СОД "Словом и мечом. Роль церкви в годы ВОВ"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Антонова Екатерина Фягимовна

Самоанализ совместной  образовательной деятельности

 в подготовительной группе на тему: «Словом и мечом. Роль православной церкви в годы Великой Отечественной войны»

Конспект совместной образовательной  деятельности, образовательная область «Социально - коммуникативное развитие, тема: «Словом и мечом. Роль православной церкви в годы Великой Отечественной войны»  составлен  в соответствии с комплексно – тематическим планированием к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  Использовались проблемные вопросы, дифференцированный подход, личностно – ориентированные  технологии, ИКТ,  здоровьесберегающие  технологии, нетрадиционная техника рисования ватным диском, технология «ЛЭПбук» и «Синквейн».

В процессе НОД происходила интеграция следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

          Представленный конспект – сконструирован мною, построен в соответствии принципами:

•Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

Актуальность:

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Проблема:

Современное поколение недостаточно знает о Великой Отечественной войне и о роли православной церкви в годы ВОВ.

Цель: воспитание у дошкольников чувства патриотизма и любви к своей Родине.

        Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- формировать чувства гордости за свой народ, за его боевые заслуги;

- расширять знания представления о Великой Отечественной войне, защитниках Отечества;

- закрепить знания детей о деятельности священников во время ВОВ;

- показать на примерах, как русское православное духовенство во время войны с захватчиками достойно выполняло свой патриотический и нравственный долг.

Развивающие:

- развивать образное мышление, творчество;

- развивать связную речь детей, умение строить диалог;

- обогащать словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.

- воспитывать у дошкольников чувство патриотизма.

Для достижения цели были использованы методы и приемы: наглядные: просмотр видео роликов «Роль церкви в годы ВОВ», «Обращение митрополита Сергия», презентация по теме, рассматривание альбома  «Подвиги священнослужителей в годы Великой Отечественной войны», рассматривание ЛЭПбука «День Победы». Словесные: вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение, рассказывание о священнослужителях, ответы на вопросы. Практические: изготовление георгиевских ленточек,  исполнение танцевальной композиции, словесная игра «Каким должен быть воин?», подвижная игра «Не ошибись».

Предшествующая работа: Реализация проекта «Боевая слава России»: беседы, просмотр презентаций по теме, экскурсии в музей Боевой славы, к памятнику Воину –освободителю, к Аллеи памяти, заучивание стихотворений, пословиц по теме, чтение рассказов.  Создание альбома «Подвиги священнослужителей в годы Великой Отечественной войны». Подготовка атрибутов и материалов для игры «Не ошибись» и мастерской.

Мотивация.

Для эмоционального настроя в начале занятия я предложила детям послушать стихотворения о войне. Затем при помощи различных видов деятельности поддерживала интерес детей к теме занятия на протяжении всего НОД, что позволило раскрыть тему с разных сторон.

Постановка цели.

Дети, прослушав стихотворения, ответили на вопрос: «О чем говорится в этом стихотворении?», определили, что на занятии мы будем говорить о ВОВ. Цель была поставлена совместно с педагогом, была привлекательна для детей.

Совместная работа по нахождению способов деятельности. 

При выборе способов деятельности я опиралась на знания и опыт детей. Мною были организованны следующие виды деятельности: игровая (словесная игра «Каким должен быть воин?», подвижная игра «Не ошибись»), музыкальная (прослушивание аудиозаписи в процессе раскрашивания георгиевской ленточки), коммуникативная (ответы на вопросы, рассматривание  альбома «Подвиги священнослужителей в годы Великой Отечественной войны» и рассказ о священниках, беседа о героях - дергачевцах ВОВ); познавательная  (просмотр видео роликов «Роль церкви в годы войны», «Обращение митрополита Сергия»);  речевая (беседа, диалог); восприятие художественной литературы (рассказывание стихотворений); продуктивная (мастерская «Раскрась георгиевскую ленточку»), двигательная (смена видов деятельности, использование всей площади помещения, подвижная игра «Не ошибись»). В результате смены видов деятельности дети находились в движении, не сидели на одном месте, что позволило им не устать за время занятия и сохранить интерес, так как все виды деятельности соответствовали  поставленной цели.

