Технологии проблемного обучения в ДОУ
презентация

Коротина Юлия Викторовна

Презентация по технологиям проблемного обучения в ДОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии проблемного обучения в ДОУ

Слайд 2

Проблемное обучение - это Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение? Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

Слайд 3

История возникновения технологии проблемного обучения Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи , который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Слайд 4

Технологии проблемного обучения в России В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов , М. Н. Скаткин , они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Слайд 5

Технологии проблемного обучения в ДОУ это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение? Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

Слайд 6

Цель проблемного обучения это осмысленное освоение дошкольниками системы знаний и умений; развитие познавательной активности; формирование способности к самостоятельному исследованию.

Слайд 7

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения: - проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний; -быть доступными для обучающихся; -должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

Слайд 8

Достоинства и недостатки проблемного обучения: Достоинства проблемного обучения: 1. Высокая самостоятельность обучающихся; 2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся; 3. Развитие мыслительных способностей детей. Недостатки: Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Слайд 9

Этапы проблемного обучения: 1 этап – внедрение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Воспитатель задает проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их знания. 2-й этап – мотивационная игра. Дети под руководством воспитателя вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!»). Однако наряду со знакомыми ситуациями предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний детей вызывает у них затрудние в игровой ситуации («мы этого еще не знаем, мы этого еще не умеем»). 3 – й этап – поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний. Задавая наводящие вопросы («вопросы-ловушки»), воспитатель корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде воспитателем. 4-й этап – самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив тему, дети возвращаются к мотивационной игре либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания. 5-й этап – повторение или развивающие задания. 6-й этап – итог занятия.

Слайд 10

Спасибо за внимание!

Слайд 11

Проблемная ситуация - это состояние умственного затруднения обучающихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта. Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Слайд 12

Проблемный вопрос - это это не просто воспроизведение знаний, знакомых детям, а поиск ответа на основе рассуждений. Согласно ФГОС у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества как «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)». Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению .

Слайд 13

Использование методов проблемного обучения на занятиях в ДОУ Одним из методов познавательного развития дошкольников, при ознакомлении с окружающим миром является такой вид деятельности, как решение проблемных ситуаций. Занятия с включением решения проблемных ситуаций становятся увлекательными, развивающими, помогают детям повысить свою самооценку. Данный вид деятельности способствует развитию творческой личности, потому что ребёнок пользуются наиболее совершенными методами самостоятельного добывания знаний. Я на протяжении длительного времени использую в своей работе с детьми одним из элементов занятия решение проблемных ситуаций Для того чтобы ситуация была проблемной необходимо знать способы создания проблемных ситуаций . Их несколько. Их цель: 1. Способствовать заострению противоречий в сознании ребёнка 2. Помочь увидеть несоответствие, включить всех детей в поисковую деятельность. 3.Сталкивать знания детей с научными фактами, усвоение новых знаний на основе уже известных.

Слайд 14

Правила проблемных технологий: Существует несколько правил , которые необходимо соблюдать : правильно сформулированные вопросы конкретизируют, сужают область неизвестного, что именно следует выяснить для решения проблем, не сообщать ребёнку готовый ответ. Как ни хотелось бы этого сделать. Таким образом, воспитатель должен достичь того, чтобы ребёнок: Действительно почувствовал определённую теоретическую или практическую трудность. Уяснил, что от него хочет воспитатель. Захотел решить эту проблему. Смог это сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кейс-технология как педагогическая технология проблемного обучения"

-        создание комплексной интегрированной модели информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса ДОУ.- систематизация, обновление и по...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».

Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....

методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием развивающих технологий и технологий проблемного обучения

В данной методической разработке используется развивающий дидактический материал - палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. С их помощью решаются задачи развития логического мышления детей, смекалки, умения...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...