Детско-родительский проект «Мастерская Деда Мороза» в средней оздоровительной группе детского сада
статья (средняя группа)

Аннотация: В статье раскрывается взаимодействие родителей и детей среднего дошкольного возраста в рамках творческого детско-родительского проекта. Автор предполагает ознакомить детей с историей возникновения нового года и изготовление поделок к этому празднику с помощью ручного труда и художественно-эстетической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский проект «Мастерская Деда Мороза» в средней

оздоровительной группе детского сада

Аннотация: В статье раскрывается взаимодействие родителей и детей среднего дошкольного возраста в рамках творческого детско-родительского проекта. Автор предполагает ознакомить детей с историей возникновения нового года и изготовление поделок к этому празднику с помощью ручного труда и художественно-эстетической деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, ручной труд, художественно-эстетическая деятельность

Выготский Л.С. писал «Творчество является уделом всех… Оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» [1].Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Многие ученые говорят сегодня [3], что процесс обучения должен ориентироваться на создание условий для самореализации личности дошкольника. Согласно теории А.В. Запорожца [2] о самоценности дошкольного периода развития, основной путь развития детей – амплификация, т.е. обогащение, наполнение наиболее значимыми для них формами и способами деятельности.

Развитие познавательного интереса в дошкольном детстве закладывается в разных видах деятельности, в том числе в художественно-эстетической. Так Д.И. Эльконин [5] говорил, о связи «руки и мозга», то есть чем лучше и чаще ребенок работает рукой развивая мелкую моторику, тем лучше и активнее работает его мозг.Интерес у дошкольников зависит также от эмоционального отношения к исследуемому предмету. При этом дошкольник всегда видит и готов по-своему оценить прекрасное, а если это прекрасное сделано своими собственными руками, то интерес растет и углубляется быстрее. Познавательный интерес обязательно обладает динамикой. Свадковский И.Ф. пишет, что «главный стимул для ребенка – это успех, который наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело» [4]. Таким образом, если ребенок будет видеть успех, например, его изделия будут представлены на выставке, то он «окрылится» и будет готов заниматься ручным трудом или художественно-эстетической деятельностью, при этом углубляя, усиливая свой интерес.

Данные теоретические положения были реализованы в творческом детско-родительском проекте «Мастерская Деда Мороза», который прошел с 27.11 по 27.12.2020 в средней группе. Проект относился к детско-родительским проектам, художественно-творческой направленности. В нем приняли участие 15 детей и 15 родителей.

Целью проекта было: развивать интерес у детей среднего дошкольного возраста к ручному труду в процессе изготовление поделок к Новому году.

Задачи, которые были поставлены входе проекта:

-Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми- к изготовлению поделок к Новому году.

- Развивать умения у детско-родительского сообщества группы находить общие интересы и занятия.

- Развивать познавательный интерес у детей средней группы к теме проекта.

-Познакомить детей средней группы с традициями и обычаями празднования Нового года в различных странах.

-Развивать связную речь у дошкольников (диалогическую и монологическую), обогащать словарный запас по детей теме «Новый год, новогодние игрушки» (Новый год, праздник, елка, украшения, игрушки, гирлянда, мишура, серпантин, шары, макушка елки, пика елки, веселье, подарки, хоровод, поздравления, Дед Мороз, Снегурочка).

- Развивать у детей средней группы творческое воображение.

- Воспитывать чувство удовлетворённости у детей среднего возраста от совместной деятельности с родителями и воспитателями, от продуктов своего труда.

 Работа по теме данного проекта включала в себя три взаимосвязанных и дополняющих друг друга этапа:

1. Развитие интереса к изготовлению подарков (поделок) к новому году для членов семьи.

2.Изготовление подарков (поделок) к новому году для членов семьи совместно с воспитателем и родителями.

3. Выставка подарков (поделок) к новому году для членов семьи.

На первом этапе обогащались представления детей о Новогоднем празднике, Дедушке Морозе и его мастерской. Было отдано предпочтение методам, которые в большей степени активизируют эмоциональную сферу ребенка и самостоятельность.