Мне удалось занять партнерскую позицию по отношению к детям. Дети на занятии чувствовали себя свободно, спокойно, легко шли на контакт, советовались  при возникновении трудностей. На протяжении НОД преобладал диалог детей и воспитателя.

Словарная работа.

Обращала внимание на правильное произношение фамилий, имен героев – дергачевцев ВОВ, священников.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.

Детям было предложено самостоятельно выполнить  задание: раскрасить георгиевскую ленточку для альбома при помощи восковых мелков, ватных дисков и стружки карандаша оранжевого цвета. В ходе самостоятельной работы я поддерживала детей, хвалила за удачные решения. Ребята взаимодействовали между собой в ходе самостоятельной работы. Для детей мною был создан психологический комфорт в ходе НОД. Самостоятельное задание было выполнено без затруднений.

Рефлексия.

В конце занятия дети при помощи вопросов составили синквейн «Мир». Исполнили танцевальную композицию под песню «Журавли».

Прогнозируемые результаты:

- сформировано чувство гордости за свой народ, за его боевые заслуги;

-расширены знания представления о Великой Отечественной войне, защитниках Отечества;

- закреплены знания детей о деятельности священников во время ВОВ;

- сформировано представление на примерах, как русское православное духовенство во время войны с захватчиками достойно выполняло свой патриотический и нравственный долг.

- развито образное мышление, творчество;

- развита связную речь детей, умение строить диалог;

-обогащен словарный запас.

- воспитан интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.

- у дошкольников воспитано чувство патриотизма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект СОД

Образовательная область

«Социально – коммуникативное развитие»

Тема: «Словом и мечом. Роль православной церкви

в годы Великой Отечественной войны»

в подготовительной группе

МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

Воспитатель:

                 Антонова Е.Ф.

Дата проведения:  22.11.2019

1.Совместная образовательная деятельность

Воспитатель: Антонова Е.Ф.

2.Возрастная группа: подготовительная

3. Образовательная область:  «Социально - коммуникативное развитие»

4. Тема: «Словом и мечом. Роль православной церкви в годы Великой Отечественной войны».

5.Тип деятельности: тематическое, творческое, познавательное.

6.Используемые методы и технологии обучения: интеграция образовательных областей, проблемные вопросы, дифференцированный подход, личностно – ориентированные  технологии, ИКТ,  здоровьесберегающие  технологии, нетрадиционная техника рисования ватным диском, технология «ЛЭПбук» и «Синквейн».

7.Форма организации обучения: фронтальная, подгрупповая индивидуальная.

8. Форма обучения на занятии: беседа, игра, мастерская.

9.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

10.Цель: воспитание у дошкольников чувства патриотизма и любви к своей Родине.

11.Задачи:

Образовательные:

- формировать чувства гордости за свой народ, за его боевые заслуги;

- расширять знания представления о Великой Отечественной войне, защитниках Отечества;

- закрепить знания детей о деятельности священников во время ВОВ;

- показать на примерах, как русское православное духовенство во время войны с захватчиками достойно выполняло свой патриотический и нравственный долг.

Развивающие:

- развивать образное мышление, творчество;

- развивать связную речь детей, умение строить диалог;

- обогащать словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.

- воспитывать у дошкольников чувство патриотизма.

12. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная, познавательная, речевая.

13.Методы: наглядные: просмотр видео роликов «Роль церкви в годы ВОВ», «Обращение митрополита Сергия», презентация по теме, рассматривание альбома  «Подвиги священнослужителей в годы Великой Отечественной войны», рассматривание ЛЭПбука «День Победы». Словесные: вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение, рассказывание о священнослужителях, ответы на вопросы. Практические: изготовление георгиевских ленточек,  исполнение танцевальной композиции, словесная игра «Каким должен быть воин?», подвижная игра «Не ошибись».

14. Средство обучения для воспитателя: презентация по теме, видео ролики «Обращение митрополита Сергия», «Роль церкви в годы ВОВ», Российский флаг, флаги голубого, синего, зеленого цветов, видеоклип песни «Дети Земли, мир без войны», аудиозапись песни Я. Френкеля «Журавли».

