Конспект НОД в подготовительной группе «Ознакомление детей с часами».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Медведская Оксана Николаевна

Цель: Развитие временных отношений у воспитанников подготовительной к школе группы с целью использования времени точно и рационально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chasy.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе «Ознакомление детей с часами».

Образовательная область: - Познание, Коммуникация, социализация, безопасность, художественное творчество.

Предварительная работа: Просмотр фильма «Сказка о потерянном времени».

Цель: Развитие временных отношений у воспитанников подготовительной к школе группы с целью использования времени точно и рационально.

Задачи:

-Познакомить воспитанников  с историей возникновения часов, и их разновидностями;

-Воспитывать способность и умение беречь время;

-Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

-Развивать основы речевого этикета, обогащать словарь воспитанников за счет слов: водяные, солнечные, механические, песочные, электронные часы, часовщик;

-Закрепить умение выделять особенности предметов ( форму, размер, части).

-Формировать у воспитанников художественно-практические навыки и умения               ( подбирать соединения цветов, аккуратно пользоваться клеем, кистью, сыпучем материалом (крупа)).

-Развивать фантазию, творчество, мелкую моторику.

Материал: Фантастические персонажи – фиксики.

- Презентация «История происхождения часов»  с изображением разнообразных часов (солнечные, водяные, песочные, механические, наручные, часы - кулон, часы - кольцо, карманные,  настенные , напольные, с кукушкой, цветочные, куранты, электронные, уличные, будильник, часы в натуральном виде.)

-Лист белого картона , пластилин, круглый шаблон, ножницы, салфетки, доска под лепку, подставка  под кисть, крупа, клей, кисть, карандаш.

(Воспитанники рассаживаются на полу полукругом в музыкальном зале .  Включается телевизор . Начинается показ заставки из мультфильма «Фиксики.» )

Воспитатель: Ребята , а вы знаете, кто это такие? ( ответы детей ).

Дальше просмотр мультфильма  про будильник. Сюрпризный момент  появление персонажей из мультфильма :  Нолика  и Симки.

Нолик и Симка: Здравствуйте ребята! А вы  любите загадки ?  ( ответы детей).

Нолик:  Мы идем, идем, идем

               День за днем, день за днем

               Мы идем уже лет двести,

               Но всегда стоим на месте. ( часы).

              Идет, а без ног,

              Летит , а без крыльев,

              Не догнать , не остановить. ( время) .

             Мы ходим ночью, ходим днем,

             Но никуда мы не уйдем.

             Мы бьем исправно каждый час,

             А вы друзья, не бейте нас . (часы).

Воспитатель: Конечно, именно часы нам подскажут.

 Когда  работу начинать.

- Что такое часы ? (прибор , который показывает время).

Симка: Ребята, что-то мы с вами  засиделись. Давайте, вместе с вами немного разомнемся , поиграем.

Проводится игра: Подвижная игра с речевым сопровождением

                                                «Бьют часы» .

Часы бьют раз,                            (хлопают в ладоши).

                                

Часы бьют два,

Часы бьют три.

Новый год приходи!                   (Поступательные    зовущие   движения к себе).

Тебя ждали год,                            (Пружинка, руки на поясе).

Стояли у ворот.

А пришел мороз,                           (Шагают на месте).

Заморозил нос.

Нас мороз, не пугай,                     (Наклоны вправо, влево).

С нами ты поиграй

В прятки ты поиграй                      ( 2 приседания, руки на колени)

Подарки нам дай.

Конфеты, игрушки,                         (Постукивают кулачками друг о друга).

Орехи, хлопушки.

Будем веселиться,                           (Прыжки на двух ногах).

Танцевать, резвиться.

-Присаживайтесь , обратно на места, устраивайтесь поудобнее .Продолжим наше путешествие по часам.

Нолик: Ребята, а как вы думаете, зачем нам время? Надо ли нам измерять время или нет? ( ответы детей или персонажей: можно опоздать на автобус, пропустить любимые мультфильмы, встретить маму с работы и т.д.).

- А вы знаете, как люди  придумали часы.(показ электронных часов).

-Тогда слушайте занимательную историю. Когда- то давним - давно  люди определяли время по солнцу.

 СОЛНЦЕ -  СЛАЙД.

- Встало солнце – все проснулись , за работу принялись. Над головой, оказалось - обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло  время ,идти  домой.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ - СЛАЙД.

- Как – то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень бегает по  кругу , и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному  часу. Взошло  солнце,  и тень от столба  медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. ( По И.Мельникову).Солнечные часы придумали египтяне. (Показ эксперимента).

Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.

-А как, вы думаете почему?

-В хмурую, дождливую погоду или зимой  мы можем такими часами пользоваться? ( ответы детей).

- А еще бывают живые часы?

-Вы , знаете какие это часы?

-Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и , взлетев на забор, кричат « ку- ка- ре- ку».

-Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, всех поднимает.

ЧАСЫ - ПЕТУХ- СЛАЙД.

-Люди заметили, что первый раз петух начинает кричать, когда солнце не встало, а только выпустило первый луч. Но по пению  петуха трудно определить точное время.

Нолик: А вы слышали о цветочных часах?

ЦВЕТОЧННЫЕ ЧАСЫ- СЛАЙД.

-Очень давно люди, заметили, что одни цветы раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи - только ночью. Открываются цветы не когда им вздумается, а в  (  свое собственное) время. Одуванчики дружно открываются в 5 ч. Утра, а закрываются они в 2-3 ч. дня. Одуванчики – это луговые часы, а кувшинки - речные. Они просыпаются  в 7ч. утра и весь день поворачиваются  за солнцем. Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский  ученный - Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил, когда  раскрываются и закрываются цветки разных растений. И в саду он сделал себе часы. На клумбе росли: цикорий, шиповник, одуванчик, картофель и другие цветы. Карл Линней мог определить время только в солнечную погоду. Как вы думаете почему?

Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы - цветы.  Самые   большие находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре достигают 10м. , а минутная стрелка весит более 30 кг. А дальше…

Придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась в отверстие. На стенках были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ - СЛАЙД.

Нолик: Как вы думаете, удобны ли эти часы?

-Они оказались не удобны, потому – что в сосуд надо постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени, «Сколько воды утекло!»

Стали люди думать, как придумать часы, чтобы они одинаково показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами.  Сделаны  из стекла.

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ - СЛАЙД.

Состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком, внутри находится песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – прошло определенное количество времени. А кто из вас знает, где в наше время используют песочные часы? ( в больнице, поликлинике, когда делают процедуры).

Воспитатель: Какое время    могут отсчитывать песочные часы? ( 1, 3, 5, 10 минут).

ЧАСЫ – СВЕЧА.

- Ребята , когда появились свечи, люди придумали , как их можно использовать для определения времени. На свече сделали отметки, которые обозначали часы. Свечи были разных размеров.  Так как свечи были очень дорогими, ими могли пользоваться только богатые люди. Как вы думаете , были ли эти часы удобны в использование? ( ответы детей – пожар, сгорает быстро, ветер задувает).

Симка: Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Так появились механические часы, которые мы используем до сих пор.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ – СЛАЙД.

Это часы с механизмом. Внутрь поставили пружину, закрутили ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепили к ней зубчатое  колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе крутит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка, ею закручивают пружину, чтобы часы не останавливались, их нужно постоянно заводить.

Нолик: Ребята , кто из вас знает , как зовут мастера, который чинит часы? Часовщик. Раньше часы имели одну часовую стрелку, позже появилась минутная, а еще позже секундная. Есть еще часы без пружины. Внутри них стоит электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ – СЛАЙД.

Люди стали дорожить временем, и придумали часы без стрелок. В таких часах, на циферблате только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети или на батарейках.

Симка:  В каких современных приборах, мы  встречаем электронные часы? (В телефоне, стиральной машине, микроволновой печи,  компьютере, мульти варке и т.д.)  

- Чем отличаются механические часы от электронных ? (У электронных нет стрелок, циферблата, работают от батареек  или электрической сети ).

Теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может и не  одни.

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ – СЛАЙД.

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

ЧАСЫ – КУЛОН - СЛАЙД.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона. Кулон  надевается на шею на цепочке.

ЧАСЫ – КОЛЬЦО – СЛАЙД.

Есть красивые часы в виде кольца, а колечко мы надеваем на пальчик.

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ – СЛАЙД.

Некоторые мужчины предпочитают карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

ЧАСЫ – БУДИЛЬНИК – СЛАЙД.

Раньше в домах были часы – будильник. Зачем нужны такие часы?

- Будильник можно завести на определенный час , и своим звоночком он разбудит нас в нужное время. А в наше время мы пользуемся будильником на телефоне, где можем поставить приятную мелодию.

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ – СЛАЙД.

Часы , которые мы ставим на письменный стол , называются настольными.

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ – СЛАЙД.

