Самообразование. Отчет по теме «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Исакова Ирина Андреевна

Самообразование педагога 2019 - 2020 уч год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_19_-_20_g.docx46.33 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Чебурашка»,  филиал Автономного учреждения дошкольного образования

муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

Самообразование педагога

Исаковой И. А., воспитателя высшей квалификационной категории

на 2019 – 2020 учебный год

Тема «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования воспитателя Исаковой И. А. по теме: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Вторая младшая группа, период – сентябрь 2019 – май 2020 года.

Актуальность работы заключается в следующем:

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей 3 - 4 лет.

Цель:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

- Развивать сенсорные способности детей 3 - 4 лет;

- Изучить новинки методической литературы;

 (согласно возрастной группе, усложняя прошлогоднюю);

- Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

- Подготовить консультации для родителей по данной теме;

- Продолжить работу по дополнительной платной услуге «Песочная сказка» - рисование на песке;

 - В работе с родителями включать анкеты, беседы, посиделки, организации совместных праздников.

Продолжая работу над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно - образовательного процесса необходимы теоретический и практический опыт.

Работу проводить планирую поэтапно:

- на первом этапе – работа с детьми: продолжение знакомства детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина…..).

- на втором этапе – работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.

- на третьем этапе – работа с родителями: проведение консультаций, открытых занятий, отчеты по дополнительной платной услуге, семинары, практикумы и мастер – классы.

Используемые средства:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Самостоятельная деятельность детей;

- Предметно - развивающая среда.

Применяю такие методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- игровые.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3 - 4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 3 – 4 лет.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Выход темы: 

- консультация для родителей

- организация гостиных и проектов с использованием мастер – классов для родителей

- родительское собрание «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста

Формы работы с родителями и детьми:

Родители:

- Сотрудничество через консультации

- Родительские собрания

- Беседы

- Гостиная

- Семинар – практикум

- Мастер – класс для родителей «Зайчик на пальчик»

- Совместное изготовление дидактического материала

Дети:

- Занятия по сенсорному воспитанию

- Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации своего проекта я провела мониторинг знаний и умений детей на начало  учебного года для дальнейшего сравнения.

Диагностика уровня развития детей на декабрь 2019 г.

Социально-коммуникативное развитие

Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме

с – 90%

в ст. ф – 10%  

н – 0%        

Владение элементарной трудовой деятельностью

с – 90%

в ст. ф – 10%  

н – 0%        

Владение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира

с – 70%  

в ст. ф – 30%  

н – 0%

Сформировано - 72%

В стадии формирования - 28%

Не сформировано - 0%

Познавательное развитие

Овладение познавательно-исследовательской деятельностью; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира

с – 7%  

в ст. ф –93%  

н – 0%

Сформировано - 7%

В стадии формирования - 93%

Не сформировано - 0%

Речевое развитие

Овладение речью как средством общения и культуры

с – 73%  

в ст. ф – 24%

н – 3%

Обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы

с – 27%  

в ст. ф – 70%

н – 3%

Сформировано - 50%

В стадии формирования - 47%

Не сформировано - 3%

Художественно-эстетическое развитие

Развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельностью

с – 23%

в ст. ф– 77%

н – 0%

Развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью

с – 33%  

в ст. ф – 67%

н – 0%

Сформировано - 28%

В стадии формирования - 72%

Не сформировано -0%

Физическое развитие

Овладение двигательной деятельностью

с – 70%  

в ст. ф – 30%

н – 0%

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

с – 77%  

в ст. ф – 23%

н – 0%

Сформировано - 73%

В стадии формирования - 27%

Не сформировано - 0%

Сформировано - 46%                                    

В стадии формирования - 53%

Не сформировано - 1%

Список используемой литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

Реализация плана самообразования воспитателя Исаковой И. А. по теме: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста».

Вторая младшая группа, период – сентябрь 2019 – май 2020 года.

