Исследовательская деятельность: песок
методическая разработка (старшая группа)

Самородина Ирина Сергеевна

Исследовательская деятельность в старшей группе: песок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская деятельность15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в старшей группе (песок)

Воспитатель: Самородина И. С.

Цель: Развитие исследовательских способностей воспитанников

Задачи:

- Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

- Учить распознавать песок, его свойства, использование через исследовательскую деятельность, используя опыты.

-Развивать творческое воображение, внимание, память, логическое мышление.

-Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Материал:

-Баночки с песком, баночки с водой, ложечки, карандаши, магнит, лупы, воронка.

Ход занятия.

Д.у. «Волшебный мешочек»

воспитатель предлагает детям засунуть в него руку и наощупь определить, что там находится.

Дети делают предположения: сахар, мука, песок, соль и т.д.

- А теперь, ребята, давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке

- А что такое – песок?

Дети: Это полезное ископаемое

- Сегодня вы будете исследовать песок, познакомитесь с его свойствами.         

- А как вы думаете, где проводятся исследования?

Дети: в лаборатории

- А что такое «лаборатория»?

Дети: Специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

- Сегодня вы отправляетесь в лабораторию, для того, чтоб исследовать песок, ставить опыты. Для того чтобы проводить исследование, необходимо специальное оборудование

- Какое оборудование находится на столах?

Дети перечисляют оборудование на столах

Опыт № 1 «Что такое песок, из чего он состоит?»

Обследовать сухой песок пальцами; насыпать на пластину и рассмотреть в лупу. Опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотреть их.

Дети проводят опыты, делают выводы

Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла. На ощупь песок шершавый

Опыт № 2

Пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сухим песком карандаш, поводить карандашом в разных направлениях.

Дети: Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый

Опыт№ 3

Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку чтобы образовался конус. Песок растет в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если долго сыпать, то образуются сплывы. Можно подуть на песок имитируя ветер. Частички передвинутся.

Дети: Вывод: песок может двигаться.

- Правильно, песок может двигаться.

Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.

Динамическая пауза:

Это – легкая забава –

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно:

Там стена, а там – окно.

Приседаем быстро, ловко,

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать.

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно!

Опыт № 4

В баночку с водой опустить горсть сухого песка… Не размешивать! Понаблюдать, что произойдет.

Если размешать воду, песочная пыль растворится и окрасит воду.

Дети: Песок осядет, а на поверхности можно увидеть песочную пыль

Вывод: Песок тяжелый. Пыль – легкая, поэтому она остается на поверхности и окрашивает воду.

Опыт № 5

В воронку с песком наливаем воду. Вода проходит через песок (надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь). Если же воду налить во влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, т.к. воздуха между частичками нет. При попадании воды, а песок, он начинает менять свои свойства: становится плотный, вязкий, более темный. Может приобретать форму.

Дети: Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.

- Ребята! Сегодня «наш герой» - песок. А где его можно встретить, где применить?

- Я предлагаю вам посмотреть на волшебный экран, который покажет, где и как можно применить песок…

(На экране показаны кадры, где применяется песок: в строительстве, для изготовления бетона- цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине - когда нужно что-то погреть, для игр – песком можно рисовать…)

Д.упр. «нарисуй на песке»

Дети рисуют на песке

- Давайте сделаем выводы. Что вы сегодня исследовали?

- Что такое песок?

Дети: Песок – это полезное ископаемое. Он состоит из мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер. Песок может содержать частички металла

- Какими свойствами обладает песок?

Дети: Он - сыпучий, рыхлый, рассыпчатый; может пропускать воду, двигаться, т.е. изменять свои свойства под воздействием воды

- Где применяется песок?

Дети: В строительстве, для изготовления стекла, для игр…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""

На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....

Проект по познавательно- исследовательской деятельности "Песок-Вода"

Проект.Тема: «Маленькие исследователи» (песок-вода).Вид проекта: «Познавательно-исследовательский проект».Тип проекта: Краткосрочный.Срок проведения: Две недели.(31.01.-13.02.2014г).Участники пр...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники – песок и глина"

Применение квест-технологи  при организации образовательной деятельности в области познавательно-исследовательского развития...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Песок и вода» (для младшего дошкольного возраста)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  «Песок и вода»(для младшего дошкольного возраста)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности «Удивительный песок»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи:Образовательные:1. Познакомить со свойствам...