План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за птицами"
план-конспект занятия (средняя группа)

Пырырко Мария Николаевна

Цель занятия: закрепить знания о птицах.

Задачи:

1. Образовательные: учить называть птиц и части тела; - учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения. - расширять представление о весне и поведении птиц в это время года; - закреплять представление о птичьем мире;

2. Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память;

3. Воспитательные: воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым; - воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Форма занятия: интегрирования: познание, коммуникация.

Продолжительность: 25 – 30 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: средняя группа 4 – 5 лет

Оборудование: кормушка, зёрна, маска кота для подвижной игры; карточки для дидактической игры «Угадай и назови»; выносной материал.

Предварительная подготовка: беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Литература: Е. Панкратова «Воробей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektnablyudeniyanaprogulke.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: закрепить знания о птицах.

Задачи:

1. Образовательные: учить называть птиц и части тела;

- учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.

- расширять представление о весне и поведении птиц в это время года;

- закреплять представление о птичьем мире;

2. Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память;

3. Воспитательные: воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым;

- воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Форма занятия: интегрирования: познание, коммуникация.

Продолжительность: 25 – 30 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: средняя группа 4 – 5 лет

Оборудование: кормушка, зёрна, маска кота для подвижной игры; карточки для дидактической игры «Угадай и назови»; выносной материал.

 Предварительная подготовка: беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы,  рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Литература: Е. Панкратова «Воробей»

Ход занятия:

п/п

Наименование этапа

Содержание материала

Примечание

   1

 

  2

  3

 

 Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

     Перед выходом на прогулку воспитатель объявляет, что сегодня, мы пойдём в парк. В парке, очень много птиц.

    Выйдя на прогулку, воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение «Воробей»:

Воробьишка - воробей,

Чик-чирик! - между ветвей,

Словно серенький комок,

С дерева на ветку - скок!

Тут взлетит, туда вспорхнёт.

С мостовой зерно клюёт,

У скамеек ищет крошки,

И боится очень кошки.

Е. Панкратова

- Ребята, обратите внимание на этих птичек. Кто из вас знает, как они называются?

- Воробьи.

- Правильно. Это воробьи. Про воробья еще говорят: «Мал, да удал». Как думаете, почему?

- Потому что они маленькие

- Давайте понаблюдаем за ними.

Воробушки всегда летают стайками. - Давайте посмотрим, что у воробушка есть?

- Посмотрите: клювик, две лапки, маленькие крылышки. А знаете ли вы, что под коричневыми пёрышками есть теплый пушок, который их согревает в холодную погоду. Чтобы воробью не умереть от голода им приходится много летать, для того чтобы находить себе корм. А давайте-ка мы с вами послушаем и представим, о чем разговаривают воробушки между собой (воспитатель вместе с детьми прислушивается к голосам воробьёв). Ну, ребята, вы услышали, как разговаривают воробьи?

- Да

-  А теперь мы с вами попробуем говорить по воробьиному.

Дети: Чик-чирик, чики-рики, чики-чик.

- Молодцы! А вы умеете летать как воробьи?

- Да (имитируют движенья полета птиц).

- Ну, раз вы умеете летать и «говорить» как воробьи, то мы с вами поиграем в увлекательную игру, которая называется «Воробушки и кошка»

Цель: физическое развитие детей.

Задачи: способствовать развитию координации; упражнять в мягком спрыгивании на землю, приземлении на полусогнутые ноги; в умении приступать к игре по сигналу; в соблюдении правил игры.

Ход: несколько детей (3-4) изображают воробьев, остальные – маленькие птенчики, один ребенок - кошка. Игра начинается с того, что птицы и птенчики располагаются на деревьях - возвышенностях. Кошка размещается на заданном расстоянии от птичек в круге, нарисованном на земле.

Птицы слетают с деревьев (спрыгивают, чирикают, летят на площадку и спустя некоторое время зовут своих птенцов полакомиться зёрнышками. Птенцы подлетают к воробьям, присаживаются на корточки (клюют корм, летают. По сигналу «кошка» птицы должны успеть улететь на деревья. Задача кошки - поймать птиц. Того кого поймали, сам становится кошкой.

Правила: птенцы вылетают только по зову взрослых птиц; дети бегают только в пределах заранее оговоренной территории; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.

- На голом суку сидит,

На весь двор кричит:

«Кар – кар – кар!» Кто же это, ребята?

-  Ворона

Воспитатель обращает внимание детей на большую птицу, сидящую на дереве

-  Ребята, ворона хитрая, ловкая птица. Живет рядом с человеком, пищу находит на свалках, в мусорных контейнерах, она всеядная.