месяц

перечень мероприятий

сентябрь

 - Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

 - Создание предметно - развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка

 - Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями

октябрь

 - Дидактические игры на развитие тактильных ощущений (картотека): «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару»

 - Непосредственная образовательная деятельность по ФЭМП «Геометрические фигуры»

ноябрь

 - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы (картотека): «Найди предмет указанной формы», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?», «Стираем белье»

декабрь

 - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины (картотека): «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки», «В какую коробку?», «Дальше – ближе»

 - Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями

январь

 - Подготовка и проведение  родительского собрания «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

февраль

 - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

«Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери  гирлянду», «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет», «Краски», «Подбери карандаш»

 - Музыкально – спортивный праздник «Мальчишка – будущий солдат»

март

 - Организация и проведение военно – патриотической гостиной «Мы память бережно храним» в рамках форума «Большая перемена» с 21 по 28 марта

апрель

 - Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

май

 - Мастер – класс для родителей «Зайчик на пальчик»

 - Диагностика

 - Отчет по самообразованию

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе

Воспитатель: Исакова Ирина Андреевна, 1 квалификационная категория

Тема: «Геометрические фигуры»
Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах.

Задачи:

  • Учить различать геометрические фигуры, используя зрительный анализатор; активизировать память, внимание, мышление;
  • Развивать мелкую моторику рук, коммуникативные навыки;
  • Воспитывать умение слушать воспитателя и друг друга; аккуратность при работе с карандашами;
  • Учить детей работать небольшим коллективом дружно.

Материал к занятию: дидактическая игра «Расставь окна в домики», геометрические фигуры квадрат, треугольник, круг; карточки на каждого ребенка с изображением круга, квадрата, треугольника, цветные карандаши, раскраски для каждого ребенка с изображением геометрических фигур, предметы круглой, квадратной, треугольной формы.

Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

 Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются). 
1.Организационный момент
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся. (улыбаются друг  другу)

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Ребята, я вам открою секрет. Сегодня к нам в гости пришли не только Ольга Анатольевна и Анна Владимировна, но и геометрические фигуры. Фигуры потерялись! Они просят вас назвать их и помочь им. Поможем?

Воспитатель начинает загадывать загадки:

Нет углов у меня и похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Угадайте, друзья, кто же я?

Дети: Круг.

Воспитатель:

Правильно это круг. Давайте все вместе нарисуем пальчиком в воздухе круг. 
(Все дети вместе со взрослым делают нужные движения). И скажем каким он у нас цветом.

А вот это, ребята, какая геометрическая фигура?

Не овал я и не круг, треугольнику не друг,

Вот такой я брат.

И зовут меня...

Дети: Квадрат.

Воспитатель: Правильно квадрат. 
Давайте все вместе нарисуем пальчиком в воздухе квадрат. 
(Все дети вместе со взрослым делают нужные движения). У меня палец делает движения вот так: сначала прямо, потом угол, палец поворачивает вниз до угла, затем снова угол, от угла ведём пальцем влево, угол, и ведём пальцем вверх. И скажем каким он у нас цветом.

Кто, знает, как называется эта фигура?

Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?

Дети: Треугольник.

Воспитатель:

Это треугольник у него три угла. Давайте все вместе нарисуем пальчиком в воздухе треугольник. (Все дети вместе со взрослым делают нужные движения). И он у нас какого цвета?

(Попеременно, показывая круги и квадраты, треугольники разных цветов, спрашиваю у детей их название и цвет).

Дидактическая игра «Найди такую же»

Воспитатель:  Ребята, помните, фигуры помощи просили? Они потерялись и смогут вернуться домой, только в том случае, если мы с вами выполним несколько заданий. Вы все молодцы. Правильно назвали все геометрические фигуры. А вы знаете, что в нашей группе очень много предметов, которые имеют такую же форму,  - круг, квадрат, треугольник.

Посмотрите, у каждого из вас под стульчиком лежат карточки с изображением круга, квадрата, треугольника. Возьмите и рассмотрите их. Затем внимательно посмотрите внимательно на нашу группу и найдите что-нибудь круглое, квадратное, треугольное.

(Дети в соответствии с изображением на карточке находят нужные предметы круглой, квадратной, треугольной формы.)

Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.

