Профориентационный проект образовательной деятельности по теме «Профессия – врач» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Антонюк Александра Олеговна

 В связи с актуализацией вопросов развития профессиональной ориентации в общеобразовательной школе необходимо определить роль и место в этом дошкольного учреждения.  Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. Скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность  носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.  Эта работа начинается уже в детском саду. В процессе своего развития ребенок  наполняет своё  сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных  образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На  данном этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику  впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора старших дошкольников о мире профессий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная образовательная организация

«Детский сад №212»

Профориентационный проект

образовательной деятельности по теме «Профессия – врач»

для детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\Солнце\Desktop\40198_640.jpg

Автор - составитель:

 Антонюк А.О.,

воспитатель

2014г.

 «Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности…»

В.А.Сухомлинский.

Актуальность проекта

 В связи с актуализацией вопросов развития профессиональной ориентации в общеобразовательной школе необходимо определить роль и место в этом дошкольного учреждения.  Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. Скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность  носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.  Эта работа начинается уже в детском саду. В процессе своего развития ребенок  наполняет своё  сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных  образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На  данном этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику  впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора старших дошкольников о мире профессий.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом ФГОС, возрастных особенностей старшего возраста и объема информации, которая может быть ими усвоена.

Цель: Формирование представлений о профессии врача у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Дать представления детей о профессии врача.

2.Вызвать интерес к профессии врача, попробовать себя в его роли;

3.Воспитывать положительное отношение и уважение к труду взрослых.

4. Активизировать речевую деятельность, расширять словарный запас детей,

Участники проекта: Дети, воспитатель, родители.

Материально-техническое оснащение: медицинские инструменты, халаты, пузырьки, шпатель, вата, бинт, маски, шприцы, градусник, фонендоскоп, атрибуты к сюжетно ролевой игре «Больница» и к дидактическим играм.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Тип: краткосрочный (неделя)

Формы и методы работы:

  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Непосредственно-образовательная деятельность.

Предполагаемые результаты

  • У детей сформируются представления о работе врача.
  • Дети познакомятся со специальностями врачей.
  • В сюжетно - ролевых играх будет просматриваться четкая сюжетная линия.

Этапы реализации проекта

I.этап. Поисково-информационный, который включает следующие мероприятия:

1.Поиск литературы.

2.Изготовление атрибутов к сюжетно ролевой игре: масок, медицинских карт, талонов к врачу.

3.Создание дидактических пособий иллюстраций.

4.Собрание коллекции картинок врачей: окулиста, стоматолога, педиатра, лора, и медицинская сестра, ветеринарный врач.

II этап. Основной

В практике с дошкольниками по ранней (детской) профессиональной ориентации воспитатели дошкольных учреждений используют разнообразные формы и методы работы. Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок, рассказы воспитателей и родителей, непосредственно образовательная деятельность, игры, праздники и развлечения, самостоятельная художественно – творческая деятельность обогащают представления детей о труде взрослых, а, имея эти представления, они осознают, что их родители, нужные всем люди, что труд их почётен. У ребят появляется интерес к трудовой деятельности взрослых. Дети вместе с воспитателями с увлечением мастерят атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В своих творческих работах дети изображают родителей, себя в будущем. Интересней и осознанней становятся высказывания детей. Они дают оценку отношениям людей к своим трудовым обязанностям, замечают взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда. Многие выражают желание в будущем избрать профессию мамы или папы.

Экскурсии – самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные  результаты. Во время экскурсии в медицинский кабинет дошкольники знакомятся с профессией медсестры, не только на словах, но  наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать данную профессию.

План мероприятий по реализации проекта

День недели

Мероприятие

Цель

понедельник

1 Беседа «Врач - педиатр»

2 Чтение художественной литературы К.Чуйковский «Доктор Айболит»

3. Изобразительная деятельность (рисование) «Как Айболит зверей лечил»

4. Сюжетно- ролевая игра «Больница»: сюжет «На приеме у врача»

5.Дыхательная гимнастика  «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Познакомить детей с детским врачом, кого он лечит?

Учить детей внимательно слушать, следить за развитием сюжета. Поддерживать интерес и внимание в литературном произведении.

Учить составлять сюжет композиции, используя краски. Способствовать развитию творческих способностей

Обогащать игровой опыт детей, способствовать развитию сюжета игры.

Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания.

Вторник

1.Беседа с медсестрой Дзюбой Е.И.

2.Дидактическая игра «Угадай, кто изображен»

3.Познавательно-исследовательская деятельность «Измерение температуры тела» (под наблюдением медсестры детского сада).

4.Экскурсия в медицинский кабинет.

5.Чтение художественной литературы А. Кардашова «Наш доктор»

6.Сюжетно- ролевая игра: «Прививочный кабинет»

Познакомить детей с профессией медсестры.

Учить детей применять знание о профессии врача в игре, правильно употреблять названия в речи.

Продолжать знакомить детей с профессией врача, пояснить, как и зачем измеряют температуру тела.

Продолжать знакомить детей с профессией медсестры, обратить внимание на оборудование медицинского кабинета.