15. Средство обучения для детей: альбом «Подвиги священнослужителей в годы Великой Отечественной войны», ЛЭПбук «День Победы», звезда, ватные диски, стружка карандаша, шаблоны георгиевских ленточек, восковые мелки.

16. Предшествующая работа.

Реализация проекта «Боевая слава России»: беседы, просмотр презентаций по теме, экскурсии в музей Боевой славы, к памятнику Воину –освободителю, к Аллеи памяти, заучивание стихотворений, пословиц по теме, чтение рассказов.  Создание альбома «Подвиги священнослужителей в годы Великой Отечественной войны». Подготовка атрибутов и материалов для игры «Не ошибись» и мастерской.

17. Предполагаемый  результат:

- сформировано чувство гордости за свой народ, за его боевые заслуги;

-расширены знания представления о Великой Отечественной войне, защитниках Отечества;

- закреплены знания детей о деятельности священников во время ВОВ;

- сформировано представление на примерах, как русское православное духовенство во время войны с захватчиками достойно выполняло свой патриотический и нравственный долг.

- развито образное мышление, творчество;

- развита связную речь детей, умение строить диалог;

-обогащен словарный запас.

- воспитан интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.

- у дошкольников воспитано чувство патриотизма.

Ход:

В: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Д: Здравствуйте!

В: Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, я предлагаю послушать отрывок из стихотворения Сергея Михалкова.

Подготовленные дети читают  стихотворение: 
С. Михалков «Быль для детей» (отрывок).

Ребенок 1: Летней ночью на рассвете, 
Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит - против нас. 

Ребенок 2: Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего. 
А упорных и восставших,

На колени не упавших истребить до одного!

В: Спасибо, ребята. О чем говорится в этом стихотворении?

Д: В этом стихотворении говорится о Великой Отечественной войне. 

В: Верно. Этой теме мы посвятим сегодняшнее занятие.

В: Война. Какое страшное слово. Война – это горе и страх. Война – это разруха и смерть. Ребята, как вы понимаете, что такое война? 
Дети: Война – это борьба. Враг нападает, а защитники освобождают свою Родину, враги убивают людей, грабят, забирают в плен, расстреливают, бросают бомбы на города, жгут дома. 
В: Да, верно. Дата 22 июня 1941 года известна всем. На нашу страну напал враг – фашистская Германия. Внезапно огромные вражеские силы двинулись на нашу Родину: танки, самолеты, артиллерия и пехота. Все советские люди, взрослые и дети, встали на защиту своей Родины. Началась Великая Отечественная война.

В: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и послушайте, с какими словами обратился митрополит Сергий ко всем людям.

Просмотр видео ролика «Обращение митрополита Сергия»

В: Ребята, кто встал на защиту нашей Родины?

Д: На защиту нашей Родины встал весь народ: мужчины и женщины, старики и дети.

В: Наши солдаты, ребята, проявляли мужество и героизм. А какими же были наши солдаты? Я предлагаю вам поиграть в игру: «Каким должен быть воин?». Вы, передавая звезду, будите называть качества воина – защитника.

Словесная игра «Каким должен быть воин?»

Дети в кругу передают звезду и называют качества воина – защитника.

Д: Смелый, выносливый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, мужественный, бесстрашный, удалой, крепкий, могучий, героический и т.д.

В: Молодцы, ребята! А знаете ли вы наших героев – дергачевцев?

Д: Да.

В: Давайте подойдем к нашему ЛЭПбуку «День Победы» и назовем героев.

Дети с воспитателем подходят к ЛЭПбуку называют героев и показывают его портрет.

Д: Это Наконечников Александр Георгиевич.

В: Кем он был во время ВОВ?

Д: Он был летчиком.

Д: А это Доценко Василий Данилович. Он командовал полком пехотинцев.

Д: Данукалов Алексей Федорович был танкистом.

В: Хорошо, молодцы!

Д: Коннов Василий Дмитриевич был пехотинцем.

Д: Кардашенко Юрий Борисович защищал Родину в полку кавалерии.

Д:  Ахмиров Касим Шабанович – командир стрелковой роты.

В: Молодцы, ребята! Знаете, дети, воины должны быть не только сильными и ловкими, но и внимательными. Я предлагаю вам поиграть в игру «Не ошибись». Если я подниму синий флаг, вы будите плавать. Если подниму зеленый – ходить, если флаг России – кричать «Ура!», а если голубой – изображать самолеты.