Физкультминутка:
«Медвежата»

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так –
Головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так
И из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так
Кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ноги)

(Идем выполнять задание)

Дидактическая игра «Расставь окна в домики»

(На столе лежат геометрические фигуры разного цвета и размера, разложены домики с круглыми, квадратными, треугольными окошками).

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, поднялся сильный ветер и окна перепутались в домах. Давайте им поможем. Раз, два, три – домик ищи.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились. Осталось последнее задание.

(Дети рассаживаются за столы)

Воспитатель: Ребята, вам нужно раскрасить геометрическую фигуру цветным карандашом любого цвета, а затем нарисовать им глазки, носик, ротик.

После окончания работы рассматриваются портреты геометрических фигур.

Итог занятия:

Ребята, сегодня мы с вами встречали гостей. Кто назовет каких гостей мы встречали? (геометрические фигуры, как они называются?)

Родительское собрание во второй младшей группе «Одуванчик»

Тема: «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

Форма проведения: родительское собрание
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников.
2. Раскрыть понятие «дидактическая игра», и как она влияет на обогащение словаря детей. 
3. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости у родителей по данной проблеме.
4. Предложить родителям подборку дидактических игр по сенсорному воспитанию для применения в домашних условиях.
Ожидаемые результаты:
- активное включение родителей в практическую и игровую деятельность;
- повышение уровня знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников;
- желание применять полученные знания в семье.
Материалы и оборудование:
- дидактические игры по теме;
- цветные карандаши, краски, кисти, непроливашки с водой, чистые листы - шаблоны (матрешки);
- наборы блоков Дьенеша 4 штуки;

- картинки цветные для наложения блоков Дьенеша;

- обручи 4 штуки;

- геометрические фигуры – значки на груди у детей;

- песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково» аудиозапись;

- карточки для игры «Собери цепочку» 4 штуки;

- шаблоны матрешек для раскрашивания.
1.Приветствие. Вступительное слово.

(слайд 1)


Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о сенсорном воспитании и о том, как оно влияет на развитие детей младшего дошкольного возраста. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, которая обладает чувствительностью, позволяющей осязать предмет, игрушку. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Вот об этом мы с вами сегодня поговорим. 

- Я уверена, что каждый из нас – взрослых, воспитывая своих деток, постоянно путешествует, экспериментирует, мечтает…. Давайте сегодня, вместе с нашими детьми, отправимся с вами в путешествие в страну Сенсорику и оценим по достоинству, казалось бы, обычный набор геометрических фигур.

(Слайд 2)

2. Деятельность с детьми.


(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель выступает в роли машиниста, дети становятся «паровозиком» и входят в музыкальный зал)
1.- Внимание! Ребята, наш поезд прибывает на станцию. Посмотрите, у вас на груди прикреплены необычные значки. Кто знает, что это за значки? Правильно, это геометрические фигуры (попросить назвать некоторых детей фигуры на своих значках). Для того, чтобы выполнить задание на этой станции нам нужно разделиться, а значки нам помогут. В обручах на полу лежат те же значки, с теми же фигурами, что и у вас на футболках. Внимательно посмотрите и подойдите к нужному обручу. Вот мы и разделились на 4 команды и готовы выполнять первое задание.

В каждом обруче лежат картинки и наборы геометрических фигур. Вам нужно правильно подобрать фигуры и наложить их на ваши картинки.

(«Выложи картинку» с блоками Дьенеша)

(самостоятельное выполнение детьми, проверка и помощь воспитателя)

 - Молодцы, справились, снова отправляемся в путь, выстроились паровозиком, поехали!

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель выступает в роли машиниста, дети, вслед за воспитателем движутся по кругу)

2.- Внимание! Ребята, наш поезд прибывает на следующую станцию. Внимательно посмотрите на свои значки на груди и найдите свой обруч. Ребята, вам нужно дружно, без ссор собрать цепочку из геометрических фигур. Каждой команде я раздам схемы и вы по этим схемам соберете цепочки. Начнем?

(«Собери цепочку из геометрических фигур» с блоками Дьенеша)

(самостоятельное выполнение детьми, проверка и помощь воспитателя)

 - Молодцы, справились, снова отправляемся в путь, выстроились паровозиком, поехали!

