Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Луговая Ирина Артуровна

Характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Структура музыкальности.

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Развитие музыкальных способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_sayt.docx14.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные способности детей дошкольного возраста.

Характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Структура музыкальности.

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Развитие музыкальных способностей ребенка.

 

Музыкальное образование дошкольников может быть успешным в том случае, если педагог, организующий процесс взаимодействия ребенка с музыкой, будет учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста, знать специфику воздействия музыки на ребенка.

Важнейшим составляющими музыкального языка являются звук, движение и ритм. Они доступны слуховой чувствительности ребенка начиная со стадии эмбрионального развития.

Наибольшая чувствительность к музыкальному развитию проявляется именно в раннем возрасте. Доказано, что в возрасте 8-10 месяцев дети проявляют способность различать разницу между двумя звуками по высоте. Именно то, как, а не то, что произносится, является краеугольным камнем процесса общения.

Экспрессивно-двигательная реакция у ребенка на музыку проявляется с самого раннего возраста (замирание или активизация двигательной активности).  Музыкально одаренные дети могут точно интонировать уже к двум годам. К 3-4 году жизни происходит обогащение двигательных реакций на музыку, проявляются индивидуальные различия в слуховой чувствительности.

На пятом году жизни наблюдается активизация вокально-слуховой и двигательной координации, обогащение музыкальной памяти. Проявление большой активности ребенка в процессе восприятия и воспроизведения музыки голосом наблюдается в 6-7 лет.

В старшем дошкольном возрасте дети могут осмысленно импровизировать мелодии, сочиняют попевки, овладевают техникой игры на различных музыкальных инструментах.

Главной чертой психики дошкольника является мышление в конкретных образах. В связи с этим, педагог должен контролировать равномерное развитие музыкально-слуховых представлений: ритмических, мелодических, исполнительских.

От понимания природы музыкальных способностей – являются ли они врожденными или развиваются под воздействием внешних факторов – зависит стратегия действий педагога, связанная с музыкальным развитием ребенка.

Для успешного осуществления музыкальной деятельности ребенка необходимы следующие способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Так же в перечень музыкальных способностей входят музыкальная память, исполнительские способности, творческие способности, зрительно-моторная координация, музыкальное мышление.

Музыкальная одаренность ребенка характеризуется крайне индивидуализированным, высшим проявлением музыкальных способностей.

Большое значение для решения педагогических вопросов имеют представления о структуре музыкальности. В структуре музыкальности выделяют две стороны: эмоциональную и слуховую.

Эмоциональная сторона музыкальности связана с тонкостью эмоциональных переживаний, творческим воображением, фантазией. Центром музыкальности, по мнению Б. М. Теплова, является способность эмоционально отзываться на музыку.

Слуховая сторона музыкальности, связанная с интеллектуальной стороной музыкальности, заключается в наглядной ориентации в звуковысотных, тембровых, ритмических, динамических соотношениях.

Проблема музыкальности имеет качественную, а не количественную составляющую. Прежде всего необходимо обращать на то, какова музыкальность ребенка, а исходя из этого разрабатывать стратегии педагогических действий.

Для развития музыкальных способностей ребенка необходимо знать его исходный уровень музыкального развития, в связи с чем актуализируется проблема диагностики музыкальных способностей.

«Объектами» диагностики музыкального развития ребенка являются:

- мотивация в занятиях музыкой;

- общие способности;

- креативные свойства ребенка;

-специальные музыкальные способности.

Процесс диагностики позволяет выявить динамику развития способностей ребенка. Можно выделить диагностику следующих музыкальных способностей:

- диагностика чувства ритма и двигательных способностей;

- диагностика звуковысотного слуха;

- диагностика музыкально-слуховых представлений;

- диагностика ладового чувства.

Одним из важных факторов развития музыкальных способностей ребенка является интенсивность обучения музыке, которая сказывается на общем уровне развития ребенка. Б. М. Теплов считал: «Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Способности не развивающиеся, не воспитуемые, не подлежащие упражнению – это сочетание слов, лишенное смысла».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.

Консультация  для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  через игру на музыкальных инструментах....

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же н...

Проект педагогического эксперимента «Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных за...

опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"

Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....