Конспект НОД
план-конспект занятия (старшая группа)

Пололина Ольга Александровна

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая  

Тема НОД: Знакомство с казахским национальным орнаментом.

Цель:  Дать детям представление о традициях и особенностях быта казахского народа. Активизировать и пополнять словарь детей. 

Задачи:  Познакомить с казахским орнаментом: амулет, крестовина, кость, торсык (сосуд для кумыса); развивать глазомер, чувство ритма; воспитывать интерес к казахскому народному творчеству. Знакомство  с понятием "орнамент". Развивать фантазию, творческое мышление, воспитывать любовь к результатам собственного труда. Воспитывать интерес к окружающему миру и предметам декоративно-прикладного искусства казахов. Учить детей видеть казахский орнамент, объясняя основные его элементы и порядок их чередования: широкая полоса, угол, ромб, декоративные завитки. Закреплять умение делать набросок орнамента простым карандашом. Воспитывать толерантность,  уважение к культурным традициям казахского народа, аккуратность в работе и интерес к аппликации как виду деятельности.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (конструирование), «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа.  Беседа о казахских народных традициях и культуре казахов, ознакомление с жилищем-юртой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 3"

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему:

"Знакомство детей старшего дошкольного возраста с казахским национальным орнаментом"

Подготовила:

воспитатель Пололина О.А.

Энгельс

 2020г


Конспект непосредственной образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая  

Тема НОД: Знакомство с казахским национальным орнаментом.

Цель:  Дать детям представление о традициях и особенностях быта казахского народа. Активизировать и пополнять словарь детей.  

Задачи:  Познакомить с казахским орнаментом: амулет, крестовина, кость, торсык (сосуд для кумыса); развивать глазомер, чувство ритма; воспитывать интерес к казахскому народному творчеству. Знакомство  с понятием "орнамент". Развивать фантазию, творческое мышление, воспитывать любовь к результатам собственного труда. Воспитывать интерес к окружающему миру и предметам декоративно-прикладного искусства казахов. Учить детей видеть казахский орнамент, объясняя основные его элементы и порядок их чередования: широкая полоса, угол, ромб, декоративные завитки. Закреплять умение делать набросок орнамента простым карандашом. Воспитывать толерантность,  уважение к культурным традициям казахского народа, аккуратность в работе и интерес к аппликации как виду деятельности.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (конструирование), «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа.  Беседа о казахских народных традициях и культуре казахов, ознакомление с жилищем-юртой.

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вступительная часть

Д/и: «Букет доброты».

Дети становятся в круг. У каждого из них цветок, который они передают соседу с пожеланием добра. В итоге начавшему круг доброты достается целый букет пожеланий.

Основная часть

Воспитатель напоминает детям, что у каждого народа есть своя культура и традиции.

-  Ребята, а как называется дом, жилище казахов, в которых они живут в степи, когда пасут стада лошадей, овец, баранов?

Юрту делают из прочного дерева - березы, а купол, чтобы он получился такой формы, делают из гибкого, прочного дерева - ивы. Потом сверху обтягивают теплым материалом - войлоком и обязательно украшают орнаментом, чтобы юрта одной семьи не была похожа на юрту другой семьи. Каждая юрта особенна – нет одинаковых юрт.

Казахи – кочевой народ – пастухи и охотники, поэтому они используют переносное жилище. Обращает внимание на юрту. Она очень легко монтируется и разбирается, сделана из легких материалов, поэтому ее легко перевозить. Тем не менее юрта очень теплая, т. к. делается из ковров из верблюжьей шерсти, которые называются кошмами. Внутри юрта тоже устлана коврами. Посмотрите, какие они красивые, с национальным орнаментом.

В убранстве интерьера юрты главную роль играли узорчатые войлоки - "текемет" и "сырмок". Текемет - войлок с вваленным рисунком, главным образом белого и черного, а также желтого, розового и коричневого цветов (техника инкрустации). Для этих войлоков характерно сочетание белого и коричневого цветов в центре поля, красной ткани и белого войлока - в кайме.  При этом мотивы фона и каймы повторяют друг друга. В орнаментике разнообразных тканых ковров и дорожек используются чередующиеся орнаментированные полосы. Для пестрых узорных безворсовых ковров характерно наличие каймы с рисунком, отличающимся от узоров поля. Фон ковров - красный, реже оранжевый и синий, узоры - многоцветные.

- Сегодня мы познакомимся с казахскими национальным орнаментом. Обратить внимание на разнообразие казахского орнамента: кошкар-мюиз (бараний рог), скар-мюйз (один рог), жапырак (лист), жапырак-гуль (трилистник), агаш (дерево), кус-канат (крылья птицы), тумарша (амулет), торт-кулак (мотив крестовины, составленный из орнамента "бараний рог").