Новый год – это самый любимый, самый долгожданный праздник, как для детей, так и для их родителей. От Нового года все ждут волшебства и чудес, подарков и праздничного, хорошего настроения. Но далеко не все знают историю этого праздника, соблюдают традиции, некоторым просто не хватает времени для подготовки к этому замечательному празднику из–за занятости на работе, тем не менее этот праздник с нетерпением ждут дети и нельзя не оправдать их ожидания.

Ознакомление детей с «Мастерской Деда Мороза» проходило поэтапно. На 1 этапе (он длился 2 недели) были использованы следующие методы:

  • Проведение родительского собрания по теме «Скоро, скоро новый год» и обсуждение с родителями изготовления новогодних игрушек.
  • Знакомство с проектом. Информация, консультации для родителей по ознакомлению с направлениями дизайна новогодней поделки.
  • Информационный материал для родителей «Сколько лет Деду Морозу?», «Как рассказать детям о Новогоднем празднике».
  • Проведение опроса с целью поднять творческую активность, сплочённость родителей и детей (Что Вы мастерите с ребёнком? Какую помощь в изготовлении поделки оказывает ребёнок? Что его заинтересовало в изготовлении поделки?).
  • Проведение  констатирующей диагностики.
  • Беседа с детьми среднего возраста о праздновании Нового года.
  • Беседа с детьми на тему «Добрый волшебник Дедушка Мороз».
  • Отгадывание загадок на зимнюю и новогоднюю тематику.
  • Чтение сказок, рассказов и стихов по теме. Подобран литературный материал: рус. нар. сказка «Снегурочка», Абрамцева Н.К. «Чудеса, да и только», «Новогодние подарки», Прейсен А.«Весёлый Новый год», Козлов С.Г. «Зимняя сказка», «Как ослик, ёжик и медвежонок встречали Новый год», Александрова З.Н. «Шел по лесу Дед Мороз», Анишина Н.«Лучший праздник Новый год», Найдёнова Н.П. «Зимний гость», Гурина  И. «Почта Деда Мороза» Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович», Г.Х. Андерсон «Снежная Королева», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», сказки: Морозко» и другие.
  • Составление рассказа о Деде Морозе по сюжетным картинкам.
  • Проведение подвижной игры в группе «Кто быстрее соберёт снежинки?»
  • Проведение дыхательной гимнастики «Подуем на снежинку».

На втором этапе (он длился 2-3 недели) проходило изготовление подарков (поделок) детьми средней группы к новому году совместно с воспитателем и родителями. Были проведены следующие мероприятия:

- мастер-класс с родителями «Ёлочные шары»;

- НОД по изодеятельности (рисование) «Наша ёлочка»;

- НОД по конструированию «Весёлый снеговик» (из ватных дисков);

- НОД по изодеятельности (лепка) «Дед Мороз принёс подарки»;

- НОД по изодеятельности (аппликация с элементами рисования) «Праздничная ёлочка»;

- НОД по изодеятельности (лепка) «Снегурочка танцует»;

- изготовление родителями костюмов для детей к новогоднему утреннику;

- подготовка к новогоднему утреннику на занятиях по музыке (танцы, песни, хороводы).

На последнем этапе нашего проекта(длительность 1неделя) было сделано следующее:

  • проведена контрольная диагностика;
  • организованна выставка работ «Мастерская Деда Мороза» для других групп детского сада;
  • проведен совместно с музыкальным руководителем новогодний костюмированный праздник, на котором были вручены благодарности родителям, членам семей за участие в выставке новогодних поделок.
  • результаты проекта были представлены на районном конкурсе методических разработок в январе 2020 года.

Итоговым продуктом проекта для детей стала изделий ручного художественного трудавыставка «Мастерская Деда Мороза». Диагностика в ходе проекта проводилась в 2 этапа. Констатирующий эксперимент прошел в начале декабря 2019 года. В работе с детьми был использован метод включенного структурированного наблюдения в процессе проведения организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми. Для анализа структурированного наблюдения нами были определены следующие критерии и показатели.