Учить детей внимательно слушать, следить за развитием сюжета. Отвечать на вопросы о действиях персонажей.

Обогащать личный опыт детей, учить выполнять ролевые действия.

Среда

1 Беседа « Врач - окулист»

2.Дидактическая игра» Узнай на ощупь»

3.Продуктивная деятельность. Рисование по трафарету медицинских инструментов (градусник, шпатель, шприц.)

4.Заучивание стихотворения П. Образцова «Лечу куклу»

5.Просмотр мультфильма «Если хочешь быть здоров» Смешарики

6 Сюжетно-ролевая игра «Больница» Сюжет «Кукла Катя заболела»

7.Гимнастика для глаз «Рисование носом»

Продолжать знакомить детей со специальностью врача окулиста. Кто лечит наши глаза, кто проверяет зрение детей.

Развивать мышление, память, называть и узнавать на ощупь, учить детей описывать медицинский инструмент, узнавать по описанию.

Продолжать учить детей пользоваться трафаретом, развивать воображение.

Развивать литературную речь, учить произносить вместе с воспитателем поэтические строчки.

Формировать культурно гигиенические навыки.

Учить детей действиям врача: осмотреть больного, измерить температуру, посмотреть горло, послушать трубочкой; пользоваться в игре атрибутами по назначению, Воспитывать чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью.

Предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата.

Четверг

1.Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки»

2.Беседа «Врач - стоматолог»

3.Музыкально-художественная деятельность Слушание: П.Чайковский «Болезнь куклы»

4. Чтение художественной литературы М. Придворов « Доктор Вася»

5.Конструирование «Постройка больницы»

6.Изобразительная деятельность. Лепка «Витаминки»

7.Сюжетно-ролевая игра «Больница» сюжет: «Папа вызывает врача»

8.Просмотр мультфильма Маша и Медведь «Сладкая жизнь»

Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Продолжать знакомить детей со специальностями врача

Учить детей слушать и понимать музыкальное произведение, формировать основы музыкальной культуры.

Учить детей слушать, отвечать на вопросы по произведению оценивать героев.

Побуждать интерес к совместным играм, учить детей выполнять конструкции аккуратно.

Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, доскообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев.

Учить детей брать на себя роли мамы, папы и врача, доводить взятую роль до конца игры. Продолжать учить действиям врача: осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой: пользоваться в игре атрибутами по назначению; сопровождать речью свои действия,

Формировать культурно гигиенические навыки.

Пятница

1.Беседа «Что нужно доктору для работы»

2. Дидактическая игра «Что умеем, мы не скажем, что умеем мы покажем»

3. Изобразительная деятельность (аппликация) «Градусник»

4. Чтение стихотворения И. Драг «Врач»

5. Сюжетно-ролевая игра «Больница» сюжет: «Поликлиника-регистратура»

Продолжать знакомить детей с медицинскими атрибутами.

Закрепить названия профессий, активизировать словарный запас детей. Развивать воображение.

Закрепить название медицинских атрибутов. Развивать творческие способности.

Развивать литературную речь, учить произносить вместе с воспитателем поэтические строчки.

закрепить умение принимать на себя и обыгрывать роли врача, больного,  медсестры. Продолжать учить детей сопровождать игру речью.

Взаимодействие с родителями:

  • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре (костюмы, покупка шприцов, ваты.)
  • Встреча родителя с детьми «Рассказ о своей профессии»

III этап. Заключительный.

Итоговое мероприятие:

Выставка продуктивной деятельности творчества по теме «Профессия врач»

  • Рисунки по теме «Айболит зверей лечил»
  • Аппликация по теме «Градусник»
  • Лепка по теме «Витаминки»

Заключение

  • Дети познакомились со специальностями врачей.
  •  У детей сформировалось представление о работе врача.
  • В сюжетно - ролевых играх просматривается четкая сюжетная линия.
  •  В результате проведенной работы разработан перспективный тематический план, создана картотека игр сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Профессия - врач».

Список литературы

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина.-М.: "Педагогическое Общество России", 2000.- 128с.

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой.-М.: Просвещение,1974.-192с.

3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.

4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В.Логинова, Л.Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56-63.

5. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.

6. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№10.- с. 64-69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Зимующие птицы»Цели:формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знание детей о з...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме :"Превращение веревочки" для детей старшего дошкольного возраста"

Конспект организованной образовательной  деятельности по теме :"Превращение веревочки" для детей старшего дошкольного возраста"...

Образовательная деятельность на тему: «Пожароопасные предметы для детей старшего дошкольного возраста»

Задачи:·        формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской  ме...

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возрастаЦель: воспитывать интерес к родному языку, к изучению и образованию новых сл...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Зимующие птицы»Цели: формирование экологической культуры у детей.Задачи:образовательные:- способствовать формированию представлений детей о зимующих птицах;-  формиро...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности «Знакомство с профессией врача» для детей среднего дошкольного возраста

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности «Знакомство с профессией врача»для детей среднего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности на тему «Профессия космонавт» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по теме «Профессия космонавт» для детей старшего дошкольного возраста. Цель:   Обогащение и расширение знаний и представлений детей  об особенностях жи...