Семинар-практикум: «Психологическое здоровье детей»
методическая разработка

Щербакова Ольга Викторовна

Психологическое здоровье является важной частью общего здоровья любого человека, необходимым условием его полноценного развития. Оно тесно взаимосвязано с физическим здоровьем. Как говорил Сократ: «Тело не болеет отдельно и независимо от души». Мысли и эмоциональные реакции влияют на физическое здоровье, могут являться причиной психосоматических заболеваний. Физическое здоровье (правильное питание, физические упражнения, дыхание, сон) влияет на нашу духовную и эмоциональную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_zdorove.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Семинар-практикум: «Психологическое здоровье детей»

Психологическое здоровье является важной частью общего здоровья любого человека, необходимым условием его полноценного развития. Оно тесно взаимосвязано с физическим здоровьем. Как говорил Сократ: «Тело не болеет отдельно и независимо от души». Мысли и эмоциональные реакции влияют на физическое здоровье, могут являться причиной психосоматических заболеваний. Физическое здоровье (правильное питание, физические упражнения, дыхание, сон) влияет на нашу духовную и эмоциональную жизнь.

Как же должен выглядеть психологически здоровый человек? (ОТВЕТЫ ПЕДАГОГОВ)

Психологическое здоровье – состояние душевного равновесия и физического благополучия (комфорта), отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов), совокупность способностей и качеств, которые позволяют безболезненно адаптироваться в социуме, принимать адекватные решения и справляться с жизненными проблемами.

 Фундамент личности, формирование ее основных качеств, а именно физического и психического здоровья, культурного, нравственного и интеллектуального потенциала закладывается уже в детском возрасте, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно.

Каковы же факторы риска психологического здоровья детей?

Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается психологическая защищенность, т. е. осознание ребенком того, что его любят в любых жизненных ситуациях.

Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уважают его чувства и желания, постоянно проявляют интерес к делам ребенка, поддерживать его успехи, то он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.

Невнимание к ребенку, неуважение к личности лишают возможностей его самореализации в будущем. Вследствие нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в стрессовом состоянии. Чтобы вовремя помочь ему, каждый педагог (родитель) должен знать признаки такого состояния.

Как же может проявляться стрессовое состояние у ребенка?

-трудности с засыпанием, неспокойный сон;

-частая усталость;

-участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т. д.);

-участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;

-беспокойство, непоседливость;

-частое проявление упрямства, капризов;

-навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец;

-стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;

-стремление к уединению;

-невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т. д.

-дневное или ночное недержание мочи.

Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Поэтому нам, взрослым, во взаимоотношениях с детьми необходимо тонко подбирать эмоциональные формы воздействия, создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния, обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства, всячески оказывать психологическую поддержку воспитанникам в период их пребывания в ДОУ.

Но прежде, чем говорит о приемах и формах психологической поддержки, выполним с вами одно практическое упражнение.

Упражнение «Тонкая бумага»

/Каждому участнику раздается по листу бумаги, выполняют указания ведущего. /

- Сложите листок пополам, оторвите верхний правый угол, снова сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. (до пяти раз). Упражнение выполняйте так, как вы его поняли.

-У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? Каков смысл задания?

-Каждый понимает инструкцию по-своему, потому что все мы разные, индивидуальные. Объясняя задания детям или давая поручения, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Кто-то понял быстро и точно, кому-то необходимо повторить задание несколько раз, а некоторые дети нуждаются в дополнительной помощи.

Вот тут и необходима психологическая поддержка - процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных личностных особенностях ребенка, учитывает его индивидуальные особенности и способности с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах. Это позволит заложить крепкую базу для его благополучия во взрослой жизни. Основными составляющими психологической поддержки являются способы личностного взаимодействия с ребенком: безусловное принятие и позитивное внимание. Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Вербально и не вербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Поддержанию нормального здоровья ребенка способствует такая форма психологической поддержки, как речевая установки – совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка взрослым и способов поведения с ним. Давайте вспомним реплики взрослых, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить, негативное или позитивное влияние они оказывают на ребенка.

Например, часто можно слышать раздраженные высказывания взрослых в адрес расшалившегося малыша: «Хватит капризничать, а то оставлю тебя здесь».