-  А давайте сравним, чем похожи и отличаются две птицы (воробей и ворона).

Дети отмечают, что у обеих птиц есть клюв, крылья, хвостик и лапки. Одна птица – большая, чёрная; вторая – меленькая серая. Воробьи летают стайками, а вороны чаще всего по одной.

-  Давайте еще раз повторим, как «разговаривают» эти птицы.

Дети имитируют звуки, которые издает ворона.

- А теперь полетаем как вороны (уточняет, что вороны летают не так быстро как воробьи и реже машут крыльями).

Дети бегают на площадке, имитируя движения и голос ворон.

Далее воспитатель показывает детям кормушку и интересуется у них, знают ли они что это и для чего. Предлагает детям насыпать зёрна в кормушку и, отойдя от нее, понаблюдать за поведением птиц (уточняет, что птицы очень пугливы и нужно вести себя тихо).

После наблюдения организовывает экспериментирование «Рассматривание следов»

Цель: Развивать наблюдательность, любознательность, двигательную активность.

В руках у воспитателя лупа.

- Ребята, а кто знает, кто такой следопыт? (Если дети не отвечают, рассказывает сам). Кто хочет со мной изучать следы? (раздаёт лупы). Ходят по участку, рассматривая разнообразные следы.

Вопросы:

Кому принадлежат следы? О чём они говорят? (рассматривая следы, дети предполагают, чьи они).

Правильно.

Вопросы:

А как вы думаете, на какой поверхности виден след лучше? Давайте попробуем узнать (дети, пробуя на разных участках, приходят к выводу, что след виден лучше на мягкой поверхности).

Идут дальше по участку, рассматривая следы.

Исследование: «Определи след».

Воспитатель (показывая на след): Я думаю, что эти следы принадлежат мальчику, который ходит в сапогах. Посмотрите, какая подошва: гладкая, не рифленая. А кто прошёл здесь? Здесь прошли два человека – взрослый и ребёнок. Давайте сравним их следы (дети, сравнивая, приходят к выводу, что след взрослого человека больше, чем у ребёнка).

Дидактическая игра «Угадай и назови»

Цель: закреплять знания детей о птицах, их строении;

Задачи: развивать воображение, наблюдательность; формировать первичные представления об объектах окружающего мира; обогащать активный словарный запас; прививать любовь к природе; развивать быстроту реакции.

Материал: карточки с изображением частей тела различных птиц (ворона, воробей, голубь, лебедь, утка, павлин); поощрительные призы.

Ход: Дети выстраиваются в одну линию, воспитатель показывает картинку с изображением той или иной части тела птицы (клюв, крыло, голова, лапки, хвост и т. п.). Задача детей дать правильный ответ: «Какой птице принадлежит та или иная часть». Тот, кто сделает это быстрее, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.

Затем дети играют в самостоятельные игры с выносным материалом на участке (предложить сюжетно- ролевую игру «Птица с птенчиками). Параллельно проводится индивидуальная работа (Диана, Матвей, Кирилл, Тима А., Ева) по основным видам движений (бег на короткую дистанцию, прыжки с малой высоты).

По завершению прогулки трудовые поручения детям – собрать на участке природный материал (листочки, пёрышки, веточки) для изготовления поделок в группе.

- Ребята вам понравилось наблюдать за птицами?

- Да

-  Про каких птиц мы сегодня с вами говорили?

- Про воробья и вороной

- Правильно, молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект наблюдения на прогулке в подготовительной к школе группе «Живая берёзка»

В этом материале представлен план-конспект наблюдения за березой с элементами составления рассказов-доказательств...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за ветром"

Цель занятия: расширить представления детей о ветре, как о явлении неживой природы, вызвать интерес к окружающему миру.Задачи:1. Образовательные: учить определять тихую или ветреную погоду осенью, вли...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за работой дворника"

Цель задания: закрепить и расширить знания и представления детей о труде взрослых.Задачи:1 Обучающие: закреплять знания детей о профессиях, активизировать словарь по темам «Инвентарь», &la...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Пришла весна"

Цель задания: формирование представлений детей о признаках весны, о весенних изменениях в природе.Задачи:1 Обучающие: способствовать формированию представлений детей о признаках весны, содействовать з...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за небом"

Цель занятия: формировать навыки наблюдения за природными явлениями, расширять представления о погоде, связывая ее с состоянием неба.Задачи:1. Образовательные: формировать представления о различных со...