Часы , висящие на стене, называются настенными.

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ – СЛАЙД.

-Как вы думаете, где стоят напольные часы?

- Такие часы стоят на полу. Они высокие , массивные , с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях , и с мелодичным боем.

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ – СЛАЙД.

-Какие часы « умеют куковать» ?

-Часы с кукушкой! В часах ,изготовленных в виде узорной деревянной избушки , прячется « кукушка». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает «ку – ку, ку – ку», напоминая нам о том , который сейчас час.

ЧАСЫ УЛИЧНЫЕ – СЛАЙД.

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные.

Эти уличные часы на столбе знакомы тебе. Они здесь очень нужны: стрелки великаны издали видны!

ЧАСЫ – СКАЗКА – СЛАЙД.

Часы – сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух сидящий на высоком месте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: «Ку – ка – ре-ку!» -приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит. Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники , звенят в лапах медведя тарелки: «Во саду ли, в огороде» ,- поют весело музыканты. Отыграют музыканты и снова прячутся в домики.

Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами,

каждый час они отбивают время и играют какую – ни будь мелодию.

А кто знает самые знаменитые часы России?

БАШЕННЫЕ ЧАСЫ ; КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ – СЛАЙДЫ.

Это Кремлевские куранты, установленные на Спасской  башне Московского кремля .Первые часы на Спасской башне появились в начале 17в. Их  создал английский мастер Христофор Галовей.Через некоторое время старые часы мастера Галовея заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате. Несколько столетий Спасскую башню украшают эти часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживают их работу, следят чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов. 31 декабря с первым ударом Кремлевских  курантов страна вступает в  Новый год! Услышав бой знаменитых часов, мы друг другу желаем счастья и поздравляем с Новым годом!

Воспитатель: Да, часы  бывают разные, но все они показывают время. По часам люди определяют, когда вставать, идти на работу, обедать, ложиться спать.

Нолик :Что такое часы? Прибор для определения времени.

-На циферблате часов есть стрелки, как они называются? Минутная и часовая.

-Что показывает маленькая стрелка? Часы.

-Что показывает большая стрелка? Минуты.

-Из каких частей состоят часы? корпус , циферблат, механизм, кнопки.

Симка:Нолик ты совсем заговорил ребят. Ну-ка поднимайтесь, давайте не много подвигаемся.

                                 Физкультминутка.

                                             ЧАСЫ.

Тик- так, тик- так                     (по 2 наклона головы вправо и влево).

Мы умеем делать так.           (2 наклона туловища вправо и влево).

Влево - тик, вправо - так.         (наклоны головы влево и вправо).

Тик – так, тик – так!                    ( наклоны туловища вправо и влево).

А потом: бим – бом!                   (4 наклона туловища вперед, руки на поясе).

Каждый час исправно бьем.    (шаги на месте, руки на поясе).

Наши стрелочки бегут                ( бег на месте).

И минутам счет ведут.

Аппликация на тему: «Разные часы».

Воспитатель: Ребята мы сегодня, так много узнали о часах. И в этом нам помогли наши гости. Давайте  их отблагодарим за интересную историю о часах .Сейчас мы пройдем в группу и сделаем подарки на память нашим друзьям. ( Воспитатель напоминает детям  как пользоваться шаблоном, способ лепки цифр, что делать с крупой, аккуратно использовать клей. Дети проходят за столы , к заранее приготовленным материалам и принимаются за работу). В конце НОД предлагаю рассмотреть работы и дать им оценку.

Воспитатель: Посмотрите , фиксики, какие у нас интересные часы получились .( Дети рассказывают о своих работах).

Симка: (раздается звонок мобильного) Алло… Ой, Нолик, это Димчик ! У него снова компьютер завис, а ему уроки делать надо! Срочно на помощь спешим! И часы, часы главное не забудь! До свидания, ребята!

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Ознакомление с массой предметов»

Конспект занятия в подготовительной группе МДОУ «Детский сад №1 «Тополек» «Ознакомление с массой предметов»...

конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...

Конспект занятия в подготовительной группе. Ознакомление с окружающим миром "Цитрусовый сад"

Конспект занятия в подготовительной группе. Ознакомление с окружающим миром "Цитрусовый сад"...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «История часов»

Цель занятия познакомить детей с историей изобретения часов....

Презентация к конспекту НОД в подготовительной группе по ФЭМП «История часов»

Презентация к конспекту  НОД в подготовительной группе по ФЭМП "История часов"...