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель выступает в роли машиниста, дети, вслед за воспитателем движутся по кругу)

3.- Внимание! Ребята, наш поезд прибывает на следующую станцию. Внимательно посмотрите на свои значки на груди и найдите свой обруч. Ребята, вам нужно для каждой большой фигуры найти пару – фигуру маленькую. Начнем?

(«Найди пару» с блоками Дьенеша)

(самостоятельное выполнение детьми, проверка и помощь воспитателя)

- Молодцы, вы справились и с этим заданием, осталось самое сложное, снова отправляемся в путь, выстроились паровозиком, поехали!

(Пока дети едут на паровозике, убрать все обручи и наборы блоков Дьенеша)

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель выступает в роли машиниста, дети, вслед за воспитателем движутся по кругу)

4.- Внимание! Ребята, наш поезд прибывает на следующую станцию. Станция творческая и красочная!

(внести столы с шаблонами, красками, кистями)

Ребята, что у нас на столах? (Краски, кисти, салфетки, непроливашки с водой, цветные карандаши и шаблоны матрешек)

Что мы делать будем, как вы думаете? Правильно, мы будем украшать матрешек! И делать это мы будем вместе с вашими родителями, они вам обязательно помогут, верно, мамы, папы и бабушки?

(приглашение родителей к детям для выполнения украшения матрешки)

Обратите внимание на слайд.

(Слайд 3)

Родители и ребята, мы приготовили вам несколько картинок на доске, можете посмотреть и использовать в своем украшении матрешки.

Ваши матрешки готовы? Ребята, теперь аккуратно возьмите матрешек, увезете на паровозике их в группу, чтоб высохли и потом заберете домой.

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель выступает в роли машиниста, дети, вслед за воспитателем движутся по кругу)

(детей уводим с младшим воспитателем в группу, убираем столы)

А мы, уважаемые родители с вами отправляем на еще одну станцию!

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель выступает в роли машиниста, родители, вслед за воспитателем движутся по кругу)

5.- Внимание! Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».
Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача научиться делать игры из подручного материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

Хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся.

(Обзор игр)


3.Беседа по теме


Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина и пространственные отношения. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, обогащает словарный запас детей.


Ведущим видом деятельности детей данного возраста является игра, она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. С детьми младшего дошкольного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение материала проходит незаметно для малышей, в практической деятельности. 

(Слайд 4)

Современным родителям доступно множество дидактических пособий, с помощью которых они могут развивать своих деток с самого раннего возраста. Большой популярностью пользуются логические блоки Дьенеша – игра с картинками, схемами и специальными альбомами. Занятия с этим пособием помогают дошкольникам в развлекательной форме познакомиться с основами математики. Знакомо вам это пособие?

Что такое блоки Дьенеша? Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми. Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:

Цвет: синие, красные, желтые.         

Размер: маленькие, большие.

Толщина: толстые, тонкие.

Форма: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

(Слайд 5)

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 2 -3 года. Работа с логическими блоками Дьенеша научит кроху:

Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами.

Логически мыслить.

Лучше разговаривать.

Понимать, что такое цвет, толщина, форма и разный размер.

Осознавать пространство.

Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.

Настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу.

Выполнять мыслительные операции.

Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, навыки моделирования и конструирования.


Также, хотелось бы поблагодарить вас за активное участие в нашей сегодняшней встрече и выразить надежду на дальнейшее успешное сотрудничество. А ещё хочется предложить вам дома со своими детьми активнее заниматься развитием сенсорного восприятия с использованием дидактических игр, которые совсем не сложно и не дорого изготовить в домашних условиях.


Спасибо, что нашли время прийти к нам. Будем очень рады вас видеть снова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Сегодня я хочу рассказать вам о сенсорном развитии детей младшего возраста.Как нам всем прекрасно известно, дети младшего возраста начинают активно познавать окружающий мир. Их опыт познания день за д...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста по средством дидактических игр» .

Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребёнка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Ос...

Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двиг...

Статья на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

      Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напр...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственногопознания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всехвидов восприятия – зрительного, тактильно – двигательног...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственногопознания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всехвидов восприятия – зрительного, тактильно – двигательног...