Критерий 1.Развитие интереса у детей к образовательной деятельности по теме «Новый год».

Показатели:

- Дети стали больше рассказывать друг другу и воспитателям, о том, где и как провели новый год. Это привело к развитию монологической и диалогической речи у детей.

- У ребят появился интерес к изготовлению своими руками открыток, рисунков к новому году для ближайших родственников (мам, пап, бабушек, братьев, сестер).

- В игровой деятельности дети чаще стали водить хороводы, устраивать выставки рисунков, петь новогодние песни.

Критерий 2 Активное участие родителей в проектной деятельности детского сада.

Показатели:

Увеличилось количество поделок, изготовленных родителями с детьми к новому году, по сравнению с осенней выставкой.

В ходе анализирования повторного опроса родителей были выделены следующие результаты:

- поделки, выполненные совместно с детьми, стали более разнообразными, используется большее количество техник и приемов изобразительной деятельности;

- дети стали проявлять больше самостоятельности при создании совместных поделок с родителями, родители доверяют им дизайн поделок, крепление части деталей в соответствии с их возрастными возможностями;

- интерес детей к совместному творчеству с родителями, приводит к желанию больше времени проводить вместе, многие родители сообщили о своем желании продолжить свое участие в детско-родительских проектах и предложили новые темы проектной деятельности.

По итогам нашего проекта можно говорить о следующих результатах:

1. Дети проявляли интерес к истории праздника, его традициям, подготовке и проведению. С удовольствием включались в проектную деятельность, связанную с подготовкой к Новому Году, отражали свои впечатления в творческой деятельности: составляли рассказы, изображали, воплощали образы в играх, раскрывали сюжетные линии.

2. Работа над проектом «Мастерская Деда Мороза» нашла горячий отклик со стороны родителей. Они активно включились в работу по созданию новогодних игрушек, изготовлению вместе со своим ребёнком творческих работ, а также оказали большую помощь в подготовке и проведению Новогоднего праздника для детей нашей группы.

Литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

2. Исенин Е.И. А.В. Запорожец. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Юридический репозиторий Зачётка.рф 2011-2016 [Электронный ресурс]. URL: http://зачётка.рф/book/7028/290466/. Обращение к ресурсу: 30.04.2020.

3. Мухтарова З.Ш. Астраханский Государственный Университет. Проблема самореализации личности в трудах отечественных и зарубежных ученых.// Вестник АГТУ 2005г., №5 .

4 Свадковский  И.Ф. О воспитании трудолюбия у детей.// 2-е изд., доп.  М 1959. учеб. Изд.

5. Эльконин Д.Б. Психология развития. //Учеб. Пособие. М.: 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско - творческий проект "Мастерская Деда Мороза"

Цель:Активизация  интереса  детей и родителей к совместной продуктивной деятельности.Задачи:• создание сплочённого детско-взрослого творческого коллектива;• активизация и обогащение воспитат...

Проект "День рождения Деда Мороза" в старшей группе детского сада

Предлагаю воспитателям использовать данный материал в своей работе. Проект  интересный, очень заинтересовал детей и родителей. Работая над проектом, я сама узнавала интересные факты, о которых ра...

Детский творческий проект "Мастерская деда Мороза"

Детский проект «Мастерская Деда Мороза»...

Детско-родительский проект «Мастерская Деда Мороза» в средней оздоровительной группе детского сада 2019 года

В статье раскрывается взаимодействие родителей и детей среднего дошкольного возраста в рамках творческого детско-родительского проекта. Автор предполагает ознакомить детей с историей возникновения нов...

Статья по детско-родительскому проекту «Мастерская Деда Мороза» в средней оздоровительной группе детского сада

В статье раскрывается взаимодействие родителей и детей среднего дошкольного возраста в рамках творческого детско-родительского проекта. Автор знакомит детей с историеи возникновения нового года и изго...

Детско-родительский проект «Мастерская Деда Мороза» в средней оздоровительной группе детского сада 2019 года

Детско-родительский проект "Мастерская Деда Мороза"в средней  оздоровительной группе....