-Какое воздействие оказывает эта реплика? (Негативное воздействие, т. к. ребенок может почувствовать свою ненужность, предательство со стороны родителей)

-Часто встречается ситуация, когда ребенок отказывается убирать свои игрушки. Что порой говорят взрослые в этом случае? «Убери свои игрушки, ты же взрослая девочка»

-Это позитивная или негативная установка? (Позитивная, т. к. подчеркивается самостоятельность ребенка.) А негативной в этом случае будет какая установка? (Угроза выкинуть игрушки или отдать другим детям.) В этом случае можно предложить ребенку устроить соревнование: кто быстрее уберет свои вещи.

Упражнение «Негативные установки»

Предположите, какие последствия могут повлечь негативные установки, которые иногда даются детям. Попробуйте изменить негативную установку на позитивную.

9. Нытик, плакса!

Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность

Поплачь, станет легче!

10. Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!

Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности.

Попробуй еще раз, и у тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе.

11.Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику.

Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.

Я тебя все равно люблю! Но мне очень неприятно – постарайся не поступать так больше.

12.Займись чем-нибудь, отстань.

Отчуждение, озлобленность.

Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займемся.

13.Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами!

Агрессия, капризы, истерика.

Мне бы хотелось купить тебе, но у меня нет денег.

Цель речевых установок в группе детского сада - создание положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.

Например: - Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
- Я рада видеть деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок. Ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: "Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим". Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен сделать следующее:

  • забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;
  • помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения, а в течение дня предоставлять немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Например, предложить ребенку выполнить те задания, с которыми он способен справиться, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех детям родителям. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для осуществления психологической поддержки ребенка необходимо следующее:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком, демонстрировать оптимизм.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь создавать ситуацию успеха для ребенка.

6. Уметь взаимодействовать с ребенком, внести юмор во взаимоотношения с ним.

7. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

8. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

9. Принимать индивидуальность ребенка.

10. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

 Для обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье широко используются здоровьесберегающие технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка: игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, изотерапия.

 Игротерапия представляет собой метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, целью которой является помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций.

Сказкотерапия-метод, использующий сказочную форму для развития и коррекции эмоциональных состояний: снятия тревожности, агрессивных проявлений, повышения самооценки, речевого развития, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Куклотерапия- воздействие на детей, предполагающее использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка: трудности, связанные с общением, страхи и тревоги по различным поводам.

Музыкотерапия-это психотерапевтический метод, использующий музыку для коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Музыкотерапия позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

 Изотерапия-метод коррекционного воздействия на ребенка с использованием разнообразных изобразительных средств, где дети имеют возможность отразить свое настроение и реализовать свои возможности. Нетрадиционные виды рисования снимают нервное напряжение, страхи, отвлекают от грустных мыслей, обеспечивают эмоционально положительное состояние, вызывают радость. При рисовании пальчиками или ладошкой дети преодолевают чувство неуверенности, боязни, неприятные ощущения. При рисовании «тычковым» способом можно проявить свои эмоции на бумаге силой «тычка», ритмом.

Песо́чная терапи́я- это способ снятия внутреннего напряжения, стабилизации эмоционального состояния. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от того, какие взрослые их окружают. Эмоциональное благополучие педагога - это одно из условий положительного эмоционального состояния детей. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо уметь управлять своими эмоциями, устраивать себе психологический разгрузки, которые помогут ему снимать излишнее эмоционально напряжение.


Упражнение «Подарок». Участники, не используя вербальные средства общения, дарят подарок на память соседу слева. Сосед слева благодарит соседа справа за подарок и называет его.

Спасибо за внимание! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Здоровье детей в наших руках"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13327220","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"width: 387px; height: 300px;","width":"480"}}]]Охрана и укрепления здо...

Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта "Неделя психологии"...

Семинар практикум "Сохранение психологического здоровья педагога"

Данный материал содержит практические методы и приёмы, направленные на формирование у педагогов способности самостоятельно сохранять психологическое здоровье, которое является основой профессиональног...

Семинар-практикум «Сохранение психологического здоровья педагогов»

актуальность  емы, упражнения на профессиональное выгорание...

Семинар-практикум «Укрепление психологического здоровья педагогов. Кинезиологическая самокоррекция»

Семинар-практикум «Укрепление психологического здоровья педагогов. Кинезиологическая самокоррекция»...

Семинар-практикум для родителей "Здоровье детей в наших руках"

Сценарий семинара-практикума с элементами тренинга для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста "Здоровье детей в наших руках"....

Семинар-практикум "Движение- основа здоровья детей"

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы &h...