Учебно-исследовательский проект «Колобок».
материал (средняя группа)

Ивойлова Александра Альбертовна

Учебно-исследовательский проект «Колобок».

Сказка - один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе. Например, как понимать сегодня смысл слов «короб», «сусек», «стужон» или «пряжон»? А что означает само слово «колобок»? Какую миссию «выполняют» колобки на нашей планете, трансформируясь в разные образы. И в чём секрет популярности этой русской народной сказки не только у русских, но и у детей других народностей? В своей работе я решила провести своё исследование сказки «Колобок».

Цель исследования: «трансформировать» знакомый с детства образ Колобка и провести пробу создания мультфильма, создав свою сказку «Новые приключения Колобка».

Задачи: − Изучить происхождение сказки «Колобок»? − Узнать значение устаревших слов, имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня читателю. − Расследовать, сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение предков или сказка о хлебобулочном изделии. − Изучить процесс приготовления «Колобка».

Методы: - изучение и анализ научной литературы, художественной литературы, литературных источников и интернет – ресурсов; - беседы; - наблюдение.

Изучив научную литературу, ознакомившись с материалами интернет-ресурсов, мы выяснили, что одно из самых ранних упоминаний о «Колобке» было в «Житии протопопа Аввакума»: «...Фекла Симеоновна: оне нам от смерти голодной тайно давали отраду, без ведома ево, – иногда пришлют кусок мясца, иногда колобок, иногда мучки и овсеца». Сама же сказка впервые была опубликована в 1844 г. в книге Екатерины Алексеевны Авдеевой: «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевой». Но самым любимым и известным является вариант сказки «Колобок» в записи известного историка и фольклориста А.Н. Афанасьева. Проблема: все дети хорошо знают и любят сказку «Колобок», но никто не смог объяснить, почему колобка называется и из чего он сделан. Гипотеза: наше изучение малопонятных слов поможет правильному пониманию прочитанного текста, а значит, лучшему пониманию сказки, кроме этого, только хорошо зная значение того или иного слова, мы сможем правильно употреблять его в разговорной речи. Предмет исследования: сказка «Колобок» Этапы реализации проекта

Название этапов. Пути реализации проекта

Первый этап подготовительный

1.Сбор информации. 2.Работа с научной литературой, художественной литературой, интернет-ресурсами.

Второй этап реализации проекта

1. Просмотр мультфильма по русской народной сказке «Колобок». 2. Чтение литературных произведений . 3. Проведение викторины «Лучший знаток сказки «Колобок». 4. Беседа на тему: «Колобок –это пища крестьян».

Третий этап заключительный

1. Оформление площадки для съёмок. 2. Создание мультфильма .

В чём суть «Колобка» Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Оказывается, «Колобок» у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за «Колобка». Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца. Подтверждение именно такой интерпретации «Колобка» мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): « Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается». Это про Небеса и Ярило-Солнце. Основной смысл этой сказки прост, хотя и может быть выражен по-разному. Например, «Если тебе повезло четыре раза, не факт, что повезет в пятый», «Не будь излишне самонадеянным», «Не ведись на лесть», «От судьбы не убежишь», «Коль ты еда – тебя съедят» и т.д. Сверху – простая и круглая, как главный герой, мысль. А в глубине?.. Слово «Колобок» возникло от слова «колоб» - круглый хлебец - это чисто русское хлебное изделие, возникновение которого было случайным. Дело в том, что колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии обычных припасов для хлеба в их обычном количестве. На колобок шли остатки разной муки — все, что было в доме, и все поскребки квашни, которые обычно не изымались, а оставлялись на закваску.

Толкование мало употребляемых слов из сказки «Колобок» Обратившись к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля и «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, мы растолковали значения и других слов, многие из которых сегодня мало употребляются в повседневной речи:

 Амбар-строение для хранения зерна, муки, припасов…

 Короб – лубяное или берестяное изделие для укладки и носки чего-нибудь…

 Поскрести – поскоблить остатки …

 Сусек – закром.

 Авось – (частица) – может быть, вдруг, случайно …

 Пригоршня – ладони (ладонь), сложенные горстью; количество чего-либо, вмещающееся в ладони, сложенные таким образом.

 Лавка – скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене.

 Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревянных избах и старинных городских домах.

 Пряжить (в сказке – «пряжон») – жарить в масле.

 Студить (в сказке – «стужон») – делать холоднее, охлаждать.

 Подавно – тем более, разумеется.  

Оформление площадки для съёмок. Создание мультфильма .  

Вывод. На все поставленные вопросы перед исследовательской работой мы смогли найти ответ: - Смысл сказки «Колобок»; - С помощью словаря узнали точное значение малопонятных нам до этого слов.

Список использованной литературы

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4.М., 1978-1980.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1973 г. – 939 с.

3. Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. Учеб. Заведений / Сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А.Николаева.-2-е изд., стереотип. М., 2000.

4. Даль В.И. Русские сказки. Спб, 1832.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ

Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...

План исследования учебно - исследовательского проекта «Выше, дальше, быстрее»

В учебно-исследовательском проекте "Выше, дальше, быстрее" подробно описаны цели,задачи,план исследования,историография вопроса. ...

Учебно - исследовательский проект «Выше, дальше, быстрее»

Актуальность проекта,проблемный вопрос и текст к защите проекта....

Учебно-исследовательский проект "Волшебный песок"

Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов - это д...

Учебно-исследовательский проект "Полезные башмачки"

Проведенная исследовательская работа, позволила выявить  интерес ребенка к  обуви: изучена история возникновения обуви, рассмотрены различные ее виды, типы, изучено качество различных матери...

учебно-исследовательский проект "Мир динозавров"

Проблема, рассмотренная в данной работе, не только знакомит нас с прошлым, но и дает возможность задуматься о будущем. Ведь если каждый человек, каждый ребенок будет беречь нашу планету, то у нас не б...

Учебно-исследовательский проект «Колобок»

Цель исследования: «трансформировать» знакомый  с детства образ Колобка  и провести пробу пера, создав свои сказки для книжки - раскладушки «Новые приключения Колобка».Задачи:−...