   Слово "орнамент " в переводе с латинского языка означает "украшение". Украшения из узоров и орнаментов можно встретить повсюду: в интерьере помещений, на предметах быта (шкатулках, книгах, посуде, одежде и др.).

Орнамент состоит из ряда последовательно расположенных элементов. Обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент служит для украшения поверхности какого-либо художественного изделия. Он придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму.

По характеру составляющих элементов орнаменты подразделяют на геометрический, растительный, животный и др.

Геометрический орнамент включает линии, плоские фигуры, квадраты, многоугольники, круги, спирали и т.д..

Растительный - стилизованные листья, плоды, цветы.

Животный - стилизованные фигуры и части фигур реальных или фантастических животных и птиц.

Обратить внимание детей на цвета, используемые в казахском орнаменте. Подвести детей к утверждению, что детали орнамента отражают специфику быта, жизни, культуры казахского народа. Например, рога барана, крылья, след барана - все это элементы казахского орнамента.

Казахский орнамент: Крылья птицы (Кесе).

Педагог показывает детям изображения уже знакомых элементов орнамента (амулет, крестовина, кость, родничок) с тем, чтобы они назвали их.

- Давайте, немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.

- Сегодня мы познакомимся с другими элементами казахского орнамента - "крылья птицы" и "рога марала."

Воспитатель предлагает рассмотреть эти элементы, обращает внимание на связь между их названиями и изображением.

Народное декоративно-прикладное искусство является основным в Казахстане на протяжении столетий в условиях скотоводческо-кочевнического хозяйства. Юрта, бытовые предметы, одежда - все украшалось самобытным казахским узором, корни которого уходят в глубь веков. Для него характерны асимметричность композиции, плоскостность рисунка, четкость крупных форм, объединенных цветом и ритмом. Народные названия элементов узора - "бараньи рога", "верблюжий след",  "голова змеи" и др. дают представление о реальных основах и связи с сакским "звериным стилем".

Изделия из дерева (мебель, двери юрт, посуда, музыкальные инструменты) украшались преимущественно плоским рельефом, выжженным и расписным орнаментом, главным образом растительного характера. Отделка деревянных изделий осуществлялась ажурными костяными пластинами с растительным рисунком, в который вплетались мотивы рогов барана.

Ювелирные изделия украшались растительным и геометрическим орнаментом.

Основным элементом, считается орнамент «рог» (мyйiз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. «Мyйiз» является истоком казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, «кошкармyйiз» - бараньи рога; «аркармyйiз» - рога архара; «бугымyйiз» - рога оленя; «кырыкмyйiз» - сорок рогов; «космyйiз - двойные рога; «сынармyйiз» - однорогий; «сыныкмyйiз» - сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц - «торткулак» - крестовина; тyйетабан - верблюжья ступня; «сынарокше» - единственная пятка; «косалка» - двойное ожерелье; «кзтабан» - гусиные лапки. Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида предметов домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент - «мyйiз» - рог. Каждый мастер-творец оригинального вида орнамента, называл его по-своему, в зависимости от назначения и использования в быту.

Орнаменты типа «мyйiз» иногда бывают очень мелкими, а порой - крупными. Мелкие используются в украшении ювелирных изделий, в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные - в ковроткачестве, в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент заоложен в самой основе войлока, в сырмаках - вырезается из двухцветного войлока. Крупный орнамент также используется в изделиях из чия, в изготовлении коржынов, в элементах одежды, в строительном деле.

Рассмотреть вместе с детьми различные виды национальных ковров. Определить, что ковры украшались строго геометрическим рисунком.

- Юрта.

 

Дети смотрят слайды презентации с фотографиями юрт, орнаментами

«Чудеса»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. 
Наши глазки отдыхают, 
Упражнения выполняют. 
А теперь мы их откроем, 
Через речку мост построим. 
Нарисуем букву о, получается легко. 
Вверх поднимем, глянем вниз, 
Вправо, влево повернем, 
Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза. 
Продолжают стоять с закрытыми глазами. 
Открывают глаза, взглядом рисуют мост. 
Глазами рисуют букву о. 
Глаза поднимают вверх, опускают вниз. 
Глаза смотрят вправо- влево. 
Глазами смотрят вверх, вниз.

Заключение

В изображениях многих орнаментов проскальзывает содержательный смысл, скрытая, иносказательная характеристика животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимым колоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философским содержанием.

Сделать вывод, что орнаментальное искусство Казахстана очень разнообразно. Оно слагается из орнаментов - геометрических, растительных, животных.

В конце занятия педагог еще раз обращает внимание детей на особенности национального казахского орнамента

 

Дети отвечают и называют названия орнаментов, которые запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....