Деловая игра для педагогов на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования»
методическая разработка

Строканова Ольга Владимировна

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений.

Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи. Речь самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.

Распространена точка зрения, что развитие речи – процесс, целиком основанный на подражании, неосознанном, интуитивном усвоении языка дошкольниками. Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи нельзя не сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: «Посмотри – послушай – повтори, что сказал воспитатель!». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_slovarnaya_rabota.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Деловая игра на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования»

 воспитатель 1 кв. категории Строканова Ольга Владимировна. МБОУ «Излучинская ОНШ»

Ведущая: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на деловой игре.

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений.

Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи. Речь самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.

Распространена точка зрения, что развитие речи – процесс, целиком основанный на подражании, неосознанном, интуитивном усвоении языка дошкольниками. Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи нельзя не сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: «Посмотри – послушай – повтори, что сказал воспитатель!». При таком подходе ведущим в обучении выступает предъявление речевых образцов, а не развитие языковой интуиции, формирование языковых обобщений, элементарного осознания языка и речи 

Сегодня для нашей игры нам понадобится 2 команды по 4 человека

Деловая игра  «Ромашка»                                                                                                    

Перед  педагогами  выложен  цветок – ромашка.

Каждая команда по очереди берёт лепесток и поочередно отвечают на вопрос.          

Вопросы:                                                                          

1. Что включает в себя словарная работа с детьми в детском саду?                                            (Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.  Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т.к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.)

2. Задачи словарной работы.

  1. обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
  2. уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
  3. активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
  4. устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:

  1. овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
  2. рост словаря за счёт понимания слов. Обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями. Как анализ, сравнение.
  3. Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.

   3.Принципы словарной работы:

  1. работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
  2. формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
  3. все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

 4.Приёмы словарной работы:

  •  называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
  • Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
  • Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
  • Объяснение происхождения слова.  Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
  • Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.
  • Дидактические игры и упражнения  «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.
  • Загадки, сравнение предметов. 

Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.

5.Назовите методы словарной работы                                                    

  1.  Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий: осмотрах помещений д\с, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка: создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.

 Показ картины, малой знакомой детям по содержанию.  Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.

Показ кинофильмов и диафильмов.

Чтение художественных произведений

Рассматривание игрушек.

Рассматривание картинок сюжетных и предметных(приём - вопрос)

Дидактические игры.

Словарно-логические упражнения

6.Какова методика работы над новым словом?

Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Наглядным образом знакомится ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом. А также словесными указаниями: «Послушайте ещё раз это трудное слово».                                                                                                                            

 Блицтурнир: 

«Расположи задачи в порядке возрастания».

Задание : «Расположи задачи в порядке возрастания».

Правила игры: педагоги должны   по содержанию программных задач (на карточках) определить возрастную группу и доказать правильность своего решения.

  • Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий); обозначать словами свои и чужие действия, характеризовать состояние и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеется); отмечать особенности действий и взаимоотношений окружающих взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает); поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова - 1 мл. гр.
  • Обогащать словарь детей. Развивать пассивный и активный словарь на основе знакомства и углубления представлений детей об окружающей действительности. Знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т.п.).  Расширять словарь, обозначающий действия (деятельность людей, действия и движения животных). Упражнять детей в использовании определений (характеристика предметов и явлений, внешний вид людей и животных) – 2 мл. гр.
  • Расширять и активизировать словарный запас во всех видах детской деятельности. Продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов; обобщающими понятиями. Упражнять в умении пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи. Учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам и объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними. Вводить в словарь детей и поощрять самостоятельное использование в речи наречий (холодно, горячо, тепло, весело, красиво и др.).

 Привлекать внимание детей к новым словам и помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации. Обращать внимание детей на слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы) – ср. гр.

  • Расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях. Расширять запас слов с противоположным значением (антонимов) и слов, близких по значению (синонимов). Поощрять стремление детей подбирать синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания. Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться обобщениями в самостоятельной речи. Познакомить с многозначными словами и словами-омонимами. Работать над лексическим значением слов – гр. ст. дошк. возраста.

                                                   «Словесная карусель».

Командам раздается карточка, в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима.

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Грусть – тоска, печаль, кручина.

Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый

 Прохлада – свежесть, холодильник.                                                                           Маленький – малюсенький, крошечный, кроха.                                                                Красный – алый, багряный, багровый.                                                                              Сильный – могучий, мощный, могущественный.                                                             Активный – деятельный, инициативный, энергичный.                                                         Злой - жестокий, злющий.                                                                                                  Опрятный – чистый, аккуратный, чистюля.                                                                        Хрупкий – ломкий, слабый, непрочный.                                                                          Обмануть – перехитрить, одурачить, провести.                                                                

 Игра со зрителями-педагогами

 Подбери Антонимы:

Маленький – большой.      Молодой – старый.            Широкий – узкий.

Узкий – широкий.              Жара – холод.                     Конец – начало.

Высокий – низкий.             Добрый – жадный.        Говорить – молчать.

Темный – светлый.             Больной – здоровый.    Ясно – пасмурно.

Твердый – мягкий.             Вверх – вниз.                 Правда – ложь.

Теплый – холодный.          Широкий – узкий.          Горький - сладкий.

Быстрый – медленный.      Плакать – смеяться.        Больной – здоровый

                                                   

                                       

 Задание для команд: «Составь слово».

Участникам даются карточки со словами: Университетская, аквалангист, электростанция, катастрофический, энергетическая, долгоиграющий, академическая.

Например: электростанция – электрик, станция, станок, лето, налет, лектор, рост, танец, торт и т. д.

Из них нужно составить как можно больше слов.

 

                                Аукцион методических находок:

1.«Использование дидактической игры для обогащения словаря детей».

Команды представляют использование одной из дидактических игр по познавательному развитию (например, д/и «Накорми зверят») для обогащения словаря (какие программные задачи по речевому развитию она может решать):

  1. Лексические темы: дикие животные, домашние животные, насекомые, птицы…
  2. Формирование лексико-грамматического строя:
  • Употребление относительных прилагательных,
  • Согласование числительных с существительными (1 морковка, 2 морковки, 5 морковок…),
  • Употребление притяжательных прилагательных (чей хвост?),
  • Употребление уменьшительных ласкательных,
  • Образование детенышей животных,
  • Употребление существительных ед. и мн. Числа,
  • Употребление существительных в Р.п. (не стало кого?),
  • Употребление падежей …

2. Познавательные задачи: узнай и назови, где живет, чем питается, детеныши, как передвигается, как кричит, внешний вид, какого цвета, какой формы туловище, может ли жить в других климатических зонах, почему не может…

3.Развитие логики, умение находить причинно-следственные связи (например, заяц прыгает потому, что у него задние лапы длиннее).                            

Подведение итогов.

Уважаемые коллеги! Вы прекрасно и грамотно справились со всеми заданиями! Сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие речевому развитию детей

Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупицы чистого золота. Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активного словаря детей с задержкой речевого развития 4-го года жизни

Статья основана на опыте работы учителя-дефектолога в детском саду....

«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

«Формирование  понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...

Презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"

презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"...

консультация для педагогов на тему "Формирование диалогических умений у дошкольников посредством создания игровых проблемных ситуаций"

консультация содержит советы практического характера о этапах работы над проблемной ситуацией....

Деловая игра на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования

Деловая игра на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования» воспитатель 1 кв. категории ...

Дипломная работа "Изучение влияния развития крупной моторики на формирование активного словаря детей младшего дошкольного возраста".

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯКРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЕНИСЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»...

ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов на тему: «Двигательная активность на прогулках. Организация спортивных игр на прогулке»

Потребность в движении -  одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании человека...