Подвижная игра «Не ошибись»

В: Ребята, вы очень внимательные. Ребята, среди тех, кто защищал нашу Родину, были и священнослужители православной церкви. Мы с вами создали альбом «Подвиги священнослужителей в годы Великой Отечественной войны». Я предлагаю вам показать его гостям и рассказать о некоторых священниках.

Показ альбома «Подвиги священнослужителей в годы Великой Отечественной войны» и рассказ о священниках. На слайдах показ иллюстраций альбома.

Ребенок 3: Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было. Но священники не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды. Например, Священник Федор Пузанов участник двух мировых войн, награжден тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. Во время партизанского движения  он имел связь с партизанами, выполнил много заданий. Он  помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались к нему.

Ребенок 4: Протоиерей Глеб Каледа в начале Великой Отечественной войны был призван в армию. С начала и до конца войны он находился в действующих частях и в качестве радиста. Участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны.

В: Спасибо, ребята, за интересные рассказы. А теперь посмотрите на экран и послушайте, как же еще священники помогали в годы войны.

Просмотр видео ролика «Роль церкви в годы войны».

В: Вот так священнослужители защищали нашу Родину и помогали солдатам: вселяли веру и надежду в Победу. Ребята, а знаете ли вы символы Победы?

Д: Красное знамя, георгиевская ленточка, салют, звезда.

В: Ребята, расскажите, что обозначают цвета георгиевской ленточки.

Д: Цвета этой ленты, оранжевый и черный, обозначают следующее: оранжевый — символизирует вечное пламя огня; черный – это дым сгоревших городов русских.

В: Хорошо. А кто знает, как используют георгиевскую ленточку?

Д: Ветераны и люди прикрепляют на грудь, прикрепляют на фотографии погибших солдат.

В: Ребята, а можем ли мы поместить такие ленточки в наш альбом?

Ответы детей.

В: Тогда я предлагаю вам пройти в  мастерскую. На столах у вас есть шаблоны георгиевских ленточек и различные материалы: восковые карандаши, ватные диски, стружка карандашей. Раскрасьте, пожалуйста, георгиевские ленточки, а потом мы с вами их вырежем и приклеим в наш альбом.

Дети раскрашивают георгиевские ленточки. Звучит песня «Дети Земли, мир без войны».

В: Молодцы, ребята. У вас получились настоящие георгиевские ленточки, которые мы потом поместим в наш альбом.

Рефлексия.

В: Ребята, мир, в котором вы живете добрый. Ваши родители, любят вас, стараются сделать ваше детство ярким, красочным. И этот мир, нужен всем нам.

Дети составляют синквейн «Мир». Воспитатель записывает и зачитывает его.

Примерный синквейн.

Мир

Хрупкий, чистый

Движется, не стоит, растет

Пусть будет мир без войны

Счастье

В: Я желаю вам мира и чистого неба над головой!

Дети выполняют танцевальные движения под песню Я. Френкеля «Журавли» и уходят.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет»

Сценарий интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА, СЕМЬИ И ЦЕРКВИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

в статье представлен материал из опыта работы МБДОУ Д/С № 1 «УЛЫБКА» по духовно -нравственному воспитанию...

Картотека "Соборы и церкви Санкт-Петербурга"

Картотека создана по материалам "Этнокалендаря ДОУ" и помогает гамотно организовать работу по знакомству детей и их родителей с достопримечательностями Санкт-Петербурга....

«Церкви города Подольска»

рассказать детям о церквях города Подольска...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ ПОДВИГА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

История ВОВ предельно ясно доказывает одно: одерживает победу та держава, у которой выше боевой дух, которая крепче своей морально-нравственной чистотой, которая верит в своих руководителей. Сове...

Мечеть глазами детей. Конспект коллективного рисования "Мечеть Ляля-Тюльпан"

Цель: Развивать интерес к различным архитектурным строениям. Воспитывать уважительное , заботливое отношения к миру и людям других национальностей и вероисповеданий; познакомить детей...

Спортивного досуг для детей старшего возраста «Кто на Русь с мечом придёт, от меча тот и падёт!»

   Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской;Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Рос...