз. руководитель)

Муз. руководитель: (Слайд №10) Ребята, у нас для вас необычные подарочки, мы хотим подарить вам цветы-первоцветы. Напомните, как они называются? (раздает цветы-раскраски)

Логопед: Ребята! Давайте скажем спасибо за подарки.

Ну, а нам пора прощаться,

В путь-дорогу отправляться.

Детский сад уж ждет в группе своих ребят! (дети машут руками и под музыку выходят из зала.)

(слайд№11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная группа) на тему: «Согласование числительного с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»

Учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой,  обогащать словарный запас, развивать зрительное ...

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Накроем на стол"

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ЗПР младшего дошкольного возраста с использованием методик развития мелкой моторики кистей рук....

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Животные Алтайского края"

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Животные Алтайского края" направленно на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, а так же речевому развитию...

Конспект занятия старшей группы компенсирующей направленности «Фруктовая история» по лексической теме «Фрукты» с использованием ИКТ

Занятие, для детей старшей группы компенсирующей направленности, направленное на развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, коорди...